ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3779/2017 от 25.07.2017 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3779/2017

26 июля 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.

при участии  в заседании:

от ОАО  "Облкоммунсервис":  не явились;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представителя Легчило А.Н. ;

от АО "Амурские коммунальные системы": не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества  "Облкоммунсервис"

на решение от  18.05.2017 по делу № А04-1617/2017

Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Басос М.А.

по заявлению Открытого акционерного общества  "Облкоммунсервис"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области

о  признании недействительным решения

третье лицо Акционерное общество "Амурские коммунальные системы"

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Облкоммунсервис» (ОГРН 110280101785, ИНН 2801154052; далее – ОАО «Облкоммунсервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – управление, антимонопольный орган) от 30.01.2017 по делу № А-10/43 2016.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Акционерное общество «Амурские коммунальные системы» (далее – АО «АКС»).

Решением суда от 18.05.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Облкоммунсервис» обратилось с  апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новое решение в связи с неправильным применением  судом действующего законодательства, регламентирующего  порядок  поставки тепловой энергии, а также неполным выяснением всех обстоятельств спора.

Управление в отзыве  и заседании суда второй инстанции отклонило доводы жалобы, просило в требовании заявителя отказать.

Заявитель жалобы и третье лицо участия в судебном разбирательстве не приняли.

ООО «АКС» в  отзыве просило решение суда оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя антимонопольной службы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, в управление обратилось АО «АКС» с заявлением от 17.10.2016 о необоснованном отказе ОАО «Облкоммунсервис» в подключении к системе теплоснабжения с начала отопительного сезона объект - канализационно-насосная станция «Северная», расположенная в городе Благовещенске по улице Гражданская, 361,  что послужило  основанием для возбуждения дела № А-10/43 2016 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон  №135-ФЗ).

По результатам рассмотрения дела антимонопольной службой  принято решение от 30.01.2017, которым действия ОАО «Облкоммунсервис», выраженные в отказе в подключении к системе теплоснабжения канализационно-насосной станции «Северная» с начала отопительного сезона в городе Благовещенске Амурской области в 2016 году - с 29.09.2016, признаны нарушающими вышеназванные положения Закона «О защите конкуренции».

Не согласившись  с данным решением, общество  оспорило его  в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в требовании ввиду  отсутствия совокупности таких условий.

Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.

Согласно части 1 статьи 10 Закона №35-ФЗ  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе,  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).

Арбитражным судом установлено, что ОАО «Облкоммунсервис» состоит в реестре субъектов естественных и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Облкоммунсервис» (энергоснабжающая организация) и АО «Амурские коммунальные системы» (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась через присоединенную сеть подавать абоненту тепловую энергию на объект - канализационно-насосная станция, расположенная в городе Благовещенске по улице Гражданская, 361, а абонент - в установленные договором сроки оплачивать принятую тепловую энергию.

Пунктом 3.20 договора определено, что ежегодно, перед началом отопительного сезона абонент обязан оформить акт-паспорт готовности, копия которого передается в энергоснабжающую организацию.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В силу статьи 20 этого Закона  потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 в  соответствии с которыми в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены не только устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов и т.п., но и отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в установленный срок.

Как следует из материалов дела, на спорный объект АО «АКС» - канализационно-насосная станция «Северная», 09.09.2016 сторонами договора теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т был составлен акт-паспорт готовности данного объекта к принятию тепловой энергии, из которого следует, что с технической стороны объект был готов к началу отопительного периода. Данный акт-паспорт не сдержит сведений о наличии задолженности АО «АКС» по оплате тепловой энергии, хотя обязательное указание таких сведений предусмотрено как Правилами оценки готовности к отопительному периоду от 12.03.2013 № 103, так и формой самого акта.

Таким образом, ОАО «Облкоммунсервис», не указав в акте-паспорте готовности сведения о задолженности абонента, полностью подтвердило отсутствие препятствий для подключения объекта к теплоснабжению.

Довод заявителя жалобы, что АО «АКС»  имело задолженность, следовательно,  ресурсоснабжающая организация на основании Правил оценки готовности к отопительному периоду,  утвержденных  приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, вправе была отказать абоненту, был предметом  исследования и правовой оценки первой инстанции и обоснованно отклонен.

Действительно, наличие задолженности подтверждено материалами дела. Вместе с тем, согласно положениям статьи 22 Закона о теплоснабжении в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. До введения ограничения подачи тепловой энергии теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа.

При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения.

Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 и аналогичны  изложенному в статье 22 Закона о теплоснабжении порядку действий теплоснабжающей организации в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии.

Теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, предупредив об этом в письменной форме потребителя. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения.

При этом ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры. Если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за одни  сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Приведенный порядок ОАО «Облкоммунсервис» соблюден не был.

Кроме того, арбитражным судом верно отмечено, что при одностороннем изменении срока начала поставки тепловой энергии на вышеуказанный объект обществом не учетно, что канализационно-насосная станция «Северная» является объектом социального обеспечения, поскольку обслуживает такие районы города Благовещенска, как район КПП, квартал 800, район Мясокомбината, района Агромаш, Астрахановка  и принимает стоки от шести канализационных насосных станций  с передачей   сточных вод на главную насосную станцию, через которую стоки поступают на очистные сооружения города. Остановка насосов на данном объекте могла привести к переполнению канализационных колодцев и подтоплению жилых домов и объектов социального значения города Благовещенска.

Следовательно, оснований, чтобы не согласиться с антимонопольным органом  в том, что в действиях ОАО «Облкоммунсервис», выразившихся в отказе в подключении к системе теплоснабжения расположенной в городе Благовещенске канализационно-насосной станции «Северная» с начала отопительного сезона, установлен  факт злоупотребления своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии, у арбитражного суда не имелось.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от  18.05.2017 по делу № А04-1617/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу «Облкоммунсервис» излишне уплаченную по платежному поручению от 15.06.2017 №1457 государственную пошлину в размере 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.Г. Харьковская