ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3896/19 от 30.07.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru             

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3896/2019

01 августа 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»: ФИО1 представитель по доверенности от 31.01.2019;

от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО2 представитель по доверенности от 29.12.2018, ФИО3 представитель по доверенности от 25.12.2018;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

на решение от  20.05.2019 по делу № А73-2605/2019

Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Серга Д.Г.

по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о  признании недействительным предписания,  

                                                   УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» ((ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным предписания от 30.01.2019 № П-Р-А71-1434-04-03 Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление).

       Решением Арбитражного суда Хабаровского края 20.05.2019 в  удовлетворении заявленного обществом требования отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.05.2019 по делу № А73-2605/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

         В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества  доводы  апелляционной жалобы  поддержал в полном объеме.

        Представители управления против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 20.05.2019 по делу № А73-2605/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

         Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. К заявленному предмету спору не относятся доводы жалобы о привлечении к ответственности в нарушение срока и порядка, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к указанному Закону. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

        11.12.2018 на опасном производственном объекте "Наружные газопроводы с установленной на них арматурой от КУ 11 (газопровода ГРС-1 с. Ильинка - с.Бычиха) до котельной с. Осиновая речка", эксплуатируемом АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края, произошла авария с выбросом природного газа.

Для недопущения возникновения подобных аварий, с 25.12.2018 по 30.01.2019 на основании распоряжения от 19.12.2018 N Р-А71-1434 Дальневосточным управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена внеплановая проверка на объекте АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" "Сеть газоснабжения, Хабаровского района", регистрационный номер N А71-00165-0079 3 класс опасности.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.01.2019 N А-Р-А71-1434-03 (л.д.16 т.1).

Дальневосточным управлением Ростехнадзора вынесено предписание от 30.01.2019 N П-Р-А71-1434-04-03 (л.д.9 т.1) об устранении выявленных нарушений в срок до 14.06.2019. Пункты предписания по 7 нарушениям, отраженным в акте проверки.

О незаконности предписания общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана разработать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с требованиями Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730.

При проведении проверки АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" был предоставлен план локализации и ликвидации аварий и аварийных ситуаций (ПЛА) на объектах газораспределения и газопотребления природного газа г.Хабаровска и Хабаровского района от 2016 года, утвержденный заместителем генерального директора главным инженером АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", который не согласован с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований. Не представлено заключенных с этими формированиями договоров на обслуживание объектов. В плане нет схемы оповещения, не приведен алгоритм действий должностных лиц АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" в случае возникновения аварийной ситуации на газопроводе, в том числе по незамедлительному оповещению управления Ростехнадзора. Отсутствие алгоритма действий в плане создает препятствия к оптимальной реализации мер по ликвидации аварийной ситуации.

АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" неполно и недостоверно указана информация в сведениях, характеризующих ОПО "Газопровод межпоселковый к Осиновой Речке Хабаровского района Хабаровского края", а именно: нет информации о количестве опасного вещества, его характеристики (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный), а так же производительность в сутки данного ОПО. По участку "Газопровод межпоселковый к Осиновой Речке Хабаровского района Хабаровского края" имеются разночтения: по проекту строительства протяженность трассы составляет 923 м, в акте приема-передачи от 17.12.2016 протяженность трассы составляет 946 м, а в сведениях о праве собственности ОПО свидетельство 27-АВ N 829554 от 07.12.2012 и в акте на разрешение на ввод в эксплуатацию протяженность трассы составляет 946,4 м;  по способу прокладки по участку ПК5-ПК8 трассы распределительного газопровода имеются разночтения с проектом (наклонно направленное бурение, траншейный способ), а так же отсутствие контрольных трубок и футляров на данном участке. Довод общества об изменении протяженности в результате способа укладки газопровода несостоятелен, подтверждение внесения изменений в проект строительства не представлялось.

АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", являясь эксплуатирующей организаций, должно соблюдать требования ст. 2, 8, 9, 10, 11 закона N 116-ФЗ согласно которых, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре ОПО, а за полноту и достоверность сведений предоставляемых для регистрации в государственном реестре, несет руководитель организации.

В ходе проверки обществом предоставлена справка об укомплектованности службы по обслуживанию газопроводов, подписанной начальником отдела по работе с персоналом и мотивации,  из содержания которой следует, что на предприятии 5 вакансий, не укомплектованных слесарями по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 4 разряда. Довод общества о достаточном фактическом количестве работников для эксплуатации опасного производственного объекта, оставлении вакансий для предполагаемого строительства отклоняется, как противоречащий четко указанной норме статьи 9 Закона N 116-ФЗ.

АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" не обеспечивается непрерывная защита по выполнению требований промышленной безопасности по предотвращению проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект регистрационный N А71-00165-0079 "Сеть газоснабжения, Хабаровского района - 3 класс опасности". Довод общества об отсутствии проникновения посторонних лиц на объект сам по себе не подтверждает исполнение на объекте возложенной обязанности. Доказательств об обеспечении в полной мере непрерывной защиты объекта не представлено.

В соответствии с ч. 1, 5 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. В приложении к лицензия общества на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности от 10.01.2017 N ВХ-00-016362 не отражен адрес в месте осуществления лицензируемого вида деятельности: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Новотроицкое.

Обществом в ходе проверки был предоставлен приказ от 24.01.2018 N 33 "О формировании резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на 2018 год". Как верно определил суд предоставленная ему оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 за период 11.12.2018 не подтверждает отсутствие нарушения. Не представлены документы, позволяющие определить, из какого оборудования и технических устройств состоит ОПО, а также, сколько материальных ресурсов необходимо для локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. В связи с чем, АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" нарушены требования ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11  Закона N 116-ФЗ.

В ходе проверки обществом был предоставлен приказ N 327 от 23.04.2018 об утверждении и введении в действие Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО "Газпром газораспределение Дальний Восток". В соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, обществом предоставлялись в территориальный орган Ростехнадзора формы отчета за 2017, 2018 годы (л.д. 52-54). В материалы дела не представлено обществом доказательств довода жалобы о том, что представлялись сведения и документы именно на проверенный объект по настоящему делу. Из содержания сопроводительных писем с указанием общего количества листов, диска этого не следует. Представитель управления в судебном заседании отрицал.

Принятие мер к устранению нарушений после проведения проверки не исключает установленные правонарушения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта. На основании изложенного оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

           решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 20.05.2019 по делу   № А73-2605/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Газпром газораспределение Дальний Восток» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 05.06.2019 № 9894 в сумме 1500 рублей.

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

И.А. Мильчина