ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3825/20 от 16.09.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3825/2020

16 сентября 2020 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Волковой М.О.,

рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пушкарева Евгения Филипповича

на решение от 09.07.2020

по делу № А04-3256/2020

Арбитражного суда Амурской области,

рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей»

к индивидуальному предпринимателю Пушкареву Евгению Филипповичу

о взыскании 50 164,92 руб.,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Жилищный эксплуатационный участок»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей» (ОГРН 1092813000917, г. Райчихинск, Амурская область, далее – ООО «РКЦ») обратилось в Арбитражный суд Амурской области к индивидуальному предпринимателю Пушкареву Евгению Филипповичу (ОГРНИП 304282731900215, далее – ИП Пушкарев Е.Ф.) о взыскании основного долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 47 365,86 руб., пени за период с 13.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2 285,40 руб., пени, начиная с 28.04.2020, по день фактического исполнения обязательства, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по договору №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Жилищный эксплуатационный участок» (далее – ООО «ЖЭУ»).

Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.

Решением от 09.07.2020 иск удовлетворен частично: с ИП Пушкарева Е.Ф. в пользу ООО «РКЦ» взыскан долг за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 47 365,86 руб., пени за период с 14.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2 283,03 руб. (всего – 49 648,89 руб.), судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 999,90 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7 999,62 руб.

Этим же решением с ИП Пушкарева Е.Ф. взысканы пени в пользу ООО «РКЦ», начисленные на сумму задолженности – 47 365,86 руб., рассчитанные, исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты за каждый день просрочки, начиная с 28.04.2020, по день фактического исполнения обязательства.

В остальной части иска отказано.

Не согласившись с судебным актом, ИП Пушкарев Е.Ф. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на нарушение норм процессуального права несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что представленные ООО «ЖЭУ» доказательства (счета № 527 т 30.04.2019, № 1055 от 31.05.2019, № 1831 от 30.06.2019, маршрут транспортирования ТКО по Михайловскому району, проект графика сбора ТКО по Михайловскому району) не подтверждают фактическое оказание услуг по вывозу ТБО и их объем. Доказательства направления УПД потребителю услуг – ИП Пушкареву Е.Ф. в порядке пункта 2.5 договора не представлены, равно как и доказательства направления акта сверки для подписания.

Ссылается на то, что неоднократные обращения по телефону к оператору об отсутствии факта оказания услуг по вывозу ТКО не привели к результату.

Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что в спорный период с 01.04.2019 по 30.06.2019 региональным оператором – ООО «ЖЭУ» вывоз ТКО с объекта ИП Пушкарева Е.Ф. не осуществлялся.

В ответах на претензии регионального оператора предприниматель неоднократно указывал на то, что у ответчика установлены три контейнера объемом 0,75 м3, по адресам: с. Шадрино, ул. Зеленая, 1, с. Чесноково, ул. Центральная, 22, с. Чесноково, ул. Школьная, 17, в связи с чем просил произвести перерасчет платежей за период с апреля по июнь включительно в связи с отсутствием ТКО за указанный период.

ИП Пушкаревым Е.Ф. произведен расчет объема ТКО, исходя из объема 0,75 м3 с каждого контейнера, который составил 2,25 м3.

Кроме того, ссылается на отсутствие в деле актов выполненных работ, подписанных ответчиком.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «РКЦ» просило оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав на недоказанность ответчиком факта самостоятельного вывоза и утилизации коммунальных отходов иными способами; отсутствие поданных заявок не доказывает отсутствие образования твердых коммунальных отходов на объекте, в котором осуществляется какая-либо деятельность; перерасчет размера платы услуг ТКО, либо несогласие потребителя с предоставляемой услугой возможен в случае получения региональным оператором письменного обращения с приложением подтверждающих документов. Между тем, ответчик необходимые для перерасчета документы не предоставил. При этом факт нахождения работников на рабочих местах не отрицается ответчиком. Все счета-фактуры направлены в адрес ИП Пушкарева Е.Ф., собственного контейнера в спорный период у заявителя не было, в какой конкретно из контейнеров было утилизировано ИП Пушкаревым Е.Ф. ТКО не известно. Расчет ТКО производится исключительно в соответствии с подпунктом а) пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», из расчета количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, либо расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. За спорный период ИП Пушкарев Е.Ф. заявление на вывоз контейнеров не направлял, соответственно расчет сделан, исходя из норматива накопления на магазин. После установки контейнера, при направлении заявления на вывоз ТКО, расчет производится исходя из объема контейнера.

ООО «ЖЭУ» в своем отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просило оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав, что ответчик не может пояснить, куда именно складировал накопленные за спорный период коммунальные отходы. Предприниматель использовал общественные мусорные бачки, либо сжигал, либо делал самовывоз, что не соответствует законодательству. Отсутствие поданных заявок не доказывает того, что за указанный период образование твердых коммунальных отходов на объекте отсутствует.

В возражениях на отзывы истца и третьего лица ИП Пушкарев Е.Ф. с их доводами не согласился, повторив доводы своей апелляционной жалобы, дополнительно указав, что объем отходов с объектов ИП Пушкарева Е.Ф. в спорный период был значительно меньше объема, выставленного в счетах, о чем свидетельствует дальнейшее уменьшение региональным оператором объема ТКО с объектов ответчика. Поскольку количество мусора в спорный период было незначительным, а вывоз его не осуществлялся региональным оператором, предприниматель вывозил мусор самостоятельно и сжигал его на личном подворье.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

Согласно материалам дела 01.04.2019 между ООО «Жилищный эксплуатационный участок» (региональный оператор) и ИП Пушкаревым (потребитель) заключен договор №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, обеспечивать их транспортирование и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).

Объем и места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются в приложении к настоящему договору (пункт 1.2 договора).

Способ складирования ТКО определяется, с учетом имеющихся технологических возможностей многоквартирного (жилого) дома (индивидуального строения), и осуществляется в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, предназначенных для сбора ТКО. Складирование крупногабаритных отходов осуществляется на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов (пункт 1.3 договора).

Пунктом 1.4 договора стороны определили, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.04.2019.

Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 01.03.2019 № 27-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами», который составляет 506,37 за 1 м3. (пункт 2.2 договора).

При вступлении в силу нормативно-правых актов, изменяющих порядок определения стоимости оказываемых услуг, а также принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов решения об изменении действующего тарифа, расчеты будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов, с даты, установленной постановлениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Изменение тарифов в период действия настоящего договора не требует его переоформления, заключения дополнительных соглашений (пункт 2.3 договора).

В соответствии с пунктом 2.4 договора начисление платы производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 договора. Размер платы за оказание услуг по обращению с ТКО определяется по действующим тарифам.

Согласно пункту 2.5 договора оплата потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится до десятого числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. До пятого числа месяца, следующего за расчетным, региональный оператор направляет универсальный передаточный документ, который доставляется на бумажном носителе или в электронном виде на электронный адрес потребителя. Потребитель до десятого числа месяца, следующего за расчетным, возвращает региональному оператору подписанный и скрепленный печатью универсальный передаточный документ. В случае неполучения региональным оператором оформленного со стороны потребителя универсального передаточного документа, услуга считается предоставленной в полном объеме и надлежащего качества. В случае, если объем фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим договором, оплата производится из расчета фактически оказанных услуг.

Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим методом: из расчета количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, либо расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4.1 договора).

В пункте 9.1 договора предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.04.2019, и действует до 31.12.2019.

Договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении договора на иных условиях (пункт 9.2 договора).

01.04.2019 между ООО «Жилищный эксплуатационный участок» (принципал) и ООО «РКЦ» (агент) заключен агентский договор, по условиям которого принципал поручает, а агент берет на себя обязательства с 01.04.2019 за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и фактические действия: по формированию и ведению базы данных лицевых счетов потребителей услуг по обращению с ТКО; по расчету и начислению платы за услуги по обращению с ТКО; по проведению перерасчетов в порядке, предусмотренном действующим законодательством; по приему и обслуживанию потребителей по вопросам, связанным с начислением, перерасчетами; по взысканию с потребителей дебиторской задолженности, возникающей за период платежа с даты заключения договора, в результате неисполнения обязательств по оплате за услуги по обращению с ТКО; производить расчет, начисление, взыскание неустоек (штрафов, пеней) в отношении потребителей, имеющих дебиторскую задолженность, а также принимать и перечислять полученные от потребителей денежные средства за данный вид начислений. Расчет штрафных санкций осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных жилищным законодательством РФ, по указанию принципала; по формированию ведомости для выставления счетов на оплату; доставка счетов на оплату, квитанций потребителям нарочно и через почту; начисление платы за услугу «Обращение с ТКО» юридическим лицам в программе 1С Принципала; формирование счетов на оплату, УПД в программе 1С Принципала; формирование актов сверки потребителям; по размещению регламентированной информации в ГИС ЖКХ; изготовление и направление абонентам договоров по обращению с ТКО, ведение базы данных абонентов (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.1.2 агент обязался осуществлять от своего имени работу по взысканию суммы задолженности, осуществлять все действия по принудительному взысканию задолженности в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими нормативными актами, в судебном порядке отрабатывать суммы долга потребителей, превышающие 1 000 (одну) тысячу рублей, со сроком возникновения не ранее 2 месяцев.

В период с 01.04.2019 по 30.06.2019 региональным оператором оказаны услуги ответчику, для оплаты которых ответчику выставлены счета-фактуры: № 527 от 30.04.2019 на сумму 15 788,62 руб., № 1055 от 31.05.2019 на сумму 15 788,62 руб., № 1831 от 30.06.2019 на сумму 15 788,62 руб.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательства по оплате оказанных региональным оператором услуг, последний направил в адрес ответчика претензию от 02.03.2020 исх. № 1477 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.

Оставление претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил, что правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункте 14 части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 указано, что обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами определена законодательно.

В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно положениям пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Постановление № 1156), установлено, что потребитель это - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.

Частью 8 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации» от 29.12.2014 предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Судом установлено, что 14.05.2018 между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Жилищный эксплуатационный участок» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 3 (г. Райчихинск, п.г.т Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский района)» Амурской области, в соответствии с которым ООО «Жилищный эксплуатационный участок» наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 10-летний период, начиная с 01.01.2019 (пункты 1.1, 1.2, 1.5 соглашения).

Согласно пункту 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В пункте 5 Правил № 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем, исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Аналогичные условия содержатся в пункте 4.1 договора №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.

Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505).

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу части 4 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти Субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1 договора №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» осуществляется следующим методом: из расчета количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, либо расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1.2 договора №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 объем и места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются в приложении к настоящему договору.

В приложении к договору №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 стороны согласовали: объем и место накопления твердых коммунальных отходов, расчет объема твердых коммунальных отходов, а также расчет стоимости услуг.

Так, оператор осуществляет сбор ТКО в месте сбора, указанным ответчиком в договоре №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019: с. Чесноково, ул. Центральная, 22 (магазин продовольственных товаров «Империя 1», магазин продовольственных товаров «Империя 2», магазин продовольственных товаров «Империя 3»; с. Чесноково, ул. Центральная, 26 (магазин продовольственных товаров «Империя 4»); с. Шадрино, ул. Зеленая, 1 (магазин смешанных товаров «Россия»).

Кроме того, в договоре №73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019 указано, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 01.04.2019 (пункты 1.4, 9.1 договора).

На территории Амурской области норматив накопления ТКО установлен постановлением правительства Амурской области от 18.10.2018 № 502 «О внесении изменений в постановление правительства Амурской области от 30 декабря 2016 г. № 606». Для предприятия торговли (продовольственный магазин) норматив накопления ТКО составляет 1,2833 м3 в общей площади в год.

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 27-пр/у от 01.03.2019 установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО «Полигон» на 2019 г. Кластер 3: г. Райчихинск, п.г.т Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский района, который составляет для иных потребителей, за исключением населения – 506,37 руб./куб.м.

Количество и стоимость оказанных истцом в период с 01.04.2019 по 30.06.2019 ответчику услуг подтверждены представленными суду счетами на оплату (универсальными передаточными документами): №527 от 30.04.2019 в размере 15 788,62 руб., №1055 от 31.05.2019 в размере 15 788,62 руб., №1831 от 30.06.2019 в размере 15 788,62 руб., маршрутом транспортирования твердых коммунальных отходов по Михайловскому району, графиком сбора ТКО по Михайловскому району.

Возражая против исковых требований, а также в обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что в спорный период вывоз ТКО с объекта ИП Пушкарева не осуществлялся, заявки ИП Пушкаревым в адрес регионального оператора не направлялись.

Доводы заявителя апелляционным судом отклоняются на основании следующего.

Из материалов дела следует, что 21.05.2019 ответчиком в адрес истца направлено заявление о снятии с оплаты суммы по счету №527 от 30.04.2019 в размере 15 788,62 руб. в связи с тем, что услуга ТКО в апреле 2019 года ответчику не оказывалась.

Письмом от 24.09.2019, направленным в адрес регионального оператора ООО «ЖЭУ», предприниматель указал, что услуга по вывозу ТКО за период с апреля 2019 года по июнь 2019 года не осуществлялась в связи с недостаточным наполнением контейнеров, в связи с чем платежи за спорный период подлежат перерасчету.

В ответ на письмо от 24.09.2019 ООО «ЖЭУ» сообщило, что законодательством не предусмотрен расчет по заявкам потребителя, в целях осуществления расчетов с собственниками коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, при этом перерасчет размера платы возможен в случае получения региональным оператором письменного обращения с приложением подтверждающих документов.

Согласно представленным в материалы дела пояснениям истца и третьего лица - перерасчет размера платы за услуги ТКО, либо не согласие потребителя с предоставляемой услугой возможен в случае получения региональным оператором письменного обращения с приложением подтверждающих документов:

- при ликвидации – документ, подтверждающий ликвидацию юридического лица;

- при приостановлении деятельности – зарегистрированное в ФНС сообщение о приостановлении деятельности либо документ уполномоченного органа о приостановлении деятельности;

- при переходе права собственности на объект – документы, подтверждающие утрату права на объект, в отношении которого предоставляется услуга;

- при изменении показателей расчетных единиц, в отношении которых установлен норматив;

- при изменении метода учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», оформленного в соответствии с пунктом 10.1 договора;

- документы, подтверждающие факт простоя на объекте образования твердых коммунальных отходов (акт о простое, приказ о простое, копия уведомления территориального органа о возникновении простоя) за период приостановления деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов.

Между тем, обращаясь к региональному оператору с заявлением о снятии с оплаты счетов, предпринимателем перечисленных выше документов не представлено.

Из условий договора № 73м следует, что стороны производят коммерческий учет объема ТКО расчетным путем в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».

Доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств по договору № 73м на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.04.2019, изменении метода учета объема твердых коммунальных отходов, ответчиком в материалы дела не представлено.

При этом ссылка заявителя жалобы на неоднократные телефонные обращения по факту неисполнения обязательства по вывозу ТКО апелляционным судом не принимается, в отсутствие надлежащих доказательств в обоснование указанного довода.

По своей правовой природе заключенный между предпринимателем и региональным оператором договор № 73м является договором возмездного оказания услуг, регулируемый главой 39 ГК РФ, общими нормами об исполнении обязательства надлежащим образом.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факт оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО подтвержден материалы делами, в том числе наличием заключенного договора между ответчиком и третьим лицом, счетами на оплату (универсальными передаточными документами) от 30.04.2019 №527, от 31.05.2019 №1055, от 30.06.2019 №1831, маршрутом транспортирования твердых коммунальных отходов по Михайловскому району, графиком сбора ТКО по Михайловскому району, отсутствием доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств.

Доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требования истца о взыскании с ответчика с ответчика задолженности по договору №73м от 01.04.2019 за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в размере 47 365,86 руб., удовлетворив иск в указанной части в заявленном размере.

Истцом, кроме того, заявлено требование о взыскании пени за несвоевременное исполнение обязательства за период с 13.05.2019 по 27.04.2020 в размере 2 285,40 руб., с последующим начислением пени, начиная с 28.04.2020 по день фактического исполнения обязательства.

В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 6.3 договора предусмотрено, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора, региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.

По уточненному расчету истца сумма пени за период с 13.05.2019 по 27.04.2020 составила 2 285,40 руб.

Проверив расчет истца, суд первой инстанции обоснованно признал его неверным в части определения даты начала периода просрочки, без учета положений статьи 193 ГК РФ.

По расчету суда первой инстанции размер пеней за период с 14.05.2019 по 27.04.2020 составил 2 283,03 руб.

Расчет пеней, произведенный судом первой инстанции, апелляционным судом проверен и признан верным.

Оснований для применения статьи 401 ГК РФ, равно как и оснований для применения статьи 333 ГК РФ не установлено.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7), по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

На основании изложенного, установив факт просрочки исполнения обязательства по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца в части взыскания пеней в размере 2 283,03 руб. за период с 14.05.2019 по 27.04.2020, с последующим начислением пеней по день фактической оплаты задолженности.

Требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворено в сумме 7 999,62 руб., исходя из доказанности факта оказания юридических услуг, их оплаты и частичного удовлетворения иска, с учетом принципа разумности и пропорционального взыскания судебных расходов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные ООО «ЖЭУ» доказательства (счета № 527 т 30.04.2019, № 1055 от 31.05.2019, № 1831 от 30.06.2019, маршрут транспортирования ТКО по Михайловскому району, проект графика сбора ТКО по Михайловскому району) не подтверждают фактическое оказание услуг по вывозу ТБО и их объем, апелляционным судом отклоняются, как несостоятельные.

Довод апелляционной жалобы об уменьшении объема и оплаты с июля 2019 года отклоняется, поскольку такое уменьшение объема обусловлено обращением предпринимателя к региональному оператору с представлением всех необходимых документов для изменения расчета стоимости оказываемых услуг.

Между тем, как установлено судом, в спорный период расчет стоимости оказанных услуг произведен, исходя из норматива накопления на магазины.

Надлежащих доказательств того, что предприниматель в спорный период пользовался услугами иных лиц для вывоза и утилизации ТКО, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ также не представлено.

В этой связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы об отсутствии в спорный период твердых коммунальных отходов у предпринимателя и их утилизации самостоятельно на подсобном участке путем сжигания.

Ссылка заявителя жалобы на ненаправление УПД потребителю опровергается представленными в материалы делами счетами-фактурами, которые являются универсальными передаточными документами по смыслу пункта 2.5 договора, а также письмами потребителя о снятии оплаты по указанным счетам-фактурам.

Довод жалобы об отсутствии актов выполненных работ, подписанных ответчиком, отклоняется, поскольку из условий заключенного сторонами договора № 73м не следует обязанность сторон подписывать акты выполненных работ. Как указано выше, исходя из положений пункта 2.5 договора, оплата потребителем оказанных услуг осуществляется на основании универсальных передаточных документов – в данном случае счетов-фактур.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе доводы об оказании услуг в меньшем объеме, апелляционным судом отклоняются, как неподтвержденные надлежащими доказательствами.

По указанным основаниям решение суда, принятое при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, отмене не подлежит.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Амурской области от 09.07.2020 по делу № А04-3256/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

М.О. Волкова