ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-382/19 от 20.02.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-382/2019

27 февраля 2019 года

г. Хабаровск

   Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
   Полный текст  постановления изготовлен февраля 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»:  Заяц А.А., представитель по доверенности от 01.01.2019 № 07-01/1494;

от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу:   Белобородько С.В., представитель по доверенности от 05.12.2018 №№ 02-32/59;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

на решение от  17.12.2018

по делу № А73-17889/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей  Барилко М.А.

по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу

о признании незаконными действий, недействительными предписаний от 27.09.2018 № 08-021/2018-1, № 08-021/2018-2 об устранении нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (далее – заявитель, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент, административный орган) о признании незаконными действий, недействительными предписаний от 27.09.2018 № 08-021/2018-1, №08-021/2018-2 об устранении нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

Решением суда от 17.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой. В обоснование жалобы, общество приводит доводы о нарушении Департаментом при проведении проверки положений Закона № 294-ФЗ, выразившихся в отсутствии оснований для проведения проверки, нарушении сроков уведомления о проведении проверки, превышении установленных сроков проведения проверки, непредставлении акта проверки, что является грубым нарушением поименованного Закона, и, как следствие, влечет недействительность оспариваемых предписаний и действий. Просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.

Департамент в представленных возражениях на жалобу, а так же представитель в заседании суда выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса. Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в период с 31.08.2018 по 27.09.2018 на основании распоряжения от 28.08.2018 № 184 Департаментом в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» по месту фактического осуществления деятельности, связанной с природопользованием: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Брестская, д.51,  была проведена плановая выездная проверка, на предмет соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды и выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018, утвержденного приказом Департамента Росприроднадзора по ДФО от 31.10.2017 № 623, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В ходе проверки Департаментом было установлено, что общество в результате осуществления хозяйственной деятельности образует отходы, относящиеся к отходам IV класса опасности для окружающей среды: «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код отхода по ФККО 7 33 100 0172 4; «смет с территории предприятия малоопасный» - код отхода по ФККО 7 33 390 01714.

Между АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» (Заказчик) и АО «Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Хабаровска» (Исполнитель) заключены договоры на оказание Исполнителем услуг по приему и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) от 05.05.2017 №08-09/01, от 26.03.2018 № 08-09/07, в соответствии с пунктом 1.1 которых Заказчик поручает, а Исполнитель оказывает услуги по приему твердых коммунальных отходов на мусороперегрузочной станции «Северная» и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов в районе им. Лазо.

Доставка ТКО осуществляется Заказчиком (самовывоз) по мере образования объемов для транспортировки самосвалом.

АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» осуществляло транспортирование ТКО («мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» и «смет с территории предприятия малоопасный») до мусороперегрузочной станции «Северная» на собственном транспорте предприятия: ISUZU CYZ 51К «самосвал» гос. номер А5750У и MITSUBISHI FUSO «самосвал» гос.номер А600КЕ.

При этом в нарушение пункта 1 статьи 9 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ, лицензия на осуществление деятельности по транспортированию указанных отходов у общества отсутствует.

Так же в ходе проверки Департаментом установлено, что за 2017 обществом образованы отходы с превышением установленных нормативов образования отходов по следующим наименованиям: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (образовано 0,053 т, норматив образования - 0,034т);      лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (образовано 17,4 т, норматив образования -2,752 т); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (образовано 1,5 т, норматив образования - 1,078 т), что является нарушением требований пунктов 1, 3 статьи 22 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пункта 4 статьи 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Кроме того, в ходе осмотра территории общества административным органом было обнаружено наличие в металлических контейнерах под твердые коммунальные отходы (ТКО)  несортированного мусора, в том числе картриджи печатающих устройств отработанные.

Согласно договорам от 05.05.2017 № 08-09/01, от 26.03.2018 № 08-09/07 отходы «картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные» передаются ООО «ЭкоСтарТехнолоджи» для дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Вместе с тем, в выданном АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 57-11/17 от 07.08.2017 отходы - «картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные» не значатся в столбце «Отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам».

Таким образом, общество допустило нарушение пункта 2 статьи 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, выразившееся в совместном накоплении разных видов отходов, а именно отходов - «картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные» и отходов - «твердые коммунальные отходы».

Так же в ходе осмотра было установлено, что в складском помещении (закрыто на замок) находится металлический контейнер для накопления отработанных ламп. При этом, в нарушение пункта 1 статьи 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункта 15 Правил № 681, не все лампы находились в отдельных упаковках, что не обеспечивает их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.09.2018 3 08-021/2018.

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки обществу были выданы предписания от  27.09.2018 № 08-021/2018-1, № 08-021/2018-2 об устранении нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в срок до 01.04.2019 и в срок до 21.01.2019 соответственно.

Несогласие с выданными предписаниями, а так же действиями Департамента по проведению проверки, послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац второй статьи 1 Закона № 89-ФЗ).

В силу статьи 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Как следует из материалов дела, по результатам контрольно-надзорной деятельности, в том числе по документам, представленным обществом в ходе проверки, Департаментом установлено, что в процессе производственной деятельности у общества, образуются отходы 1-4 класса опасности, помимо прочего: «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код по ФФКО 7 33 100 01 72 4); «смет с территории предприятия малоопасный» (код по ФККО 7 33 390 01 71 4). Транспортировка указанных отходов  до мусороперегрузочной станции «Северная» осуществляется обществом на собственном транспорте.

Вместе с тем, согласно лицензии от 23.09.2016 № 27 00225, имеющейся у общества, последнее вправе осуществлять транспортировку отходов 4 класса, таких как: «клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства», код по ФККО - 4 81 204 01 52 4; «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные», код по ФККО - 9 21 130 01 50 4; «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», код по ФККО - 9 21 130 02 50 4.

Таким образом, как верно установлено Департаментом, общество осуществляло транспортирование отходов («мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код по ФФКО 7 33 100 01 72 4); «смет с территории предприятия малоопасный» (код по ФККО 7 33 390 01 71 4) в отсутствие лицензии.    

Статьей 18 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) и настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 22 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В силу положений пунктов 2, 3, 5 статьи 18 Закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В ходе проведенной Департаментом проверки было установлено, что обществом превышены утвержденные нормативы образования отходов производства за 2017 по отходам: «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (образовано-0,053 т., норматив-0,034 т.), «лом и отходы, содержащие незагрезненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» (образовано-17,4 т., норматив-2,752 т.), «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства» (образовано-1,5 т., норматив-1,078 т.).

Таким образом, обществом допущены нарушения пунктов 1, 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ, пункта 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

 Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Согласно договорам от 05.05.2017 № 08-09/01, от 26.03.2018 № 08-09/07 отходы «картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные» передаются ООО «ЭкоСтарТехнолоджи» для дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, вместе с тем, в выданном АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 57-11/17 от 07.08.2017 отходы - «картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные» не значатся в столбце «Отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам».

Таким образом, обществом допущено нарушение, выразившееся в совместном накоплении разных видов отходов, а именно отходов - «картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные» и отходов - «твердые коммунальные отходы».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов (пункт 5).

Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару (пункт 7).

Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями (пункт 13).

Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары                (пункт 14).

Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании (пункт 15).

В нарушение указанных норм на территории складских помещений (в металлических контейнерах), принадлежащих обществу, не все ртутьсодержащие лампы хранятся в отдельных упаковках, что не обеспечивает их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

Таким образом, поскольку обществом не обеспечено соблюдение норм природоохранного законодательства, Департамент правомерно выдал обществу оспариваемые предписания, которые соответствуют характеру выявленных нарушений, направлены на их устранение.

Рассматривая доводы жалобы о допущенных Департаментом в ходе проверки положений Закона № 294-ФЗ, выразившихся в отсутствии оснований для проведения проверки, нарушении сроков уведомления о проведении проверки, превышении установленных сроков проведения проверки, непредставлении акта проверки,  арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, оснований не согласится с которой, апелляционная коллегия не усматривает.

Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и заинтересованным лицом, не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.

По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.

Ссылка общества на постановление Кировского районного суда г. Хабаровска по делу №5-302/2018 об административном правонарушении,  судом отклоняется, поскольку часть 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривает преюдициального значения постановления суда общей юрисдикции, вынесенного по делу об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего дело, кроме этого оно не вступило в законную силу.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предписания выданы уполномоченным органом, соответствуют требованиям Федерального закона № 294-ФЗ, Закону об охране окружающей среды, Федеральному закону № 89-ФЗ, иным нормативным актам, и не нарушает права и законные интересы общества, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба  без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  17.12.2018 по делу № А73-17889/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу "Газпром газораспределение Дальний Восток" из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением №86 от 11.01.2019 государственную пошлину в размере 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

       Е.А. Швец

Судьи

      Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская