ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3841/2023 от 24.08.2023 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3841/2023

августа 2023 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2023 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего               Вертопраховой Е.В.

судей                                                  Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга              И. В.

при участии  в заседании:

от некоммерческой организации «Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае»: Верба Г.В. представителя по доверенности от 11.04.2023 сроком  на 1  год;

от  Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Троицкого Ю.С. представителя по доверенности от 09.01.2023 № 22  сроком до 31.12.2023;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  некоммерческой организации «Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае»

на решение от  08.06.2023

по делу № А73-3282/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению некоммерческой организации «Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (ОГРН 1132700001917, ИНН 2722999970)

к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)

о признании недействительным предписания от 10.02.2023 № П2023-02.3-0001

                                                                 УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация «Региональный оператор-фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (далее - заявитель, Региональный оператор) 09.03.2023 обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с которым просит признать недействительным предписание от 10.02.2023 № П2023-02.3-0001 Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Управление, главное управление).

Решением суда от 08.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Региональный оператор обратился  в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований  в полном объеме.

Заявитель жалобы утверждает следующее: в ходе проверки вопрос изменения и согласования изменений проектно-сметной документации на проведение работ по замене лифтового оборудования МКД, в том числе в части необходимости установки доборных элементов главным управлением не изучался и не исследовался, необходимая для изучения данного вопроса информация не запрашивалась,  и также не исследовалась, в связи с чем,  пояснения по данному вопросу не предоставлялись; Управлением не был произведен осмотр всех обрамлений порталов дверей шахт в доме, в связи с чем,  требование п. 1 предписания неисполнимо, так как не все обрамления порталов дверей шахт в доме имеют доборные элементы; судом не принято во внимание, что установка доборных элементов обрамлений порталов лифтовых кабин МКД обусловлена состоянием конструкций подъездов МКД, предусмотрена проектно-сметной документацией (с учетом согласованных изменений) и не является нарушением пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ); Региональный оператор, в рамках выполнения функций технического заказчика работ по капитальному ремонту,  обеспечил выполнение работ по замене лифтового оборудования, ремонту лифтовых шахт с надлежащим качеством, и в полном соответствии с проектной документацией, требованиями закона и договора, обеспечивающих безопасную эксплуатацию лифтового оборудования; работы до настоящего времени не оплачены в связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 190 ЖК РФ, основанием для перечисления Региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Управление отклоняет доводы жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.

Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Управления в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель Регионального оператора поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, представила экземпляр решения суда от 26.07.2023 (не вступило в законную силу)  по делу № А73-3013/2023, подтверждающего, по ее мнению, выполнение всего объема работ по замене лифтового оборудования в рассматриваемом в настоящем деле, МКД.

Судом на  основании статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 24 августа 2023 года.

После перерыва судебное заседание продолжено в 12 часов 00 минуты 24 августа 2023 года в том же составе суда, при том же секретаре судебного заседания.

В судебное заседание после перерыва  явились: от Регионального оператора: тот же представитель, что и до перерыва;  от Управления -  Троицкий Ю.С. представитель по доверенности от 09.01.2023 № 22  сроком до 31.12.2023.

В судебном заседании представитель Регионального оператора поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления в судебном заседании  отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

        Как видно из материалов дела,  в адрес Регионального оператора 10.02.2023 поступили акт проверки и предписание Управления от 10.02.2023 № П2023-02.3-0001 о необходимости устранения нарушений в части необходимости организации и выполнения приемки лифтового оборудования многоквартирного лома № 35 по ул. Дикопольцева в городе Хабаровске.

Согласно   выданному   предписанию   срок   устранения   нарушений установлен 11.03.2023.

Региональный оператор, посчитав предписание от 10.02.2023 № П2023-02.3-0001 незаконным обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В Управление 20.12.2022 поступило обращение от гражданина, проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, д. 35 (далее – МКД № 35), содержащее сведения о нарушении требований при организации и проведении капитального ремонта лифтового оборудования в МКД №35.

10.01.2023 Управлением был проведен осмотр лифтового оборудования МКД № 35 в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в ходе которого установлено, что боковые покрытия порталов дверей шахт выполнены не до пола, зазор от пола закрыт декоративным элементом из оцинкованной стали с полимерным покрытием.

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – МКД) регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1702 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности» (далее – Правила №1702).

Государственный контроль (надзор) осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный контроль (надзор), в Хабаровском крае таким органом является главное управление.

Управлением  принято решение от 16.01.2023 № 14-ркр о проведении внеплановой документарной проверки по месту осуществления деятельности регионального оператора (по адресу расположения МКД № 35).

Управлением в период с 17.01.2023 по 10.02.2023 была  проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено следующее.

В проектной документации предусмотрена установка обрамления портала дверей шахты из шлифованной нержавеющей стали (лист 14, лист 16, пункт 4.9.2 на листе 32) и не предусмотрена установка декоративного элемента из оцинкованной стали с полимерным покрытием, однако при осмотре входных порталов лифтового оборудования в МКД № 35, состоявшегося 10.01.2023, специалистом главного установлено, что боковые покрытия порталов дверей шахт выполнены не до пола, зазор от пола закрыт декоративным элементом из оцинкованной стали с полимерным покрытием. Таким образом, обрамления портала дверей шахты МКД № 35 не соответствует проектной документации и является нарушением пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Также Региональным оператором были представлены документы, свидетельствующие о направлении заказным почтовым отправлением уведомлений в управляющую организацию ООО «УК ЖКХ «Сервис-Центр» и уполномоченным лицам (Винокуровой М.И., Офицерову В.Г., Смеликовой Л.А.) о проведении 21.12.2022 в 14-30 приемки выполненных работ по замене лифтового оборудования в МКД № 35. При этом ввиду неявки представителя ООО «УК ЖКХ «Сервис-Центр» и уполномоченных лиц комиссионный акт о приемке работ от 21.12.2022 № 01/22 по договору от 11.03.2022 № 202250000012100227 подписан только представителями подрядчика и заказчика.  

Региональный оператор по выявленным в ходе внеплановой выездной проверки фактам и на основании пункта 11части 2 статьи 182 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в течении не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Региональному оператору выдано предписание с целью устранения нарушений в части несоответствия боковых покрытий порталов дверей шахт проектной документации, а также для организации комиссионной приемки указанных работ со сроком исполнения до 11.03.2023.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ определены функции регионального оператора. Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД.

Между тем на регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ возложена обязанность контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункт 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ).

Региональный оператор на основании части 6 статьи 182 ЖК РФ перед собственниками помещений в МКД, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Следовательно, региональный оператор, создан и наделен полномочиями по реализации предусмотренных вышеуказанной статьей 182 ЖК РФ задач, то есть данная организация обязана контролировать качество и сроки выполнения работ по проведению капитального ремонта МКД в порядке реализации региональной программы и несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 1702 одним из оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении регионального оператора является поступление обращений граждан, органов местного самоуправления, исполнительных органов субъекта Российской Федерации о нарушении требований при организации и проведении капитального ремонта.

Контрольное (надзорное) мероприятие предусматривающее взаимодействие с региональным оператором проводится в формах документарной или выездной проверки, порядок и сроки проведения которых регламентированы главой III Правил № 1702.

По результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется оформление результатов такого мероприятия в соответствии главой IV Правил № 1702.

Также пунктом 37 Правил № 1702 определено,  что в случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение региональным оператором требований, органом государственного жилищного надзора выдается предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений.

Управлением срок исполнения предписания устанавливается в соответствии с Правилами № 1702, которые не допускают установления иного срока для устранения выявленных нарушений региональным оператором.

Так, Управлением не допущены нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предписание выдано на срок, установленный Правительством Российской Федерации.

Рассмотрев довод заявителя о том,  что декоративным элементом из нержавеющей стали закрыт зазор, образовавшийся ввиду отсутствия одной ровной поверхности горизонтальной и вертикальной поверхности откосов, из-за которого невозможно установить боковой откос ровно, суд приходит к следующему.

Региональный оператор в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД контролирует качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Проектной документацией № ФКР-202250000012100102-Л/21-12 на проведение работ по замене лифтового оборудования, ремонту лифтовых шахт, ремонту машинных и блочных помещений МКД № 35 (далее - проектная документация) предусмотрено, что покрытие порталов дверей шахты осуществляется посредством установки обрамления портала дверей шахты из шлифованной нержавеющей стали (листы 14, 16, пункт 49.2 на листе 32).

В связи с чем  указанная проектная документация не предусматривает установку декоративного элемента из оцинкованной стали с полимерным покрытием.

Таким образом, Управление в ходе документарной проверки обоснованно пришло к правомерному выводу о том, что Региональным оператором допущены нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ, выразившиеся в выполнении работ по замене лифтового оборудования в МКД № 35 в несоответствии с проектной документацией.

Довод Регионального оператора о  том, что Управлением в ходе проверки не исследовался вопрос об изменении проектно-сметкой документации на проведения работ по замене лифтового оборудования МКД № 35, в части необходимости установки доборных элементов, суд верно отклонил, поскольку решением управления от 16.01.2023 № 14-ркр на регионального оператора возложена обязанность предоставить документы, связанные с заменой лифтового оборудования в МКД № 35, а также письменные объяснения, в том числе по вопросу установки обрамления дверей шахты. При этом в период проведения документарной проверки в Управление Региональным оператором не предоставлялись документы, подтверждающие внесение изменений в проектную документацию, в части установки доборных элементов, а также объяснений по данному факту, таким образом,  главному управлению на дату завершения проверки не могло быть известно о данной документации. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

Относительно довода заявителя о проведенной приемки выполненных работ по замене лифтового оборудования в МКД № 35, суд  пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, данный  пункт  указывает, что Региональный оператор обязан обеспечивать участие управляющей организации и собственников помещений МКД в приемке работ выполненных в рамках капитального ремонта, между тем Региональным оператором не обеспечено участие управляющей организации ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» и собственников помещений МКД № 35 в приемке работ по замене лифтового оборудования в МКД № 35.

Согласно материалам проверки имеется комиссионный акт о приемке работ № 01/22 от 21.12.2022, который подписан не в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ, так как  в нем отсутствуют подписи представителей ООО «УКЖКХ «Сервис-Центр» и представителей собственников помещений МКД № 35.

Также доводы Регионального оператора о том, что на почтовые адреса указанных лиц были направлены письма с просьбой принять участие в комиссии по приемке выполненных работ в отношении МКД № 35, что свидетельствует о выполнении региональным оператором своих обязанностей в части организации приемки выполненных работ, судом верно отклонены как необоснованные, поскольку направление почтовых писем в адрес управляющей организации и иных лиц, уполномоченных действовать от имени собственников МКД № 35, как членов приемочной комиссии,  не может свидетельствовать о надлежащем выполнении возложенной на региональный оператор законом функции создания приемочной комиссии и принятии работ по капитальному ремонту.

  Таким образом, как правильно установил суд,  предписание Управления содержит законные требования по необходимости устранить несоответствия боковых покрытий порталов дверей шахт проектной документации,  и организовать -  выполнить приемку работ по капитальному ремонту лифтового оборудования в МКД № 35.

   Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к верному    выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления регионального оператора.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Излишне уплаченная 04.07.2023 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  08 июня 2023 года по делу                           № А73-3282/2023  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить  некоммерческой  организации  "Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"  из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения  № 2083 от 04.07.2023. Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

         И.А. Мильчина

            Е.И. Сапрыкина