Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3832/2023
04 октября 2023 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2023 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Акционерного общества «Птицефабрика «Комсомольская»: не явились;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: представителя ФИО1, по доверенности от 31.10.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества «Птицефабрика «Комсомольская»
на решение от 14.06.2023
по делу № А73-3303/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлениям Акционерного общества «Птицефабрика «Комсомольская»
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решений ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
третье лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному Округу
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Птицефабрика «Комсомольская» (далее - АО «ПТФ «Комсомольская») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, УФНС России по Хабаровскому краю) о признании недействительными решений ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 21.10.2022 № 2386 и от 21.10.2022 №2174.
Определением суда от 10.03.2022 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу №А73-3303/2023, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (далее - вышестоящий налоговый орган, МИ ФНС России по Дальневосточному федеральному округу).
Далее, АО «ПТФ «Комсомольская» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к УФНС России по Хабаровскому краю, согласно которому просит признать недействительным решение ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 21.10.2022 № 2386 в части доначисления страховых взносов по 40 работникам без применения пониженного тарифа страховых взносов (код тарифа «15»), соответствующих сумм пени.
Определением суда от 13.03.2022 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу №А73-3304/2023, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена МИ ФНС России по Дальневосточному федеральному округу.
Определением от 14.04.2023 по делу №А73-3304/2023 ходатайство акционерного общества «Птицефабрика «Комсомольская» об объединении судебных дел в одно производство удовлетворено, дела № А73-3304/2023, № А73-3303/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А73-3303/2023.
Решением суда от 14.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО «ПТФ «Комсомольская» заявило апелляционную жалобу, считая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, а также дана неверная оценка доказательствам по делу.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по заявленной апелляционной жалобе неоднократно откладывалось.
В ходе судебного разбирательства общество поддержало доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители налоговых органов указали на законность судебного решения по настоящему спору.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 31.01.2022 АО «ПТФ «Комсомольская» по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлен уточненный (корректирующий № 3) расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2018 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 21.10.2022 №2174, в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 871 491,59 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 173 786 руб.
Основанием для доначисления обществу страховых взносов явилось неправомерное применение АО «ПТФ «Комсомольская» пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного в отношении выплат физическим лицам, работающим по трудовым договорам и занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально- экономического развития (далее - ТОСЭР). Налоговым органом установлено, что количество фактически созданных рабочих мест в рамках соглашения от 05.09.2017 №1/Р- 169 об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее - соглашение от 05.09.2017 №1/Р- 169) в 4 квартале 2018 года составило 10 единиц, однако АО «ПТФ «Комсомольская» пониженные тарифы (код тарифа «15») применены при расчете страховых вносов в отношении 48 работников общества.
Не согласившись с доводами, изложенными налоговым органом в решении от 21.10.2022 № 2174, АО «ПТФ «Комсомольская» обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, который решением от 24.01.2023 № 07-10/0266@ удовлетворил жалобу налогоплательщика частично, отменив решение ИФНС в части штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 152 062,75 руб.
Кроме этого, 31.01.2022 АО «ПТФ «Комсомольская» по ТКС представлен уточненный (корректирующий № 4) Расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 21.10.2022 №2386, в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 1 058 231,88 руб., пени - 89 880,74 руб.
Основанием для доначисления обществу страховых взносов явилось неправомерное применение АО «ПТФ «Комсомольская» пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного в отношении выплат физическим лицам, работающим по трудовым договорам и занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально- экономического развития (далее - ТОСЭР). Налоговым органом установлено, что количество фактически созданных рабочих мест в рамках соглашения от 05.09.2017 №1/Р- 169 об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее - соглашение от 05.09.2017 №1/Р- 169) в 3 квартале 2018 года составило 8 единиц, однако АО «ПТФ «Комсомольская» пониженные тарифы (код тарифа «15») применены при расчете страховых вносов в отношении 49 работников общества.
Не согласившись с доводами, изложенными налоговым органом в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.10.2022 № 2368, АО «НТФ «Комсомольская» обратилось с апелляционной жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу.
В рамках рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что пени по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - страховые взносы по дополнительному тарифу), в сумме 61 429,11 руб. за период с 16.08.2018 по 21.10.2022 начислены налоговым органом ошибочно.
Управлением в целях улучшения положения заявителя вынесено решение от 23.01.2023 № 16-17/004363@ об отмене решения от 21.10.2022 №2386 в части пени по страховым взносам по дополнительному тарифу в размере 61 429,11 руб., которое направлено АО «ПТФ «Комсомольская» по телекоммуникационным каналам связи.
По результатам рассмотрения жалобы, решением Межрегиональной инспекции от 24.01.2023 № 07-10/0265@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа от 21.10.2022 № 2174 и от 21.10.2022 №2386 и решениями Межрегиональной инспекции от 24.01.2023 №07- 10/0266@ и 24.01.2023 № 07-10/0265@ АО «ПТФ «Комсомольская» обратилась с настоящими заявлениями в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействия) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения АО «ПТФ «Комсомольская» направлены на несогласие с данным выводом.
Проверив доводы апеллянта, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что АО «ПТФ «Комсомольская» является резидентом ТОСЭР в соответствии с соглашением от 05.09.2017 № 1/Р-169 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение от 05.09.2017 № 1/Р-169), заключенным с АО «Корпорация развития Дальнего Востока».
В соответствии с пп. 12 п. I ст. 427 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Так, согласно положениям п. 10.1 ст. 427 НК РФ резидент ТОСЭР применяет указанные пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им статуса резидента ТОСЭР начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен соответствующий статус, и исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
В целях п. 10.1 ст. 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ.
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, соглашения об осуществлении деятельности, бизнес-плана.
Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем. Вместе с тем уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания, требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
В связи с изложенным, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Из представленных в налоговый орган документов (заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности, соглашение об осуществлении деятельности, бизнес-план, приказы (распоряжения) о приеме на работу), следует, что в рамках реализации инвестиционного проекта резидент создает 10 новых рабочих мест.
При этом, количество физических лиц, занятых на новых рабочих местах в 3 квартале 2018 г. Составило 8 человек, в 4 кв. 2018 г. составило 10 человек.
Таким образом, исходя из требований п. 10.1 ст. 427 НК РФ, предусмотренный пониженный тариф может быть применен только в отношении указанного количества физических лиц.
Согласно письмам Минфина России от 14.04.2020 № 03-15-06/29564, от 03.12.2021 № 03-15-06/98380, от 21.03.2022 № 03-15-06/21562, если для выполнения соглашения по ТОСЭР создается больше рабочих мест, чем планировалось на этапе его заключения, то применять пониженные тарифы к выплатам работникам, занятым на этих «дополнительных» местах, можно только после согласования нового перечня рабочих мест с органами управления ТОСЭР и заключения дополнительного соглашения.
24.02.2021 между АО «ПТФ «Комсомольская» и АО «Корпорация развития Дальнего Востока» заключено дополнительное соглашение № 2, п. 1.3 которого предусмотрено, что в рамках реализации инвестиционного проекта резидент создает 74 новых рабочих места, а именно: в 2018 г.- 48 мест, в 2019 г.- 9 мест, в 2020 г. - 17 мест. Согласно п. 2 разд. XI дополнительного соглашения от 24.02.2021 № 2, оно вступает в законную силу со дня его подписания сторонами и действует в течение срока действия соглашения от 05.09.2017 № I/P-169, являясь его неотъемлемой частью.
Исходя из буквального смысла дополнительного соглашения и положений ч. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения п. 1.3 соглашения не может распространяться на период, предшествующий дате его подписания - 24.02.2021.
Исходя из части 1 статьи 431 ГК РФ, осуществляя толкование условий договора, суд анализирует буквальное значение содержащихся в тексте договора слов и выражений (буквальное толкование).
Как следует из содержания дополнительного соглашения, стороны не согласовали распространение его действия на предшествующие периоды.
Таким образом, налоговой орган пришел к обоснованному выводу о о том, что дополнительное соглашение от 24.02.2021 № 2 подлежит применению именно с даты его подписания, не могло регулировать правоотношения и не подлежит применению к правоотношениям по начислению и уплате страховых взносов за предыдущие налоговые периоды 2018 - 2020 годы.
Согласно ответу Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока м Арктики (далее - Минвостокразвития России) от 01.09.2022 № 04-15/12783, представленному на запрос Инспекции от 08.07.2022 № 13-27/012309 о предоставлении информации (документов) в отношении резидента ТОСЭР АО «Птицефабрика «Комсомольская», Обществу даны разъяснения, что если рабочие места созданы в период исполнения деятельности в рамках соглашения и технологически связаны с капитальными вложениями в проект и технологическими процессами, то такие рабочие места можно включить в соглашение с указанием тех периодов, когда фактически были созданы данные рабочие места, но преференции на данные рабочие места начинают действовать именно с даты подписания дополнительного соглашения.
Позиция Минвостокразвития России согласуется с позицией Минфина России и налогового органа, отраженной в решении от 21.10.2022 № 2174, о возможности применения Обществом при исчислении страховых взносов пониженного тарифа в отношении 74 рабочих мест только с даты подписания дополнительного соглашения № 2, то есть с 24.02.2021.
Таким образом, подписанное в 2021 г. дополнительное соглашение от 24.02.2021 № 2 не распространяет свое действие на порядок исчисления страховых взносов на предыдущие налоговые периоды 2018 - 2020 годы.
В проверяемом периоде АО «ПТФ «Комсомольская» в связи с получением статуса резидента ТОСЭР при исчислении страховых взносов наряд) с основными тарифами применяло пониженные тарифы в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Согласно представленному обществом 31.01.2022 уточненному (корректировка № 3) расчету по страховым взносам за 12 месяцев 2018 г. налогоплательщиком пониженный тариф (код тарифа «15») применен на общее количество застрахованных лиц - 48 человек.
По результатам налоговой проверки уточненного (корректировка № 3) расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2018 г. АО «ПТФ «Комсомольская» установлено, что в нарушение п. 1 ст. 420. п. 10.1 и пп. 12 п. 1 ст. 427 НК РФ при исчислении страховых взносов Обществом неправомерно применен пониженный тариф (код тарифа «15») в отношении 48 человек, тогда как следовало применить только в отношении 10 человек (вновь созданных рабочих мест в рамках реализации инвестиционного проекта резидента
ТОСЭР, отраженных в соглашении от 05.09.2017 № 1/Р-169), в части остальных сотрудников Общества подлежат применению основной тариф (код тарифа «01»).
Тким образом, решением от 21.10.2022 № 2174 обществу обоснованно доначислены страховые взносы за 12 месяцев 2018 г. в общей сумме 871 491,59 руб.
Согласно представленному обществом 31.01.2022 уточненному (корректировка № 4) расчету по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, налогоплательщиком пониженный тариф (код тарифа «15») применен на общее количество застрахованных лиц - 49 человек, страховые взносы исчислены в совокупном размере 7,6%.
По результатам налоговой проверки уточненного (корректировка № 4) расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года АО «ПТФ «Комсомольская» установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 420. пункта 10.1 и подпункта 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ при исчислении страховых взносов Обществом неправомерно применен пониженный тариф (код тарифа «15») в отношении 49 человек, тогда как следовало применить только в отношении 8 человек (вновь созданных рабочих мест в рамках реализации инвестиционного проекта резидента ТОСЭР, отраженных в соглашении от 05.09.2017 № 1/Р-169). в части остальных сотрудников общества подлежат применению основной тариф (код тарифа «01»).
Учитывая изложенное, решением от 21.10.2022 № 2386 обществу обоснованно доначислены страховые взносы за 9 месяцев 2018 года в общей сумме 1 058 231,88 руб.
Доводы заявителя о возможности уточнения налоговых обязательств за предыдущие налоговые периоды после согласования дополнительного соглашения опровергаются разъяснениями Минфина России от 14.04.2020 № 03-15-06/29564, от 03.12.2021 № 03-15-06/98380, от 21.03.2022 № 03-15-06/21562 и позицией Минвостокразвития России по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов. Позиция ведомств основывается на допустимости применения пониженных тарифов к выплатам работникам, занятым на «дополнительных» местах, только после согласования нового перечня рабочих мест с органами управления ТОСЭР и заключения дополнительного соглашения.
Письма Минфина России соответствуют действительному смыслу разъясняемых им законоположений, разъясняют действие норм, введенных Федеральным законом № 473-ФЗ.
Ссылки общества на разъяснения Минвостокразвития России в подтверждение создания «дополнительных» рабочих мест в 2018 г., несостоятельны, поскольку из содержания разъяснений Минвостокразвития России не усматривается период или даты возникновения дополнительных рабочих мест, разъяснения в этой части носят общий характер.
Судом также принято во внимание, что в ходе судебного разбирательства по делу № А73-18894/2020 по заявлению общества к ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края об оспаривании решения от 28.08.2020 № 147-18/1301 по выездной налоговой проверке за эти же налоговые периоды, общество не приводило доводов относительно создания новых рабочих мест в большем размере относительно ранее запланированных. общество не оспаривало установленные обстоятельства, что следует из содержания решения суда.
Решением суда от 24.02.2021 по делу № А73-18894/2020, вступившим в законную силу, установлено, что количество физических лиц, занятых на новых рабочих местах, составило: в 3 кв. 2018 г. - 8 (в том числе по состоянию на 03.08.2018 - 4), в 4 кв. 2018 г. - 10 (стр. 4 решения суда).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконными решений налогового органа от 21.10.2022 № 2174 и от 21.10.2022 № 2386 не имеется.
Поскольку арбитражным судом полно и всесторонне исследованы представленные доказательства и установлены все обстоятельства, имеющие значение для спорного эпизода, правильно применены нормы материального и процессуального права, судебное решение в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.06.2023 по делу № А73-3303/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
И.А. Мильчина |