ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3903/2014 от 20.08.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3903/2014

22 августа 2014 года

г. Хабаровск

            Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2014 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Козловой Т.Д.

судей                                       Гетмановой Т.С., Головниной Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.

при участии  в заседании:

от Прокуратуры Хабаровского края:    ФИО1, старший прокурор;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Правительства Хабаровского края

на решение от 06.06.2014

по делу №А73-5690/2014

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Коваленко Н.Л.

по иску Заместителя прокурора Хабаровского края

к Правительству Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью «Кедр»

о  признании недействительным подпункта «е» пункта 11 договора аренды лесного участка

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - Прокурор) в порядке статьи 52 АПК РФ обратился с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Правительству Хабаровского края (ИНН <***> ОГРН <***>) и обществу с ограниченной ответственностью «Кедр» (ИНН <***> ОГРН <***>, далее - ООО «Кедр», Общество) о признании недействительным подпункта «е» пункта 11 договора аренды лесного участка №1154/2011 от 18.01.2012, заключенного между Правительством Хабаровского края и ООО «Кедр», в части возложения на арендатора (Общество) обязанности в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечивать его тушение.

Решением суда от 06.06.2014 заявленные Прокуратурой требования удовлетворены - соответствующее условие договора аренды лесного участка признано недействительным.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В апелляционной жалобе Правительство Хабаровского края просит отменить решение суда от 06.06.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что спорное условие договора не противоречит законодательству, поскольку, по мнению заявителя жалобы, обеспечение тушения лесных пожаров предполагает выполнение арендатором лесного участка мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и возможность оперативного тушения пожаров уполномоченными организациями; полагает, что из буквального смысла оспариваемого подпункта договора не следует, что он содержит обязанность арендатора по непосредственному тушению лесного пожара, однако не исключает привлечение арендатора для тушения пожара в случаях и порядке, установленных законодательством.  Приводит доводы о том, что типовая форма договора аренды лесного участка, содержащая спорный пункт, утверждена приказом Министерства сельского хозяйства от 12.02.2010 №48. Полагает, что Прокурор обратился в арбитражный суд не в защиту публичных интересов.

Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Прокуратуры поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную  жалобу, дав по ним пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.

Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступившего на нее отзыва, заслушав в судебном заседании представителя Прокуратуры, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Установлено, что 18.01.2011 между Правительством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка №1154/2011.

По условиям договора в аренду предоставляется лесной участок площадью 1381698 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, Нанайский район, Нанайское лесничество, участковые лесничества: Троицкое; <...>; Гассинское<...>; Анюйское<...>; Верхне-Анюйское<...>, квартал 7 (за исключением лесного участка с кадастровым номером 27:09:002101:100)<...>, кварталы: 100, 101, 114 (за исключением лесного участка с кадастровым номером 27:09:002101:113), кварталы: 102-103, квартал: 115 (за исключением лесного участка с кадастровым номером 27:09:002101:113 и № 27:09:002101:101), кварталы: 116-153, квартал: 154 (за исключением лесного участка с кадастровым номером 27:09:002101:101), кварталы: 155-203, квартал: 204 (за исключением лесного участка с кадастровым номером 27:002101:100), кварталы: 205-685; Елабужское<...>; Озерное<...>; Синдинское<...>; кадастровый (или условный) номер: 27:27:01/116/2008-557, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Хабаровский край, Нанайский муниципальный район, Нанайское лесничество, кварталы: 6,7, 21-30, 38-47, 67-73, 101-105, 107, 108 Верхне-Анюйского участкового лесничества. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:228:20:1154. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №1 и №2 к договору.

Срок действия договора установлен на 25 лет с момента его государственной регистрации. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 24.02.2012.

В подпункте «е» пункта 11 указанного договора установлена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение, на территории, прилегающей к арендуемому лесному участку, оказывать помощь в его тушении. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.

Прокуратура в порядке статьи 52 АПК РФ, ссылаясь на несоответствие действующему законодательству указанного подпункта в части возложения на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на арендуемом им лесном участке обеспечивать его тушение, обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно части 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

В силу части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (пп. «г» п. 13 указанных Правил).

В соответствии с частью 3 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти - данное закреплено статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 этой же нормы средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Из буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами.

Установлено, что Общество не является специализированной противопожарной организацией.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.

Общество соответствующей лицензией не обладает - данное не оспаривается и не опровергается материалами дела.

При этом содержание подпункта «е» пункта 11 договора аренды от 18.01.2012 №1154/2011 позволяет прочтение, согласно которому на арендатора возложена обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке.

Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит названным нормам материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск и признал соответствующее условие договора недействительным.

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ч. 1 ст. 180 ГК РФ). В данном случае недействительность рассмотренного условия не влияет на действительность договора в оставшейся части.

При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что признание оспариваемого условия недействительным не освобождает арендатора от возложенной на него законодательно обязанности по принятию мер по охране лесов от пожаров. Обжалуемым решением подпункт «е» пункта 11 договора аренды признан недействительным лишь в части обязанности арендатора в случае возникновения лесного пожара на арендуемом им лесном участке обеспечивать его тушение.

Доводы жалобы об отсутствии у Прокуратуры права на заявление настоящего иска судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим.

В соответствии со статьей 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением (иском) о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; применении последствий недействительности таких сделок.

Публично-правовым образованием, в интересах которого предъявлено исковое заявление, является субъект Российской Федерации - Хабаровский край, уполномоченным органом которого выступает Правительство.

При этом, публичные интересы Хабаровского края - это интересы проживающих в данном субъекте граждан, здоровью и жизни которых может быть причинен вред в результате возложения противоречащей закону обязанности по тушению пожара.

Довод жалобы о соответствии спорного пункта договора типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 №48, судом апелляционной инстанции отклоняется как не имеющий правового значения для оценки его соответствия действующему законодательству. Кроме того, вышеуказанный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза РФ от 26.08.2011 №283, в котором соответствующий пункт типового договора изложен в иной редакции.

Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06 июня 2014 года по делу №А73-5690/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Козлова

Судьи

Т.С. Гетманова

Е.Н. Головнина