ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3950/2022 от 26.08.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3950/2022

августа 2022 года

                                             г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи    Мильчиной И.А.

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  Микрокредитная компании  «Агора»

на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2022 (резолютивная часть от 06.06.2022)

по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу № А73-5751/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Агора» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю                    (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления от 25.02.2022 № 14

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Агора» (далее - ООО МКК «Агора») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю) от 25.02.2022 № 14.

Решением суда в виде резолютивной части от 06.06.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано. Мотивированное решение изготовлено 13.07.2022.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии в действиях состава административного правонарушения, поскольку рекламная информация, воспроизведенная в видеоролике, независимо от формы ее подачи и исполнения, была доступна для прочтения, ознакомления и восприятия обычными потребителями, в свою очередь, уполномоченный орган необоснованно признал ее несоответствующей требованиям законодательства о рекламе. Ссылается на не исследование вопроса о возможности или невозможности прочтения текста рекламного материала, в том числе из-за выбранной цветовой гаммы, размера использованного в рекламном ролике шрифта, отведенного для просмотра информации времени, при просмотре обычным потребителем с нормальным зрением, физическим и психическим развитием. Указывает на нарушение процессуального порядка привлечения к административной ответственности, выразившегося в не вынесении и не оформлении решения по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе.

УФАС по Хабаровскому краю не согласилось с ООО МКК «Агора» в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просило в ее удовлетворении отказать.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.

Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет http://kad.arbitr.ru.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В ходе мероприятий государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАС по Хабаровскому краю в январе 2022 года в региональных блоках отслежен видеоролик рекламы компании «Отличные наличные», распространяемый в эфире телеканалов «Петербург-5 канал», ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», «ТНТ» следующего содержания (хронометраж 15 секунд): звуковая информация: «О-хо-хо-хо-хо! В новый год с Отличными  наличными»! Получите до 80 тысяч рублей. Без залога и только по паспорту. Подробности в офисах «Отличных наличных»; крупным шрифтом: «Отличные наличные. Займы до 80 000 рублей. Нужен только паспорт. Отличные наличные. Займы до 80 000 рублей. OTLNAL.RU 8 800 600 70 08 ул. Ленина, 50А, ул. Большая, 2/1, ул. Шелеста, 116А, ул. Суворова, 25, ул. Гагарина, 7, ул. Тихоокеанская, 184, ул. Льва Толстого, <...> Октября, 140В, ул. Карла Маркса, 105Б, ул. Суворова, 46/1, ул. Большая, 95/1, ул. Панфиловцев, <...>»; мелким шрифтом: «ООО «МКК Агора» ИНН <***>. Регистрационный номер в реестре ЦБ РФ № 651040332206088. Договор займа с процентной ставкой в размере 0,75% на сумму займа от 40 000, 00 (сорок тысяч) до 80 000, 00 (восемьдесят тысяч) рублей на срок займа от 90 до 180 дней. Полная стоимость займа 275% годовых. Платежи за пользование займом осуществляются в соответствии с графиком платежей. Источники информации о заимодавце, порядке выдачи займа и иных условиях: Интернет-сайт otlnal.ru, тел. <***>, офисы заимодавца. Валюта займа Российский рубль. Способ получения займа: наличный, безналичный. Условия предоставления займа: гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости, или по выслуге лет). Необходимые документы для оформления Договора займа: паспорт гражданина РФ (пенсионное удостоверение - при наличии)». Срок распространения рекламы: с 03 января по 31 января 2022 года.

Указанное послужило основанием для возбуждения в отношении ООО МКК «Агора» дела № 027/04/14.3-69/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), о чем вынесено соответствующее определение от 27.01.2022.

21.03.2022 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении и 25.02.2022 вынесено постановление № 14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3); под рекламодателем - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5); под потребителем рекламы - лица на привлечение внимания, которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8). 

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей признается не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе указано, что реклама банковских услуг, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Закона о рекламе).

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены: сумма потребительского кредита (займа): срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); проценты по договору потребительского кредита (займа); платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей; плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа); платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом; сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником; сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

Применительно к рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В абзаце 3 пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 58) разъяснено, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой ситуации содержание информации, размещенной в эфирах телевизионных каналов рекламы компании «Отличные наличные», способ ее доведения в совокупности свидетельствуют о том, что она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к деятельности ООО МКК «Агора», формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке финансовых услуг. Таким образом, размещаемая информация отвечает признакам рекламы, закрепленным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Как обоснованно указал в обжалуемом решении суд первой инстанции, оценив спорную рекламу с позиции обычного потребителя, а также по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая разъяснения, изложенные в абзаце 4 пункта 28 постановления Пленума ВАС РФ № 58, в рассматриваемой информации, хронометражем 15 секунд, максимальная сумма займа «до 80 000 рублей», являющаяся привлекательным условием, указана крупным шрифтом, в то время как другие условия, влияющие на сумму расходов, условия получения займа, указаны более мелким шрифтом и транслируются короткое время.

Таким образом, использованный обществом в рекламном тексте размер шрифта не обеспечивает нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламного ролика без дополнительных усилий для разглядывания какой-либо ее части. Использованное заявителем в рекламе время трансляции на телевизионном канале должно обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи.

Невозможность восприятия транслируемой короткое время части информации об условиях, влияющих на сумму расходов, условиях получения займа, выполненной мелким шрифтом, значительно отличающимся от основного, приводит к искажению содержания рекламы в целом и вводит потребителя в заблуждение. Информация об условиях расходов заемщика важна для потребителя рекламы, так как ее отсутствие может не оправдать сформированные ожидания, которые доведены в рекламе более крупным шрифтом.

Вместе с тем, исходя из понятия рекламы, вся распространяемая информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителя без специальных усилий и применения специальных средств.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что существенная информация об условиях получения займа затруднительна для прочтения, а это по смыслу законодательства о рекламе равнозначно ее фактическому отсутствию, что указывает на наличие нарушения положений части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Поскольку в силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ООО МКК «Агора» как рекламодатель отвечает за нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 28 Закона, то в его деянии содержится событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств недоступности восприятия потребителем воспроизведенной в видеороликах рекламной информации в полном объеме, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку вывод о затрудненном восприятии содержания рекламы, что не позволяет потребителю, которому адресована данная реклама, установить условия получения суммы займа, основан на особенностях ее восприятия именно потребителем.

В данном случае, как указано выше и следует из материалов дела, вся информация в рекламе должна отражаться таким образом, чтобы могла быть свободно прочитана, воспринята неопределенным кругом лиц (потребителями рекламы) без применения специальных средств.

Спорные рекламные видеоролики хронометражем 15 секунд демонстрировались на телеканалах, следовательно, информация и условия, содержащиеся в них, должны быть читаемы с учетом достаточного времени, предоставленного для обеспечения нормального восприятия потребителем всего объема содержания рекламных надписей. Возможность максимально прочесть всю информацию, как написанную крупным шрифтом, так и  мелким, отсутствует.

Потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию, так как время считывания рекламного сообщения ограничено и потребители «извлекают» часть условий крупным шрифтом, а информация мелким шрифтом остается для них не доступной.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм, тем самым не установлены какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя.

В силу требований Закона о рекламе общество, как рекламодатель, определяя содержание рекламных видеороликов, должно было проконтролировать и предоставить  для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям действующего законодательства.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ и иные права, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены.

Несостоятелен довод жалобы о несоблюдении порядка рассмотрения дела и вынесения постановления, поскольку процедура привлечения к административной ответственности регламентирована КоАП РФ и не предполагает обязательного вынесения решения по факту рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В рассматриваемой ситуации основанием для возбуждения дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является непосредственное обнаружение должностным лицом антимонопольного органа достаточных данных, указывающих на наличие события указанного правонарушения, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и части 4 статьи 38 Закона о рекламе.

Административное наказание назначено лицу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (административный штраф в минимальном размере) в соответствии с правилами, установленными статьями 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, апелляционный суд не усматривает, поэтому правовые основания для снижения размера штрафа применительно к частям 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют.

Основания для признания правонарушения малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Условий для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку постановлением УФАС по Хабаровскому краю от 25.06.2021 № 17 общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Оснований для применения положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающей особенности назначения наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в рассматриваемом случае также не имеется, поскольку согласно сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (данные общедоступного ресурса https://rmsp.nalog.ru/#pnlSearchResult) ООО МКК «Агора» (ИНН <***>,                              ОГРН <***>) являлось микропредприятием с 01.08.2016 по 10.08.2020, с 10.07.2022 - средним предприятием. То есть на момент совершения правонарушения (январь 2022 года) не относилось к микропредприятиям.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления УФАС по Хабаровскому краю от 25.02.2022 № 14.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2022 (резолютивная часть от 06.06.2022) по делу № А73-5751/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

И.А. Мильчина