Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3756/2019
29 июля 2019 года | г. Хабаровск |
Шестой арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»
на решение от 30.05.2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по делу № А73-6179/2019,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
судьей А.Г. Калашниковым
по заявлению Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» в лице Западно-Сибирского филиала (далее – АО «ФПК», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление, административный орган) от 15.03.2019 № ТБ-ЖТ15/03/2019/36 ХБР, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 30.05.2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требования отказано по мотиву доказанности в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения его к административной ответственности, а также отсутствием оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным судебным актом, общество подало в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просило его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств дела.
По мнению апеллянта, судом дана ненадлежащая оценка всем доказательствам, подтверждающим событие и вину общества. Кроме того, указывает на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва на нее, возражения на отзыв, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки АО «ФПК», проведенной управлением в соответствии с распоряжением от 14.01.2019 № 09-р выявлено неисполнение требований по обеспечению требований по обеспечению транспортной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 18.01.2019 № 1, и 14.02.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
15.03.2019 вынесено постановление № ТБ-ЖТ-15/03/2019/36 ХБР, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая данное постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 9, 11 пункта 1 статьи 1 названного Закона под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транс портных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе, железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров.
Заявитель для осуществления своей деятельности использует категорированные транспортные средства - вагоны, следовательно, в силу статьи 1 названного Закона является субъектом транспортной инфраструктуры.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Закона № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, подпунктом 3 пункта 5 которых субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно подпункту 4 пункта 5 субъекты обязаны представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона №16-ФЗ, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 5 указанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обеспечить видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности.
В силу подпункта 33 пункта 5 Требований № 495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств оснастить объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Согласно части 8 статьи 12.2 Закона № 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
В ходе проверочных мероприятий управлением установлено, что АО «ФПК» привлечено (сформировано) транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, - пассажирский вагон № 13 железнодорожного подвижного состава, для защиты входящих в состав вагонных участков Новосибирска, подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства. Вместе с тем, в нарушение указанных требований это средство не использовалось 18.01.2019 в поезде № 7 дальнего следования сообщением Владивосток - Новосибирск.
Также управлением установлено, что АО «ФПК» не обеспечено видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности транспортного средства - пассажирский вагон № 13 (заводской номер вагона 084 10862, тип вагона КР/2У на 24 места).
В ходе проверочных мероприятий установлено, что пассажирский вагон №13 (заводской номер вагона 084 10862, тип вагона КР/2У на 24 места) не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
При таких обстоятельствах вывод первой инстанции о наличии в действиях заявителя по делу объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, является обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу, что общество, как субъект транспортной инфраструктуры, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований в области обеспечения транспортной безопасности на транспортном средстве.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено, что подтверждает вину общества.
С учетом вышеизложенного, обоснованным является вывод о наличии в действиях АО «ФПК» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Доводы апеллянта о том, что управлением при составлении акта осмотра от 18.01.2019 допущены грубые нарушения, которые повлекли нарушение прав АО «ФПК», отклоняются судом второй инстанции.
Из материалов дела видно, что спорный акт содержит указание на наличие нарушений в сфере транспортной безопасности, выявленных в ходе осмотра; он также заверен подписью сотрудника АО «ФПК» - начальника поезда, присутствовавшего при осмотре (обследовании) транспортного средства.
Кроме того, весь ход проверочных мероприятий зафиксирован видеосъемкой, на что указано в протоколе об административном нарушении, и запись которой приложена к административному делу №ТБ-ЖТ-15/03/2019/36, возбужденному 15.03.2019 по результатам рейдового осмотра.
Таким образом, у апелляционного суда нет оснований, чтобы согласиться с апеллянтов данной части.
Описки в части указания строения станции Хабаровск -1, на территории которой 18.01.2019 проводились рейдовые мероприятия, а так же помарки в акте, вторая инстанция признает несущественными, которые позволили бы исключить акт от 18.01.2019 №1 из доказательств по делу, и согласиться с обществом о существенном нарушении его прав.
Факт нарушения АО «ФПК» требований действующего законодательства подтвержден представленными в материалы дела как письменными доказательствами, так и фото- видео-материалами, оцененными первой инстанцией в порядке статьи 71 АПК РФ.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Апелляционная инстанция с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку допущенные нарушения посягают на порядок общественных отношений, установленный государством в области транспортной безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта у второй инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2019 по делу № А73-6179/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.И. Сапрыкина |