ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3963/20 от 17.09.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3963/2020

18 сентября 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания»: ФИО1 по доверенности от 19.11.2019;

от министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: ФИО2 по доверенности от 01.11.2019,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области

на решение от  13.07.2020

по делу № А04-4461/2020

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным отказа в установлении сервитута,

установил:

20.06.2019 между акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее - сетевая организация, заявитель, общество, АО «ДРСК») и ФИО3 заключен договор № 2319/19-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя (далее - технологическое присоединение) - бытового вагона, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих усгройств 15 кВт; категория надежности; 3 категория - 9 кВт; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ. ФИО3 обязывалась оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.

Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта - «бытовой вагон», расположенного (который будет располагаться) по адресу: Амурская обл., Сковородинский р-н, Урушинскоелесничество, 117 квартал, часть выдела 19, кадастровый номер земельного участка 28:24:000000:3039.

АО «ДРСК» 11.12.2019 подало заявление в администрацию Сковородинского района о выдаче разрешения на размещение объекта воздушной линии электропередач ВЛ-10/0,4 кВ и ТП-10/0,4 кВ в кадастровом квартале 28:24:000000:140 (площадь 286 кв.м.).

15.01.2020 администрация Сковородинского района письмо № 114 сообщила об отсутствии возможности выдать разрешение на размещение объекта воздушной линии электропередач ВЛ-10/0,4 кВ и ТП-10/0,4 кВ площадью 286 кв.м., так как испрашиваемый к размещению объекта ВЛ-10/0,4 кВ и ТП земельный участок является землями лесного фонда и находится в федеральной собственности.

АО «ДРСК» 19.02.2020 обратилось в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее – ответчик, министерство) с ходатайством исх. № 07-18/757 об установлении публичного сервитута на земельном участке из земель лесного фонда в кадастровом квартале 28:24:000000:140 (площадь сервитута 286 кв.м.), Сковородинского района Амурской области, с целью размещения планируемой к строительству ВЛ-10/0,4 кВ и ТП-10/0,4 кВ, в рамках осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению заявителя – ФИО3 по договору технологического присоединения №2319/19-ТП от 26.06.2019.

Письмом № 06-07/4368 от 15.05.2020 министерство отказало в установлении запрашиваемого публичного сервитута по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Не согласившись с решением, оформленным письмом от 15.05.2020 за №06-07/4368, об отказе в установлении публичного сервитута, общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, содержащим требования:

- о признании недействительным отказа министерства от 15.05.2020 за №06-07/4368 в установлении публичного сервитута на земельном участке из земель лесного фонда в кадастровом квартале 28:24:000000:140 (площадь сервитута 286 кв.м.), Сковородинского района Амурской области, с целью размещения планируемой к строительству ВЛ-10/0,4 кВ и ТП-10/0,4 кВ;

- об обязании Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области устранить нарушение прав и законных интересов АО «ДРСК» путем принятия решения об установлении публичного сервитута на земельном участке из земель лесного фонда в кадастровом квартале 28:24:000000:140 (площадь сервитута 286 кв.м.), Сковородинского района Амурской области, с целью размещения планируемой к строительству ВЛ-10/0,4 кВ и ТП-10/0,4 кВ.

Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А04-4461/2020.

Решением от 13.07.2020 суд первой инстанции удовлетворил требования по делу № А04-4461/2020.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, министерство подало на него апелляционную жалобу, содержащую требование – решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Министерство считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, привело в апелляционной жалобе следующие доводы:

- суд неправильно истолковал нормы ЗК РФ и Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пришел к неправильному выводу о том, что только эти нормативные акты определяют основания и порядок установления публичного сервитута в отношении лесных участков, передачу полномочий в спорном правоотношении Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- суд не учел, что указанный в договоре и заявке объект является сооружением местного значения, ЗК РФ разграничивает полномочия органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать публичный сервитут в отношении инженерных сооружений федерального или местного значения в отсутствие соответствующего финансирования.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 12.08.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.

В письменных возражениях (отзыве) на апелляционную жалобу заявитель по делу не согласился с доводами министерства, поддержал обжалуемый судебный акт.

В судебном заседании представители сторон поддержали апелляционную жалобу и отзыв на нее соответственно.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности судебного акта.

Право заявителя оспорить в судебном порядке решение установлено статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом для признания судом незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя, а в силу ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

По материалам дела суд первой инстанции правильно установил, что земельный участок с кадастровым номером 28:24:000000:140 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19.03.2020 № 99/2020/320687770 относятся к категории земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация. Такое обстоятельство не оспорено сторонами спора.

Руководствуясь нормами ЗК РФ (статьи 7, 8, 23, 39.37, 39.38, 39.39, 101), ЛК РФ (статьи 3, 9, 21, 25, 45, 83), Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 № 223, (зарегистрировано Минюстом России 3 августа 2011 регистрационный № 21533), Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 01.09.2015 № 223, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам:

- министерство (ответчик) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, в том числе подготавливает, организует и проводит торги на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, устанавливает сервитуты, публичные сервитуты в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда;

- довод ответчика о взаимосвязи органа устанавливающего публичный сервитут в границах земель лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, статусу объекта (федерального, регионального, местного значения), для целей размещения которого он требуется, основан на ошибочном толковании норм права;

- министерство наделено полномочиями по установлению публичных сервитутов в отношении земельных участков лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация независимо от статуса размещаемого объекта;

- решение от 15.05.2020 № 06-07/4368 об отказе в установлении публичного сервитута на земельном участке из земель лесного фонда в квартале с кадастровым номером 28:24:000000:140, Сковородинского района Амурской области, с целью размещения планируемой к строительству ВЛ-10/0,4 кВ и ТП-10/0,4 кВ., и нарушении законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности является незаконным.

Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иного толкования вышеприведенных норм права и для иной оценки спорного правоотношения.

Изложенные в апелляционной жалобе ссылки на Бюджетный кодекс Российской Федерации, отсутствие финансирования не имеют правового значения для спора по настоящему делу.

При таких обстоятельствах решение об удовлетворении требования об оспаривании ненормативного акта министерства является правильным, законным, обоснованным, соответствующим нормам материального права и  ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Установив незаконность оспоренного решения, руководствуясь ст. 201 АПК РФ, суд правильно указал в решении на восстановление нарушенного права АО «ДРСК» путем обязания ответчика путем принятия решения относительно установления публичного сервитута на земельном участке из земель лесного фонда в кадастровом квартале 28:24:000000:140 (площадь сервитута 286 кв.м.), Сковородинского района Амурской области, с целью размещения планируемой к строительству ВЛ-10/0,4 кВ и ТП-10/0,4 кВ.

Нарушений, которые служат основанием для изменения или отмены судебного акта (ст. 270 АПК РФ), суд первой инстанции не допустил, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 13.07.2020 по делу № А04-4461/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

      А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

      Е.А. Швец