ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3940/19 от 20.09.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3940/2019

20 сентября 2019 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                     Е.В. Вертопраховой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  индивидуального предпринимателя Ахмедовой  Ларисы Викторовны

на решение от  05.06.2019

по делу № А73-6113/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Калашниковым  А.Г.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Ахмедовой Ларисы Викторовны

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26.03.2019 №5 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 10000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Ахмедова Лариса Викторовна (далее – ИП Ахмедова Л.В., предприниматель, индивидуальный предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд  Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС России по Хабаровскому краю; Управление; антимонопольный орган; антимонопольная служба; административный орган) от 26.03.2019 №5, о привлечении предпринимателя  к административной ответственности по части 2.5 статьи 19.5  КоАП РФ.

 Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 05.06.2019 в удовлетворении требований предпринимателя  отказано.

С учетом вступившего в законную силу решения суда от 31.05.2018  по делу № А73-10675/2017, суд установил в действиях (бездействии) ИП Ахмедовой Л.В., выразившихся в невыполнении законного предписания антимонопольного органа от 14.06.2017, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ, и пришел к выводу о законности назначенного предпринимателю наказания в виде штрафа в размере 10000 руб., в связи с чем,  не усмотрел правовых оснований для отмены оспариваемого постановления Управления от 26.03.2019 № 5.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Ахмедова Л.В. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с существенным нарушением требований АПК РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), заявление предпринимателя удовлетворить.

Заявитель жалобы утверждает следующее: антимонопольный орган не привел никаких доказательств тому, что срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ, не истек; в Определении ВС РФ от 18.02.2019  № 305-АД18-16341 по делу А41-105955/2017, на которое ссылается суд первой инстанции, нет того же предмета спора, что и в рассматриваемом деле; суд не дал оценки тому, что 17.10.2018 предпринимателю выдано свидетельство  на право перевозок                   00ХА27, которого к моменту выдачи предписания от 14.06.2017 не было; совершенно очевидно, что никаких действий, указанных Управлением, таких как недобросовестная конкуренция – подача заявки с недостоверными сведениями, заявитель не совершала, таким образом, в действиях ИП Ахмедовой Л.В. нет  состава правонарушения, предусмотренного частью  2.5 статьи 19.5 КоАП РФ; срок давности привлечения предпринимателя к ответственности истек 29.07.2018, что делает невозможным вынесение оспариваемого постановления Управления от 26.03.2019 в силу требований статьи 24.5 КоАП РФ; ссылки суда и антимонопольного органа на приостановление срока привлечения к административной ответственности, в связи с приостановлением  исполнения предписания Управления в силу статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ, незаконны, так как указанной нормой права  установлен срок перерыва действия предписания антимонопольного органа, но не срок давности привлечения к административной ответственности.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган отклоняет доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно  из материалов дела,  УФАС России по Хабаровскому  краю по результатам рассмотрения дела № 04-3/8 о нарушении антимонопольного законодательства 14.06.2017 принято решение, которым ИП Ахметова Л.В. признана нарушившим пункт 1 статьи 14.2 Федерального закона  № 135-ФЗ, что выразилось во введении конкурсной комиссии в заблуждение путем предоставления в составе заявки недостоверных сведений относительно соответствия предлагаемых к перевозкам транспортных средств по маршруту             № 35., на основании которого Управлением   выдано предписание от 14.06.2017 которым предпринимателю предписывалось: в срок до 28 июля 2017 года устранить последствия нарушения пункта 1 части 14.2 Федерального закона                   № 135-ФЗ  путем обращения в Управление транспорта администрации города  Хабаровска, выдавшее свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 35.

В том числе, не согласившись с вынесенными  УФАС России по Хабаровскому краю  решением и предписанием от 14.06.2017, ИП Ахмедова Л.В. обжаловала их в Арбитражный суд Хабаровского края.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2018 по делу № А73-10675/2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.11.2018,  в удовлетворении заявленных ИП Ахмедовой Л.В. требований отказано (кроме решения и предписания антимонопольного органа от 14.06.2017, предпринимателем в данном деле оспаривалось постановление Управления от 18.09.2017 № 10 о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ).

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019                   № 303-ЭС19-745 отказано в передаче кассационной жалобы ИП Ахмедовой Л.В.  на решение  Арбитражного суда Хабаровского края  от 31.05.2018 по делу           № А73-10675/2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда  от 26.07.2018 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.11.2018 по тому же делу, для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

То есть, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2018 по делу № А73-10675/2017 вступило в законную силу со дня принятия постановления  арбитражным судом апелляционной инстанции – 26.07.2018.

По мнению антимонопольного органа в целях исполнения вышеназванного  предписания Управления от 14.06.2017, в срок до 06.08.2018 ИП Ахмедова Л.В. должна была обратиться в Управление транспорта администрации города  Хабаровска, выдавшее свидетельство об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 35 и сообщить в антимонопольный орган  о выполнении предписания в пятидневный срок.

Поскольку, по состоянию на 26.03.2019 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю не поступило документов, свидетельствующих об исполнении ИП Ахмедовой Л.В. предписания от 14.06.2017, как не поступило и ходатайств предпринимателя  о продлении срока исполнения предписания, в порядке части 5 статьи 51 Закона о защите конкуренции,  15.10.2018 УФАС  России по Хабаровскому краю в отношении ИП Ахмедовой Л.В., с участием представителя предпринимателя – адвоката Мательского В.А.,  действующего по доверенности от 29.06.2017, составлен протокол об административном правонарушении по части 2.5 статьи  19.5 КоАП РФ.

Определение Управления № 4/389 от 23.01.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.03.2019 на 10 часов 40 минут направлено по адресу места нахождения предпринимателя (Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Новая, 23) и получено последней  02.02.2019.

26.03.2019 антимонопольным органом  вынесено постановление № 5, которым ИП Ахмедова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью   2.5 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ИП Ахмедова Л.В.  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела  об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность  и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает  наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа  арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в определенный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции, в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу; предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением; копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Как следует из положений  статьи 51 Федерального закона № 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок; антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний; неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность; срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика; ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

В силу части 2 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа  приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

В рассматриваемом случае, ИП Ахмедова Л.В. привлечена  к  ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере                  10000 руб.   за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности назначенного предпринимателю наказания в виде штрафа в размере 10000 руб., в связи с чем,  не усмотрел правовых оснований для отмены оспариваемого постановления Управления от 26.03.2019 № 5, при этом, посчитав,  что невыполнение заявителем предписания антимонопольного  органа представляет собой нарушение законодательства о защите конкуренции,   и к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, который, с учетом даты вступления  решения Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2018 по делу № А73-10675/2017  в законную силу – 26.07.2018 (исполнение предписания Управления от 14.06.2017 приостанавливалось до вступления вышеуказанного решения суда в законную силу на основании части 2 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ),  антимонопольным органом не пропущен.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного  предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции предусмотрена (часть 2.5) в  статье 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания  (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего  государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль».

Ответственность, в том числе должностных лиц,  за деяния в виде недобросовестной конкуренции регламентирована  частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, а поводом к возбуждению дел  об административном правонарушении, предусмотренной указанной статьей, является принятие комиссией  антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно  позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении 15.01.2019 № 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПСР-ЭКСПРЕСС» и Определении от 26.03.2019 № 823-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Любинский молочноконсервный комбинат» на нарушение конституционный прав и свобод частью 1 статьи 4.5  и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административная ответственность за невыполнение в срок предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора)  уполномоченного органа, отнесена федеральным законодателем  к административным правонарушениям против порядка управления, соответственно привлечение к административной ответственности  предполагается  именно за само  по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть – в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

И поскольку федеральный законодатель  разграничил два указанных самостоятельных состава  административных правонарушений (административное правонарушение против порядка управления – ст. 19.5 КоАП РФ и административное правонарушение за  нарушение антимонопольного законодательства в виде недобросовестной конкуренции – ст. 14.33 КоАП РФ), данное обстоятельство позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности (часть  1 статьи 4.5 КоАП РФ), а именно: в первом случае – 2 месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – 3 месяца) со дня совершения административного правонарушения; во втором случае – 1 год со дня совершения административного правонарушения (при этом, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04-3/8, постановлением Управления  от 18.09.2017 № 10 ИП Ахмедова Л.В. была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ – вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2018 по делу № А73-10675/2017).

Следовательно, срок давности привлечения предпринимателя  к административной ответственности по части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ составляет два месяца, а не один год.

В рассматриваемом случае, с учетом периода приостановления действия предписания Управления от 14.06.2017 (до вступления в законную силу решения суда первой инстанции от 31.05.2018 по делу №А73-10675/2017), дата совершения правонарушения по части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ  - 08.08.2018, а оспариваемое постановление № 5 вынесено антимонопольным органом 26.03.2019, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Истечение срока давности является безусловным и самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

При установленных обстоятельствах, в связи с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности,  обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ,  с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ахмедовой Ларисы Викторовны о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26.03.2019 № 5.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  05 июня 2019 года по делу № А73-6113/2019 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26.03.2019 № 5.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.В. Вертопрахова