ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-389/16 от 16.02.2016 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-389/2016

24 февраля 2016 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
 Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Швец Е.А.

судей    Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.

при участии в заседании:

от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области; Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России":   ФИО1, представитель по доверенности от 20.10.2015 № 300-2015;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области:   ФИО2, представитель по доверенности от 27.01.2016 №01-10/138;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области

на   решение от 08.12.2015

по делу №   А37-1657/2015

Арбитражного суда   Магаданской области

принятое судьей    Минеевой А.А.

по заявлению   Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой связи (УФПС) Магаданской области-филиала ФГУП «Почта России»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

о   признании недействительными решения от 09.06.2015 по делу № 03-10/02-2015 и предписаний № 41, № 42 от 09.06.2015

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Магаданской области - филиала ФГУП «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России», Предпри­ятие), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Мага­данской области (далее—УФАС по Магаданской области, антимонопольный орган) о призна­нии недействительными решения от 09.06.2015 по делу № 03-10/02-2015 и предписаний № 41, № 42 от 09.06.2015.

Решением от 08.12.2015 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ФГУП «Почта России» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права. В обоснование жалобы указало, что вывод о монопольно высокой цене на услугу по абонированию ячейки почтового шкафа был сделан антимонопольным органом только на осно­вании затратного метода (критерия), путем анализа расходов, необходимых для оказания услуги абониро­вания и прибыли, без сравнения с ценой, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопостави­мом товарном рынке, ввиду отсутствия такого в РФ. Вместе с тем, отсутствие в РФ со­поставимого рынка делает невозможным сравнение установленной ФГУП «Почта России» цены с ценой, которая могла сформироваться в условиях конкуренции при наличии сопоставимого рынка, поэтому вывод о том, что установленная цена является монопольно высокой, в данном случае не основан на фак­тических данных, а носит предположительный характер.

Представитель ФГУП «Почта России» в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт о призна­нии недействительными решения и предписания антимонопольного органа.

УФАС по Магаданской области в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, указав, что Предприятие, пользуясь своим доминирую­щим положением, установило монопольно высокую цену на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, что привело к ущемлению интересов физических и юридических лиц - пользователей данной услугой, выразившееся во взимании платы за операции, которые фактически не проводятся (при заключении договора на срок более 1 месяца), а также несоизмеримом росте цены с 01.07.2014 при незначительном росте расходов.

Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд, не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, на основании заявления жителя города Магадана на установление необоснованно высокой стоимости услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в 2014 году, 15.04.2015 УФАС по Магаданской области возбуждено дело № 03-10/02-2015 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Почта России» в лице Управления феде­ральной почтовой связи (УФПС) Магаданской области - филиала ФГУП «Почта России» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

26.05.2015 по результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС по Магаданской области принято решение № 03-10/02-2015 :

1. Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральное государственное унитарное предприятие «Поч­та России» в лице УФПС Магаданской области на рынке услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по итогам 2013 года в географических границах опреде­ленных районами Магаданской области (МО «Город Магадан», Ольский район, Северо-Эвенский район, Сусуманский район, Тенькинский район, Ягоднинский район, Хасынский район, Омсукчанский район, Среднеканский район) и по итогам 2014 года в географических границах

определенных районами Магаданской области (МО «Город Магадан», Ольский район, Северо-Эвенский район, Сусуманский район, Тенькинский район, Ягоднинский район, Хасынский рай­он, Омсукчанский район) занимало доминирующее положение с долей более 50%.

2. Признать злоупотреблением доминирующим положением действия ФГУП «Почта России» в лице УФПС Магаданской области по установлению, поддержанию монопольно высо­ких цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в 2014 году для физических и юридических лиц, а именно: установление ФГУП «Почта России» с 01.07.2014 путём повышения ранее установленной цены на услугу по предоставлению в пользо­вание ячейки абонементного почтового шкафа для физических и юридических лиц; применение тарифа на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с 01.01.2014 свыше 1 месяца, приводящее к многократному (в зависимости от количества месяцев пользования ячейкой) завышению расходов на операции, которые фактически проводятся 1 раз, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение кон­куренции и (или) ущемление интересов других лиц, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Фе­дерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании данного решения ФГУП «Почта России» в лице УФПС Магаданской об­ласти УФАС по Магаданской области выданы соответствующие предписания №41, № 42 от 09.06.2015.

Не согласившись с решением от 09.06.2015 по делу № 03-10/02-2015 и предписаниями № 41, № 42 от 09.06.2015, ФГУП «Почта России» обрати­лось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании их недействительными.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 10 Закона о конкуренции запрещены действия (бездействие) за­нимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление ин­тересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монополь­но низкой цены товара.

Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела № 03-10/02-2015 установлено, что услуги почтовой связи на территории Магаданской области предоставляют 48 отделений почтовой связи, из них 10 находятся в сельской и 38 - в городской местности. Отделения почтовой связи находятся в непосредственном подчинении УФПС Магаданской области - филиала ФГУП «Почта России» (письмо УФПС Магаданской области от 06.04.2015 № 36.6-3.2/15 с приложением перечня отделений почтовой связи Магаданской области).

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных мо­нополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Приказом ФГУП «Почта России» от 30.09.2005 № 397 утверждён Порядок абонирования ячеек абонементных почтовых шкафов.

С целью установления доминирующего положения УФАС по Магаданской области проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставле­нию в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Магаданской об­ласти по итогам 2013- 2014 годов, по результатам которого составлен аналитический отчет от 25.05.2015 .

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конку­ренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации были использованы сведе­ния, полученные от Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному окру­гу, ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области, приобретателей услуг, а так­же данные иных источников информации.

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа - 2013 и 2014 го­да. Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

Продуктовые границы исследуемого рынка определены, как услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Из письма ФГУП «Почта России» от 20.03.2015 №1.2.3.1.1-10/5263, следует, что население вынуждено заказывать услугу абонирования как дополнительную услугу при отсутствии возможности получения корреспонденции по фактическому адресу проживания (поломка абонентского ящика, угроза хищения корреспонденции по адресу проживания).

Приказами УФПС Магаданской области - филиал ФГУП «Почта России» от 20.12.2011 № 161, от 09.12.2013 № 114, от 07.07.2014 № 113 «Об установлении тарифов на пользова­ние ячейкой абонементного почтового шкафа» были утверждены тарифы на услугу пользования ячейкой абонементного шкафа соответственно с 01.01.2012, 01.01.2014,01.07.2014.

Согласно письму ФГУП «Почта России» от 16.02.2015 № 1.2.3.1.1-20/2959, оказание услуги абонирования ячейки абонементного шкафа и предоставление адресату индивидуального номера ячейки абонементного почтового шкафа для адресования является дополнительной услугой, по отноше­нию к основной услуге по доставке простых и регистрируемых почтовых отправлений, оказываемой по заявлению на договорной основе.

Из ответов потребителей установлено, что качественными характеристиками в выборе услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа являются: своевремен­ное вложение в ячейку абонементного почтового шкафа простой письменной корреспонденции, периоди­ческих изданий, извещений на регистрируемые почтовые отправления, уведомлений о вручении почто­вых отправлений, направление акта сдачи-приема оказанных услуг, территориальность (местонахожде­ние объекта почтовой связи и адресата в одном населенном пункте), гарантированный уровень защи­щенности информации от неправомерного доступа.

Технические характеристики: абонементный почтовый шкаф должен характеризоваться такими па­раметрами, как надежность, прочность и устойчивость к изнашиванию. Абонементный почтовый шкаф может иметь различный дизайн, но при этом главная его задача - обеспечить сохранность получен­ной корреспонденции. При заключении договора абонент пользуется своей ячейкой, имея индивиду­альный ключ. Абонементный почтовый шкаф может состоять из 20-60 ячеек и подходить для коррес­понденции формата от А5 до А4.

Цены: тарифы на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа юридическим и физическим лицам, согласно части 3 статьи 18 Закона о почтовой связи, не уста­навливаются и не регулируются государством, в связи с тем, что указанная услуга не является универсальной услугой почтовой связи. Услуга по предоставлению в пользование ячейки абонемент­ного почтового шкафа является дополнительной услугой, и тариф на указанную услугу устанавлива­ется оператором почтовой связи самостоятельно.

Условия реализации: возмездное оказание услуг на договорной основе.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществ­лялось антимонопольным органом путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну вышеназванную классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.

Услуги, входящие в одну классификационную группу не являются взаимозаменяемыми, так как услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, по своему функ­циональному назначению не взаимозаменяема.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров (услуг), составляющих одну товарную группу.

Выборочный опрос мнений покупателей был обоснован тем, что на основании ответа Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 11.03.2015 № 576-02/49 на запрос УФАС по Магаданской области от 06.03.2015 № 01-10/520, в период 2013 -2014 годов на территории Магаданской области и муниципального образования «Город Мага­дан» услуги почтовой связи, в том числе аренда абонентских ящиков, оказывает единственный опера­тор связи - ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области. В связи, с чем целесо­образность в сплошном опросе отсутствовала. Группа покупателей выделена по месту приобретения товара (услуги).

В соответствии со статьей 19 Закона о почтовой связи пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему поч­товому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа.

Для получателя почтовых отправлений услуга по доставке корреспонденции по своему почто­вому адресу и до востребования является бесплатной. Таким образом, данные виды почтовых услуг не могут являться товаром-заменителем на рынке по доставке почтовых отправлений с использованием ячейки абонементного почтового шкафа.

При выявлении взаимозаменяемых товаров антимонопольным органом использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почто­вого шкафа, если цены на указанную услугу долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 про­центов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не го­товы заменить услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Исходя из особенностей функционального назначения товара, услуга по предоставлению в пользо­вание ячейки абонементного почтового шкафа не может быть заменена в процессе потребления другой услугой.

При таких обстоятельствах, продуктовые границы исследуемого рынка антимонопольным органом правомерно определены как услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Географические границы товарного рынка проведены антимонополь­ным органом на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являю­щийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

На основании проведенного антимонопольным органом анализа географические границы рынка услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа определены районами Магаданской области (МО «Город Магадан», Ольский район, Северо-Эвенский район, Сусуман-ский район, Тенькинскии район, Ягоднинский район, Хасынский район, Омсукчанский район, Среднеканский район).

Единственным хозяйствующим субъектом, в период 2013 - 2014 годов оказывающим услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, на территории Магаданской области яв­ляется ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области с долей 100%..

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, ответчиком правомерно определен хозяйствующий субъект, действующий на

рассматриваемом рынке (идентификация): Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (Варшавское шоссе, д.37, г. Москва) в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Магаданской области (ул. Ленина, д. 2а, г. Магадан).

По итогам 2013-2014 годов на рынке услуг по предоставлению в пользование ячейки або­нементного почтового шкафа в определенных географических границах состав продавцов остал­ся неизменным.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно поддержал, как обоснованный вывод антимонопольного органа о том, что при опреде­лении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положе­нии любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным.

При определении объема товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке услуги по пре­доставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа УФАС по Магаданской области использована информа­ция, содержащаяся в ответах УФПС Магаданской области - филиала ФГУП «Почта России».

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по итогам 2013 - 2014 годов в натуральном выражении (шт.) в географических границах Магаданской области.

Из аналитического отчета (раздел VTT) следует, что по итогам 2013-2014 годов:

- на рынке услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в границах муниципального образования «Город Магадан», в границах Ольского района Магаданской об­ласти, в границах Омсукчанского района Магаданской области, в границах Северо- Эвенского района Магаданской области, в границах Сусуманского района Магаданской области, в границах Тенькин-ского района Магаданской области, в границах Ягоднинского района Магаданской области, в грани­цах Хасынского района Магаданской области, единственным продавцом являлось ФГУП «Почта Рос­сии» в лице филиала УФПС Магаданской области, доля которого составила соответственно 100% и 100%. Исходя из показателей рыночной концентрации (НШ равным 10000 за 2013 год; НШ равным 10000 за 2014 год), рынок услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах муниципального образования «Город Магадан», в границах Ольского района Магаданской области, в границах Омсукчанского района Магаданской области, в границах Се­веро- Эвенского района Магаданской области, в границах Сусуманского района Магаданской области, в границах Тенькинского района Магаданской области, в границах Ягоднинского района Магадан­ской области, в границах Хасынского района Магаданской области можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации;

так же, на рынке услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в границах Среднеканского района Магаданской области по итогам 2013 год единственным продавцом являлось ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области, доля которого составила 100%. Исходя из показателей рыночной концентрации (HHI равным 10000 за 2013 год), рынок услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Среднеканского района Магаданской области в период 2013 года можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации. По итогам 2014 года услуга по предоставлению в пользование абонементного почтового шкафа не оказывалась.

При этом доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Предприятием в материалы дела не пре­доставлено.

Судом первой инстанции правомерно отклонены, как ошибочные, доводы заявителя о том, что выводы антимонопольного органа о наличии труднопреодо­лимых барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок основаны на ненадлежащем прове­дении анализа, так как в оспариваемом решении не представлены результаты проверки (исследо­вания) их наличия.

В соответствии с разделом 8 Порядка проведения анализа - процедура определения обстоя­тельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на то­варный рынок), включает:

выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товар­ный рынок.

В соответствии с пунктом 8.3. Порядка проведения анализа, барьеры входа на товарный рынок должны анализироваться:

а) с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемого товарного рынка;

б) с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматри­ваемом товарном рынке, расширить производственные мощности или объем продаж данного то­
вара.

Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассмат­риваемый товарный рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных про­давцов или отраслевых специалистов (экспертов).

Учитывая, что на территории Магаданской области не выявлены хозяйствующие субъек­ты, оказывающие подобные услуги, а так же потенциальные продавцы, суд первой инстанции обоснованно поддержал вывод антимонопольного органа о наличии барьеров, в соответствии с информацией, полученной от дейст­вующего продавца услуг - ФГУП «Почта России» (письма от 20.03.2015 № 1.2.3,1.1-14/5263; от 06.04.2015 № 36.6-3.2/502; иные документы, представленные в рамках рас­смотрения дела, в том числе финансово - экономические).

В разделе VIII аналитического отчета выводы о наличии барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок обоснованно определены антимонопольным органом по результатам опроса фактического хозяйствующего субъекта, действующего на соответствующем товарном рынке.

Порядок проведения анализа не обязывает включать в аналитический отчет развернутый анализ действий антимонопольного органа. В соот­ветствии с пунктом 11.2 указанного Порядка аналитический отчет включает в себя обобщенные сведения о барьерах входа на товарный рынок.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка проведения анализа, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сло­жились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Поскольку целью исследования антимоно­польного органа было установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа при рас­смотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области, то УФАС по Магаданской области проводился ретроспективный анализ товарного рынка, при котором анализ барьеров входа на рынок и несогласие заявителя с выводами антимонопольного органа, не может повлиять на выводы относительно фактической доли заявителя в период 2013-2014 годов на рынке услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в обозначенных гео­графических границах на территории Магаданской области.

В разделе VIII Аналитического отчета определены основные барьеры входа новых хозяйствую­щих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок, в связи с чем барьеры входа на рынки признаны труднопреодолимыми.

При наличии труднопреодоли­мых барьеров доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

Данные выводы подтверждают тот факт, что за период 2013-2014 годов на рынке не появилось но­вых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно поддержал вывод антимонопольного органа о том, что товарный рынок услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным, с единствен­ным продавцом ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области. Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.

Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основа­нии статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из содержания статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъек­тов (групп лиц) на рьшке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хо­зяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключе­нием финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1), доля которого на рьшке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта уста­новлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изме­нениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рьшке, относительного размера долей на этом то­варном рьшке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя и иных критериев, характеризующих товарный рынок (пункт 2).

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно поддержал выводы антимонопольного органа о том, что по итогам 2013 года на рынке услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в гео­графических границах определенных районами Магаданской области (МО «Город Магадан», Ольский район, Северо-Эвенский район, Сусуманский район, Тенькинский район, Ягоднинский район, Хасынский район, Омсукчанский район, Среднеканский район) доминирующее положение занимало ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области с долей более 50%; и по итогам 2014 года на рынке услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах определенных районами Магаданской области (МО «Город Магадан», Ольский район, Севе­ро-Эвенский район, Сусуманский район, Тенькинский район, Ягоднинский район, Хасынский район, Ом­сукчанский район) доминирующее положение занимало ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области с долей более 50% , что подтверждается представленным в материалы дела Аналитическим отчетом.

Отклоняя доводы заявителя о том, что отсутствие в РФ сопоставимого рынка делает невозможным сравнение установленной ФГУП «Почта России» цены с ценой, которая могла сформироваться в условиях конкуренции при наличии сопоставимого рынка, поэтому вывод о том, что установлен­ная цена является монопольно высокой, в данном случае, не основан на фактических данных, а носит предположительный характер, а также о том, что, исключая возможность применения ме­тода сопоставимых рынков, УФАС по Магаданской области не доказало установление моно­польно высоких цен именно по затратному критерию, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездейст­вие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являют­ся или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление инте­ресов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара явля­ется цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибылей цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопостави­мом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям дос­тупа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее -сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Исходя из смысла названных норм, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить не только нали­чие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, но и факт превы­шения в цене суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и при­были и цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рын­ке.

Первое условие монопольно высокой цены - превышение суммы необходимых для произ­водства и реализации такого товара расходов и прибыли, в том числе, установленная путём по­вышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следую­щие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами го­сударственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 16678/09, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на допустимость применения антимонопольным органом только одного из критериев монопольно высокой цены с целью установления нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, выводы УФАС по Магаданской области о том, что отсутствие сопоставимой цены не является пре­пятствием к определению цены как монопольно высокой по другим критериям, правомерно признаны судом первой инстанции обосно­ванными.

Приказом ФГУП «Почта России» от 30.09.2005 № 397 утверждён Порядок абонирования ячеек абонементных почтовых шкафов.

С 06 мая 2011 года ФГУП «Почта России» введен в действие «Перечень технологических операций, осуществляемых при абонировании ячейки абонементного почтового шкафа» (СМК.ФГУП.СП.7.1.1/39)(далее -Перечень технологических операций), на основании которого производятся расчёты стоимости услуги по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа.

Приказом УФПС Магаданской области № 114 от 09.12.2013 «Об установлении тарифов на пользование ячейкой абонементного шкафа» установлен тариф на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.01.2014 в размере 90 руб. для населения и 150 руб. для организаций.

В соответствии с Регламентом ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы), утверждённым приказом ФГУП «Почта России» от 12.10.2012 № 322-п, ФГУП «Почта России» и его филиалы самостоятельно устанавливали плату на услуги, которые не подлежат регулированию со стороны государственных органов.

Как следует из материалов дела, экономическое обоснование для введе­ния тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа (при условии заключения до­говора сроком на 1 месяц) с 01.01.2014 (далее - Экономическое обоснование с 01.01.2014) предос­тавлено письмом УФПС Магаданской области от 16.02.2015 № 36.6-3.2/4.

В себестои­мость услуги включены расходы на оплату труда, отчисления в фонды и косвенные расходы. Расхо­ды на оплату труда рассчитаны путём умножения времени на выполнение операций (в соответствии с Перечнем технологических операций) на плановую среднюю заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов).

В соответствии с Экономическим обоснованием с 01.01.2014 среднемесячная плановая зара­ботная плата работников отделений почтовой связи (без почтальонов) рассчитана УФПС Магадан­ской области - филиалом ФГУП «Почта России» в размере 20865 руб. Норма времени на оказание услуги для физических лиц - 691,8 секунды, для юридических лиц - 971,4 секунды. Среднемесячный фонд ра­бочего времени 147,7 часов, фонд оплаты труда на операцию для физических лиц - 35 руб. 34 коп., доля косвенных затрат, относящихся к услуге 42,03 руб.; для юридических лиц фонд оплаты труда на опера­цию составил 49,63 руб., доля косвенных затрат, относящихся к услуге - 59,02 руб. Итого себестои­мость услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа для физиче­ских лиц составила 77,38 руб. для юридических лиц 108,65 руб.

В расчёт нормы времени к Экономическому обоснованию с 01.01.2014 вошли следующие операции: для физических и юридических лиц - ознакомление с порядком предоставления услуг и приём заявления, проверка правильности заполнения, взимание установленной платы, регистрация клиента, выдача/приём ключей от ячейки, ведение учёта и отчётности, для юридических лиц помимо вышепоиме­нованных операций предусмотрены затраты на оформление Акта сдачи-приема.

Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтово­го шкафа для физических лиц с 01.01.2014 составила 77 руб. 38 коп. (рентабельность - 16,31 %), для юри­дических лиц составила 108 руб. 65 коп. (рентабельность - 38,06%).

УФПС Магаданской области - филиал ФГУП «Почта России» приказом от 07.07.2014 № 113 с 01.07.2014 повысило стоимость абонирования ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц с 90 руб. до 180 руб., для юридических лиц со 150 руб. до 380 руб. 00 коп.

В соответствии с Регламентом ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы), ут­верждённым Приказом № 266-п ФГУП «Почта России» от 15.08.2014, тарифы на нерегулируемые услуги (товары, работы), которые не подлежат регулированию со стороны государственных орга­нов, устанавливаются ФГУП «Почта России» самостоятельно и подразделяются на: централизован­ные и нецентрализованные (письмо УФПС Магаданской области - филиала ФГУП «Почта Рос­сии» от 17.03.2015 № 36.6-3.2/10.

Приказом № 188-п от 30.06.2014 ФГУП «Почта России» установлены базовые (минималь­но допустимые) централизованные тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа и дано распоряжение филиалам привести децентрализованные тарифы, установленные ранее в соответствие с базовыми.

УФПС Магаданской области в соответствии с указанным приказом отнесено к 4 тарифной зоне и базовый тариф по 4 тарифной зоне для физических лиц составляет 180 руб., для юридиче­ских лиц 377 руб. 60 коп. В 4 тарифную зону помимо УФПС Магаданской области вошли также: УФПС Республики Саха (Якутия), УФПС Сахалинской области, УФПС Ненецкого автономного округа, УФПС Ямало-Ненецкого автономного округа, УФПС Камчатского края.

Тарифы являются базовыми (минимально допустимыми), и филиалам предоставляется возможность установления дополнительным приказом филиала более высоких тарифов в зави­симости от спроса и себестоимости оказания услуги (Примечание к Базовым тарифам на абониро­вание абонементного почтового шкафа, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 № 188-п).

УФПС Магаданской области Приказом № 113 от 07.07.2014 с 01.07.2014 ввело в действие тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц в размере 180 руб., для юридических лиц в размере 380 руб. 00 коп.

В себестоимость услуги абонирования ячейки абонементного почтового шкафа в соответ­ствии с Калькуляцией затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 4 тарифной зоне ФГУП «Почта России» на 2014 год (при условии заключе­ния договора на 1 месяц) (далее - Калькуляция затрат с 01.07.2014) для физиче­ских и юридических лиц включены затраты на - ознакомление клиента с порядком предоставле­ния услуги и приём заявления, затраты на проверку правильности заполнения заявления, затраты на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» и взимание платы, затраты на реги­страцию клиента, затраты на выдачу ключа клиенту/приём ключа у клиента, затраты на оформле­ние Акта сдачи-приёма оказанных услуг, затраты на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды, затраты на ведение учёта и отчётности.

Расчёт затрат на операцию «Ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и приём заявления» рассчитан следующим способом:

- норма времени на оказание услуги для физических и юридических лиц составляет 240,6 сек.;

- среднемесячная заработная плата, в соответствии с калькуляцией затрат на услугу по предостав­лению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с 01.07.2014, составила 28814 руб. расчёт произведён по 4 тарифной зоне (то есть, в расчёте учтены плановые расходы на заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов), помимо УФПС Магаданской области: УФПС Камчатского края, УФПС Ненецкого автономного округа, УФПС Республики Саха (Якутия), УФПС Сахалинской области, УФПС Ямало-Ненецкого автономного округа). В секунду средняя заработная плата составляет 0,048754 руб.;

- ФОТ рассчитан путём умножения нормы времени, приходящейся на выполнение операции, на заработную плату: 240,6 сек.*0,048754 руб-11,73 руб.;

- страховые взносы рассчитаны в размере 30,2% от ФОТ: 11,73 руб. *30,2%= 3,54 руб.;

- косвенные расходы рассчитаны путём умножения ФОТ на 121,2% в соответствии с расчётом косвенных расходов по 4 тарифной зоне: 11,73 руб.* 121,2%=14,22 руб.

Итого, затраты на ознакомление клиента (физического и юридического лица) с порядком предоставления услуги и приём заявления в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользова­ние ячейки абонементного почтового шкафа по 4 тарифной зоне ФГУП «Почта России» с 01.07.2014 составили 29 руб. 49 коп,

Таким же образом были рассчитаны затраты на другие операции, включенные в Калькуляцию за­трат с 01.07.2014, исходя из плановой среднемесячной заработной платы в 28814 руб. и норм време­ни в соответствии с Перечнем технологических операций.

Себестоимость, оказываемых услуг с 01.07.2014 по расчётам ФГУП «Почта России» составила для физических лиц 131 руб. 21 коп. (рентабельность - 37,18%), для юридических лиц 144 руб. 22 коп. (рентабельность - 163,49%).

Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства и расчеты, заявителем в ма­териалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что антимонопольным органом установлено и подтверждается ма­териалами дела, что рост расходов, необходимых для оказания услуги не соответствует росту стоимости услуги.

Расходы с 01.07.2014 на оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа для физических лиц увеличились на 69,6% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 расходы составляли 77,38 руб., с 01.07.2014 составили 131,21 руб.), а стоимость услуги увеличилась на 100% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 стоимость услуги для физических лиц составляла 90 руб., а с 01.07.2014 соста­вила уже 180 руб.); для юридических лиц рост расходов составил 32,7% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 расходы составляли 108,65 руб., с 01.07.2014 составили 144,22 руб.) - стоимость услуги же выросла на 153,3% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 стоимость услуги для юридических лиц составляла 150 руб., а с 01.07.2014 составила уже 380 руб.).

Кроме того, необоснованно увеличилась планируемая рентабельность оказания услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа с 01.07.2014 для физических лиц на 128%, для юридических лиц на 329,6%.

Из содержания письма ФГУП «Почта России» от 20.03.2015 исх. № 1.2.3.1.1-10/5263 следует, что установление тарифов с достаточным уровнем рентабельности по не универсальным ус­лугам почтовой связи, в том числе на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа, в сравнении с тарифами на универсальные услуги позволяет обеспечить рентабельную работу в целом и оказывать социально-значимые услуги почтовой связи на качественном уровне. Прибыль, получаемая от не универсальных услуг, в том числе и от услуги по абонированию ячейки абонементного почто­вого шкафа, необходима для реализации поставленных целей по модернизации и развитию пред­приятия.

Между тем, расчёт нормы прибыли к калькуляциям от 01.01.2014 и от 01.07.2014 заявителем не представлен. Обоснования роста нормы прибыли в расчётах с 01.07.2014 также не представлено. Отсутствие расчётов рентабельности заявитель обосновал тем, что нормативного акта, ко­торый устанавливал бы процент рентабельности, нет.

Из материалов дела, следует, что УФПС Магаданской области - филиалом ФГУП «Почта России» заключены договоры на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с юридическими и физическими лицами по утверждённым тарифам.

В соответствии с пунк­том 3.2. договора с юридическими лицами абонент за период абонирования осуще­ствляет оплату услуг в размере 100% стоимости услуг до начала периода абонирования ячейки по дейст­вующим на момент заключения договора тарифам. Срок действия договора может составлять не более I календарного года в соответствии с пунктом 7.1. договора.

Согласно пояснениям, данным в письме от 17.03.2015 исх. № 36.6-3.2/10 УФПС Магаданской области - филиал ФГУП «Почта России», тариф за пользование ус­лугой абонирования ячейки абонементного почтового шкафа устанавливаются за один полный кален­дарный месяц использования. Пользование ячейкой более 1 календарного месяца осуществляется по таким же тарифам, что и за один месяц. Оплата вносится за весь период пользования ячейкой в соот­ветствии с количеством месяцев использования. Дополнительные скидки или понижающие коэффици­енты при пользовании услугой более одного месяца не предусмотрены.

С учетом изложенного, заключая договор на 1 календарный год (например, договор № 17 от 01.01.2014), в соответствии с экономиче­ским обоснованием для введения тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.01.2014, абонент платит 12 раз за ознакомление с порядком предоставления услуги, приём заявле­ния и проверку правильности его заполнения, 12 раз за оформление заключаемого договора и взи­мание платы, 12 раз за выдачу ключа, оформление Акта сдачи-приёма и приём ячейки по истечении срока аренды.

При таких обстоятельствах, применение тарифа свыше 1 месяца является экономически не­обоснованным. Расходы на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа мно­гократно завышены, так как операции, включенные в расчёт стоимости, не проводятся каждый месяц.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.

Кроме того, в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 4 тарифной зоне ФГУП «Почта России» на 2014 год (при условии заключения договора сроком на 1 месяц) так же включены затраты на ознакомление с порядком предоставления услуги, на приём заявления и про­верку правильности его заполнения, оформление заключаемого договора и взимание платы, выдачу ключа, на оформление Акта сдачи-приёма и приём ячейки по истечении срока аренды, примене­ние указанного тарифа свыше 1 месяца также является экономически не обоснованным, так как это приводит к многократному (в зависимости от количества месяцев использования) превышению расходов на операции, которые фактически проводятся 1 раз.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что превышены расходы и прибыль, необходимые для оказания соответст­вующих услуг, что свидетельствует об установлении заявителем монопольно высокой цены.

Второе условие монопольно высокой цены - превышение цены, которая сформировалась в ус­ловиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, ус­ловиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулирова­нию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование антимонопольным органом не было установлено, поскольку отсутствует сопоставимый рынок, как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Как установлено судом, указанный вывод УФАС по Магаданской области осуществлен посред­ством определения общих критериев сопоставимости рынков, базирующихся на положениях статьи 6 Закона о защите конкуренции, перечень которых является исчерпывающим, и согласно которым для при­знания рынка сопоставимым должны выполняться все приведенные в статье 6 критерии при наличии конкурентной среды.

Сопоставимые рынки за пределами Российской Федерации отсутствуют в силу иного госу­дарственного регулирования (включая налоговое, таможенно-тарифное регулирование).

Сопоставимые рынки на территории Российской Федерации отсутствуют в силу отсутствия сопоставимого по количественному составу продавцов и покупателей товара, по условиям обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара при­обретателями с учетом несоразмерности объемов товарных рынков, региональных особенностей спроса на рассматриваемый товар, по условиям доступа на товарный рынок.

Исходя из положений части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, для признания цены монопольно высокой требуется наличие перечисленных условий, предусмотренных данной нор­мой.

С учетом представленных доказательств, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными доводы ответчика о том, что в действи­ях ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Магаданской области усматривается установ­ление и поддержание в 2014 году монопольно высоких цен на услугу по предоставлению в поль­зование ячейки абонементного почтового шкафа на территории районов Магаданской области.

Ссылки заявителя в обоснование своей правовой позиции на разъяснения, данные в письме ФАС России от 31.12.2013 № ЛЦ/54346/13 «О применении пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.

Также правомерно суд первой инстанции отклонил ссылку заявителя на отрицательный финансовый результат за 2013 и 2014 годы как обос­нование увеличения цены по нерегулируемым услугам, поскольку услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа не является конкурентной, что подтверждается Аналитическим отчетом, представленным в материалах дела, эта услуга не может быть заменена другой услугой в процессе потребления, она неразрывно свя­зана с услугами почтовой связи, которые в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естествен­ных монополий. Необоснованное увеличение планируемой прибыли за счёт таких не конкурент­ных услуг, тесно связанных с услугами, оказываемыми субъектом естественной монополии и от­носящимися к услугам, поименованным в части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» (услуги общедоступной почтовой связи) является злоупотреблением доминирующим положени­ем.

Оценив в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о наличии в действиях ФГУП «Почта России» в ли­це УФПС Магаданской области нарушений, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 10 Зако­на о защите конкуренции и законности решения и предписаний антимонопольного органа.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 08.12.2015 по делу № А37-1657/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить УФПС Магаданской области - филиал ФГУП "Почта России" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 4801 от 29.12.2015 государственную пошлину в размере 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Т.Д. Пескова