ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-389/2024 от 27.02.2024 Шестого арбитражного апелляционного суда

1137/2024-6627(2)



Шестой арбитражный апе

 лляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 06АП-389/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.

судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.  при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.А. 

при участии в заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителей: 

от Министерства природных ресурсов Амурской области: Янова О.В. по доверенности от  21.03.2023 № 09-06/; 

от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Гринько Н.В. по  доверенности от 27.12.2023 № 2319/96; 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных  ресурсов Амурской области 

на решение Арбитражного суда Амурской области от 15.12.2023  по делу № А04-9628/2023 

по заявлению Министерства природных ресурсов Амурской области
(ОГРН 1082801003350, ИНН 2801130936)

к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771,  ИНН 2801030434) 

о признании недействительным представления от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748 в части  третьи лица: Федеральное агентство водных ресурсов (ОГРН 1047796365760, 

ИНН 7728513882), прокуратура Амурской области (ОГРН 1022800535856,
ИНН 2801018780)

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов Амурской области (далее – МПР по Амурской  области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании  незаконным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области  (далее – УФК по Амурской области) от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748 в части возложения 


обязанностей по принятию мер по устранению нарушения, указанного в пункте 2  представления, обеспечив возврат средств в сумме 50 000 000 руб. в доход федерального  бюджета согласно Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, в соответствии  с требованием Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01.11.2023. 

 К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство водных  ресурсов (далее – Росводресурсы), Прокуратура Амурской области. 

Решением суда от 15.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МПР по Амурской области  обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в  которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый  судебный акт об удовлетворении требований. 

 В жалобе заявитель выражает несогласие с выводом суда, что Соглашение от  30.12.2021 является действующим, как не соответствующим фактическим обстоятельствам  дела. Считает, что необоснованно не принято во внимание заключенное 24.12.2022  Соглашение между Росводресурсами и Правительством Амурской области о  предоставлении субсидии в 2022-2025 годах с установлением идентичного мероприятия с  мероприятием, предусмотренным Соглашением от 30.12.2021, но с новым графиком  исполнения – март 2023 года. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка позиции  Росводресурсов, выраженной в письме от 22.05.2023 № НС-03-25/5299, о прекращении  действия Соглашения от 30.12.2021. 

УФК по Амурской области выразило несогласие в отзыве на апелляционную жалобу  с позицией заявителя, просило в ее удовлетворении отказать. 

Третьи лица не представили отзывы на апелляционную жалобу.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц- связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители участвующих  в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, и отзыве на нее. 

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены  апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Из материалов дела установлено следующее.

Постановлением от 29.07.2013 № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений  о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и  реализации, а также проведения оценки эффективности» Правительством Амурской  области утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды в Амурской  области» (далее - государственная программа № 453), включающая, в том числе  подпрограмму «Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в  Амурской области». 

Координатором государственной программы № 453 и подпрограммы является МПР  по Амурской области. 


В соответствии с приложением 4.1 к государственной программе № 453 общий  объем финансирования в 2022 году составил 609 756,10 млн. руб., в том числе федеральный  бюджет - 500 000 000 руб. 

В рамках реализации мероприятия между Росводресурсами и Правительством  Амурской области 30.12.2021 заключено Соглашение № 052-09-2022-058 о предоставлении  субсидии из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств  субъекта, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты  капитального строительства «Строительство сооружений инженерной защиты от  паводковых вод с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района»  (далее - Соглашение от 30.12.2021). 

Предметом Соглашения от 30.12.2021 является предоставление из федерального  бюджета в 2022-2024 годах бюджету Амурской области субсидии на софинансирование  государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов  Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее -  субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных  Росводресурсам, как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств  федерального бюджета 052, раздел 04, подраздел 06, целевая статья 28 2 02 50650, вид  расходов 523 в целях достижения результатов федерального проекта «Защита от  наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности  гидротехнических сооружений» в рамках государственной программы «Воспроизводство и  использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства  Российской Федерации от 15.04.2014 № 322, а также в целях софинансирования расходных  обязательств субъекта, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты  капитального строительства государственной собственности субъекта Российской  Федерации. 

Согласно пункту 1.2 Соглашения от 30.12.2021 субсидия предоставляется в  соответствии с приложением № 1 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, в  целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в том  числе возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты строительства  государственной собственности субъекта Российской Федерации. 

В соответствии с условиями Соглашения от 30.12.2021 (в редакции дополнительного  соглашения от 21.11.2022 № 052-09-2022-058/3) общий объем бюджетных ассигнований,  предусматриваемых в бюджете Амурской области на финансовое обеспечение расходных  обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в  2022 году - 609 756,10 млн. руб. (средства федерального бюджета - не более 500 млн. руб.),  в 2023 году – 1 372,4 млн. руб. (средства федерального бюджета - не более 1 125,4 млн.  руб.), в 2024 году – 2 260,7 млн. руб. (средства федерального бюджета – 1 853,8 млн. руб.). 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2022 № 16-р (в  редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 2497-р)  утверждено адресное (пообъектное) распределение субсидий, предоставляемых в 20222025 годах из федерального бюджета бюджету Амурской области в целях 


софинансирования расходных обязательств Амурской области, возникающих при  реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ)  Амурской области в области использования и охраны водных объектов, в рамках  федерального проекта «Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и  обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» государственной программы  Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее -  адресное распределение). 

По адресному распределению на строительство сооружений инженерной защиты от  паводковых вод с. Усть-Ивановка, с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района  в 2022 году Амурской области выделены бюджетные ассигнования в размере 

Согласно выписке из лицевого счета № 0423200417030.11.2022 денежные средства в  размере 500 000 000 руб. в виде субсидии из федерального бюджета поступили на лицевой  счет МПР по Амурской области. 

Пунктом 4.3.4 Соглашения от 30.12.2021 предусмотрена обязанность Правительства  Амурской области обеспечить исполнение графика выполнения мероприятия по  проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами  реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства  согласно приложению № 3 к Соглашению от 30.12.2021, являющемуся его неотъемлемой  частью, формируемому по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 3 Правил № 999. 

В соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения от 30.12.2021 Правительство Амурской  области обязуется обеспечить исполнение требований Росводресурсов по возврату средств  в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19, 19 (1) Правил формирования,  предоставления и распределения субсидий. 

Приложением № 3 к Соглашению от 30.12.2021 (в редакции дополнительного  соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4) определен график выполнения  мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с  элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального  строительства - сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, 

с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района.

Графиком выполнения мероприятий определен срок разработки проектной  документации - декабрь 2022 года, дата получения положительного заключения  государственной экспертизы проектной документации - декабрь 2022 года, дата получения  положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта  капитального строительства - декабрь 2022 год, показатель технической готовности объекта  капитального строительства на конец 2022 года -11%. 

С целью строительства объектов инженерной защиты от паводковых вод между ГКУ  АО «Строитель» и АО «Бамтоннельстрой-Мост» заключен государственный контракт от  28.04.2022 № 60 (далее – государственный контракт № 60) на проектирование и  строительство объектов инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, с. Усть- Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района. 


Условиями государственного контракта в приложении 3 (в редакции  дополнительного соглашения от 19.12.2022 № 5) графиком исполнения контракта по  объекту «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Усть- Ивановка, с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района» определены сроки  окончания работ по выполнению 1 этапа работ (в том числе разработка проектной  документации, разработка информационной модели и экспортируемой из нее комплекта  чертежей проектной документации) срок окончания работ не позднее 29.12.2022,  прохождение государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий,  получивших положительные заключения государственных экспертиз проектной  документации и результатов инженерных изысканий, заключение - срок окончания работ  не позднее 31.03.2023; выполнение 2 этапа строительно-монтажных работ - срок окончания  работ не позднее 25.12.2025. Начало выполнения строительно-монтажных работ на объекте  – 17.04.2023. 

При отсутствии положительного заключения государственной экспертизы  проектной документации и получения положительного заключения о достоверности  определения сметной стоимости объекта капитального строительства ГКУ Амурской  области «Строитель» перечислило по платежному поручению от 29.11.2022 № 1176  подрядчику АО «Бамтоннельстрой-Мост аванс 609 756 097,57 руб. (в том числе за счет  средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в сумме 

Данные обстоятельства также следуют из Отчета об исполнении графика  выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том  числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального  строительства на 01.01.2023, согласно которому по объекту капитального строительства  «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, 

с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района»: срок разработки проектной  документации при плане - декабрь 2022 года (графа 25), фактически «не достигнут» (графа  26), получение положительного заключения государственной экспертизы проектной  документации при плане - декабрь 2022 года (графа 31), фактически не достигнуто (графа  32), получение положительного заключения о достоверности определения сметной  стоимости при плане - декабрь 2022 года (графа 34), фактически не достигнуто (графа 35),  показатель технической готовности объекта капитального строительства (процент  принятых работ от сметной стоимости строительства объекта в текущем уровне цен) на  конец отчетного периода при плане 11,00 %, фактически 0,00 % (копия Отчета об  исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству 


(реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению)  объектов капитального строительства на 01.01.2023. 

В соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения от 30.12.2021

уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим  взаимодействие с Росводресурсами, на которые со стороны субъекта возлагаются функции  по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представлению  отчетности, является МПР по Амурской области. 

Таким образом, на министерство возложена ответственность за исполнение и  реализацию обязательств по Соглашению от 30.12.2021, в том числе за соблюдением  графика, как на орган, являющийся координатором соглашения и государственных  программ, и которому зачислены средства федерального бюджета, источником  финансового обеспечения которых являются субсидии. 

В течение 2023 года Росводресурсы не направляли в министерство требование о  возврате средств субсидии в федеральный бюджет. 

В соответствии с приказом от 27.04.2023 № 122 в периоды с 02.05.2023 по  31.05.2023, с 05.06.2023 по 23.06.2023 УФК по Амурской области провело выездную  проверку в отношении МПР по Амурской области по осуществлению расходов  федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы  Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» за период  с 01.01.2020 по истекший период 2023 года. 

Проверкой установлено, что министерством совершены нарушения бюджетного  законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения. 

В частности, в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного  кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 17, подпункта «г» пункта 20  Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств  субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных  программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в  области использования и охраны водных объектов, являющихся приложением № 29 к  Государственной программе Российской Федерации «Воспроизводство и использование  природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской  Федерации от 15.04.2014 № 322, подпункта «в» пункта 10, пункта 19 Правил  формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, пунктов 4.3.2., 4.3.4  Соглашения о предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта  Российской Федерации от 30.12.2021 № 052-09-2022-058 (в редакции дополнительного  соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4) министерство: не выполнило обязательства  по исполнению Графика выполнения мероприятий по проектированию и (или)  строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому  перевооружению) объектов капитального строительства на 01.01.2023 в части неполучения 


положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и о  достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства  «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Усть-Ивановка, 

с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района» в установленный срок - декабрь  2022 года; не исполнило обязательство, предусмотренное пунктом 4.3.2 Соглашения от  30.12.2021, об обеспечении возврата средств, источником финансового обеспечения,  которых являются средства федерального бюджета (субсидия) в федеральный бюджет в  сумме 50 000 000 руб., при этом Росводресурсами не направлено требование о возврате  средств. 

Нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.07.2023 и отражены в  представлении от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748, в пункте 2 резолютивной части которого  указано: «принять меры к возврату средств в сумме 50 000 000 руб. в доход федерального  бюджета согласно Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, в соответствии  с требованием Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01.11.2023». 

Несогласие с пунктом 2 представления послужило основанием для обращения  министерства в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ решения  (действия) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны  незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту  и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  деятельности. 

С учетом пункта 1 статьи 265, пункта 3 статьи 265 БК РФ, пункта 2 статьи 269.2,  пункта 3 статьи 269.2 БК РФ, статьи 270.2 БК РФ, подпунктом «ж» пункта 4, пункта 7  Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового  контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, пункта 4  Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, суд первой инстанции обоснованно пришел к  выводу, что оспариваемое в части представление выдано уполномоченным на то  государственным органом финансового контроля. 

Согласно статье 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской  Федерации является принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники  бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны  исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием  наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). 

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает  результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных  ассигнований. 


В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается  совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных  нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров  (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной  системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного  распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя  бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора  источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса  предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. 

На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего  Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о  выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных  для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных  дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в  представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по  устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и  условий нарушения в случае невозможности его устранения. 

В соответствии со статьей 271.2 БК РФ установление нарушения бюджетного  законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального)  финансового контроля влечет направление им представления и (или) предписания. 

В силу пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской  Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты,  предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования  расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов  государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов  Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий  органов местного самоуправления по вопросам местного значения. 

Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету  субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской  Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации)  бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской  Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме,  необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из  федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из  федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации,  предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению  расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и  ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. 


В силу пункта 2 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий  из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее –  Правила № 999), субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки  субъектам Российской Федерации при исполнении расходных обязательств, возникающих  при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации  полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и (или)  при предоставлении межбюджетных трансфертов местным бюджетам при исполнении  расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий  по вопросам местного значения (далее - расходные обязательства субъектов Российской  Федерации) в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской  Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования  выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о  федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

В соответствии с пунктом 3 Правил № 999 государственными программами  Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации)  может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской  Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила  предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.  Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил 

 № 999).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил № 999 соглашение должно  содержать, в том числе обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению  графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству  (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению)  объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской  Федерации в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции, в том  числе с элементами реставрации, технического перевооружения) - в отношении субсидий,  предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с  элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального  строительства, который является неотъемлемой частью соглашения. 

Пунктом 19 Правил № 999 установлено, что в случае, если субъектом Российской  Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены  нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «в»  пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом  предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств,  соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором  допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных  вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации  (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения 


мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с  элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального  строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам  государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной  собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года,  подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального  бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если  высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, допустившего  нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за  годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем  третьим пункта 20 настоящих Правил. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322  утверждена Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и  использование природных ресурсов» (далее – государственная программа № 322),  включающая, в том числе Федеральный проект «Защита от негативного воздействия вод и  обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Российской  Федерации», направленный на строительство и реконструкцию сооружений инженерной  защиты в котором предусмотрено, в том числе три объекта Амурской области. 

В приложении № 29 к государственной программе № 322 изложены Правила  предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов  Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ  (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области  использования и охраны водных объектов (далее - Правила № 322). 

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 322 субсидия предоставляется при  условии заключения Росводресурсами и высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении  субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и  распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации». 

Соглашение должно быть подготовлено (сформировано) и заключено с  использованием государственной интегрированной информационной системы управления  общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой  соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 9  Правил № 999, пункт 17 Правил № 322). 

На основании подпункта «г» пункта 20 Правил № 322 оценка эффективности  использования субсидий осуществляется Росводресурсами исходя из достижения  субъектом Российской Федерации результатов использования субсидии по следующим  направлениям государственных программ: проведение инженерных изысканий и  подготовка проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов 


капитального строительства по направлениям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2  Правил № 322, - количество объектов капитального строительства, для которых  подготовлена проектная документация на строительство (реконструкцию) с  положительным заключением государственной экспертизы. 

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской  Федерации обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в  Федеральное агентство водных ресурсов, а также несет ответственность за соблюдение  условий предоставления субсидии в соответствии с законодательством Российской  Федерации (пункт 22 Правил № 322). 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам части 1  статьи 64, статей 65 АПК РФ, оценив в совокупности положения Соглашения от 30.12.2021  с заключенными к нему дополнительными соглашениями, положения Государственной  программы № 453, условия государственного контракта от 28.04.2022 № 60 с  приложениями, суд первой инстанции обоснованно установил подтвержденным факт  нарушения министерством обязательств по соблюдению плана-графика выполнения работ  по изготовлению проектной документации, получению положительного заключения  государственной экспертизы на нее, не достижения показателя технической готовности  объекта капитального строительства «Строительство сооружений инженерной защиты от  паводковых вод с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского  района», что привело к не достижению на конец отчетного периода результативности  использования субсидии. 

Принимая во внимание, что субсидии в размере 500 000 000 руб. поступили из  федерального бюджета в рамках Соглашения от 30.12.2021, учитывая отсутствие внесения  изменений в план-график выполнения работ по указанному Соглашению, а также не  наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие  обязательства не были исполнены, квалифицировав вышеуказанные обстоятельства как  нарушение со стороны МПР по Амурской области условий Соглашения от 30.12.2021,  направленного на реализацию социально значимого проекта, затрагивающего права и  законные интересы населения Амурской области, суд правомерно признал обоснованным  вынесение в его адрес представления в части принятия мер по устранению нарушения,  указанного в пункте 2, по обеспечению возврата средств в сумме 50 000 000 руб. в доход  федерального бюджета. 

Повторно заявленные в апелляционной жалобе доводы министерства о том, что  Соглашение от 30.12.2021 является недействующим со ссылкой на позицию  Росводресурсов, выраженной в письме от 22.05.2023 № НС-03-25/5299, а также об  исполнении плана-графика выполнения работ согласно Соглашению от 24.12.2022 

 № 052-09-2023-053, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно  отклонены. Оснований для иной правовой оценки данных доводов у суда апелляционной  инстанции не имеется. 

Само по себе несогласие заявителя с оценкой судом доказательств не является  основанием для отмены судебного акта. 


С учетом изложенного, поскольку представление от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748 в  оспариваемой части соответствует вышеуказанным нормам бюджетного законодательства  и отсутствуют доказательства нарушения им прав и законных интересов заявителя, суд  обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании  недействительным пункта 2 ненормативно-правового акта. 

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы  суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и  всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм  материального права. 

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным  основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. 

Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены  или изменения судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не  имеется. 

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 15.12.2023 по делу

 № А04-9628/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного  округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой  инстанции. 

Председательствующий судья И.А. Мильчина 

Судьи Е.И. Сапрыкина 

 Е.А. Швец