ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-396/2022 от 16.02.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-396/2022

24 февраля 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью  «Рыболовецкий колхоз имени Постышева»: Булдакова А.Г.  генерального директора общества согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.07.2021 (л. д. 8-17);

от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Ободовой О.Н. представителя по доверенности от 20.12.2021 (сроком по 31.12.2022);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью  «Рыболовецкий колхоз имени Постышева»

на решение от  30.11.2021

по делу № А73-11603/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий колхоз имени Постышева» (ОГРН 1152728000127, ИНН 2706023099)

к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1092721000459, ИНН 2721164961)

о признании незаконным решения от 14.04.2021 № 02-23/2260,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий колхоз имени Постышева» (далее - заявитель, общество, ООО «РК им. Постышева») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее- Амурское ТУ Росрыболовства) о признании незаконным решения от 14.04.2021 № 02-23/2260, с обязанием последнего  выдать указанное в заявлении № 12 от 29.03.2021 разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в озере Чукчагирское.

Решением суда от 30.11.2021 в  удовлетворении заявленных требований общества отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество  обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт.

Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: исходя из положений  части  3 статьи 19.1. Федерального закона от 20 декабря 2004 года  № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее Закон о рыболовстве, Федеральный закон № 166-ФЗ)   для получения разрешения на добычу водных биологических ресурсов, договор о предоставлении рыболовного участка, был бы необходим обществу только в том случае, если бы на акватории озера «Чукчагирское» района имени Полины Осипенко Хабаровского края, такие рыболовные участки были бы сформированы и определены их границы;  ссылка суда  на отсутствие у озера «Чукчагирское» района имени Полины Осипенко Хабаровского края самостоятельного статуса водного объекта рыбохозяйственного значения, на котором могут быть сформированы рыболовные участки, ошибочна; ошибочно также озеро отнесено к категории заповедника вместо территории заказника; в отношении государственного природного заказника  «Ольджиканский»  федеральным органом  исполнительной власти  в области охраны окружающей среды каких-либо положений, ограничивающих возможность  осуществления промышленного рыболовства, в том числе без предоставления рыбопромыслового участка,  не принималось (Определение ВС РФ от 11.04.2012 № 58-АПГ12-2).

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Амурское ТУ Росрыболовства  отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

В судебном заседании генеральный директор общества поддерживает доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Амурского ТУ Росрыболовства  отклоняет доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Хабаровского края (уполномоченный орган) и ООО «РК им. Постышева» (пользователь) заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства в Хабаровском крае от 25.07.2018 №№ 27/062, 27/063, 27/064, 27/065, 27/066 (далее - договоры), согласно которым уполномоченный орган предоставляет, а пользователь получает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства для осуществления добычи (вылова): карась, во внутренних водных объектах, расположенных на территории Хабаровского края в размере 3,792%; сазан (жилая форма) во внутренних водных объектах, расположенных на территории Хабаровского края в размере 3,577%; сом пресноводный во внутренних водных объектах, расположенных на территории Хабаровского края в размере 7,388%; щука во внутренних водных объектах, расположенных на территории Хабаровского края в размере 23,433%; язь во внутренних водных объектах, расположенных на территории Хабаровского края в размере 5,143%, соответственно (пункт 1 договоров).

На основании договоров пользователь осуществляет промышленное рыболовство во внутренних водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 договоров).

В силу пунктов 7 договоров, договоры считаются заключенными с 01.01.2019 и действуют по 31.12.2033.

30.03.2021 общество обратилось в Амурское ТУ Росрыболовства с заявлением от 25.03.2021 (вх. № 3554 от 30.03.2021) о выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в озере Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края.

Письмом от 14.04.2021 № 02-23/2260 Амурское ТУ Росрыболовства отказало заявителю в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании подпунктов «а», «д» пункта 13 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 22.10.2008 № 775 и подпунктов 1, 4 пункта 35 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по выдаче, приостановлению действия и аннулированию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесению в них изменений, утвержденного Приказом Росрыболовства от 16.10.2020 № 541 (далее - Административный регламент) ввиду того, что: отсутствует заключенный договор пользования рыболовным участком; озеро Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края находится в границах ООПТ, государственном природном заповеднике федерального значения «Ольджиканский».

Не согласившись с указанным отказом в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, изложенным в письме от 14.04.2021 № 02-23/2260, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель со ссылками на часть 3 статьи 19.1 Федерального закона № 166-ФЗ  указал, что границы рыболовных участков для осуществления промышленного рыболовства, внесенных в Единый перечень рыболовных участков Хабаровского края, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.04.2020 № 192-пр во внутреннем водном объекте - озере Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края, не определены; кроме того, по мнению заявителя, бассейн реки Амур не является внутренним водным объектом.

Возражения Амурского ТУ Росрыболовства согласно отзыву по существу сводятся к законности и обоснованности оспариваемого отказа.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом  № 166-ФЗ,  в соответствии с пунктом 9 статьи 1 которого  под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной продукции (пункт 10 статьи 1 Федерального закона  № 166-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 22.10.2008                  № 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений (далее - Правила № 775).

Согласно пункту 3 Правил № 775, выдача разрешений производится территориальными органами Федерального агентства по рыболовству на основании заявлений, представленных российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также иностранными пользователями с учетом требований, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил № 775 предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, согласно подпунктам «а», «д» которого, таким основанием являются: несоответствие заявления и (или) порядка его подачи требованиям, установленным пунктами 8- 10 настоящих Правил, а также правилами и ограничениями рыболовства, установленными законодательством Российской Федерации; наличие в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов послужило отсутствие у заявителя договора пользования рыболовным участком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19.1 Федерального закона  № 166-ФЗ промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 настоящего Федерального закона, а в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 настоящего Федерального закона, а в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 19.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 33.1 Федерального закона  № 166-ФЗ договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах, договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутреннем водном объекте, договор о закреплении доли международной квоты, предоставленной Российской Федерации, заключаются в целях осуществления рыболовства, в отношении которого определены квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, указанные в пунктах 1, 8, 10 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В силу требований пункта 1 статьи 33.3 Федерального закона  № 166-ФЗ по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона  № 166-ФЗ внутренний водный объект - бассейн реки Амур поставлен на учет в Государственном рыбохозяйственном реестре, который содержит информацию о водном объекте рыбохозяйственного значения, бассейн реки Амур - под кодом № 12850.

Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона № 166-ФЗ документированная информация, содержащаяся в государственном рыбохозяйственном реестре, относится к общедоступной информации.

Озеро Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края входит в бассейн реки Амур.

Согласно статье 18 Федерального закона № 166-ФЗ для осуществления промышленного рыболовства рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации;  для добычи (вылова) анадромных видов рыб, рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации; границы рыболовных участков определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;  перечень рыболовных участков, выделенных во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.04.2020                               № 192-пр утвержден Единый перечень рыболовных участков Хабаровского края (далее - Единый перечень рыболовных участков Хабаровского края), в том числе для промышленного рыболовства и в том числе в конкретном внутреннем водном объекте - бассейн реки Амур.

Приказом Минсельхоза России от 13.11.2020 № 682 (далее - Приказ                       № 682) утвержден определенный Федеральным агентством по рыболовству общий допустимый улов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, на 2021 согласно приложению к настоящему приказу, в том числе на водном объекте Хабаровского края - бассейне реки Амур и таких водных биологических ресурсов, как карась, сом, сазан, язь, щука (таблица № 36).

Приказом Росрыболовства от 30.11.2020 № 636 (далее - Приказ № 636), на основании, в том числе Приказа № 682, распределены общие допустимые уловы водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2021 согласно приложению к настоящему приказу, в том числе на водном объекте Хабаровского края - бассейне реки Амур и таких водных биологических ресурсов, как карась, сом, сазан, язь, щука (таблица № 38).

Распоряжением Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 30.12.2020 № 184, в соответствии, в том числе, с Приказом № 636, распределены объемы части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства, между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутреннем водном объекте Хабаровского края, в бассейне реки Амур на 2021, в том числе и ООО «РК им. Постышева».

Таким образом, поскольку во внутреннем водном объекте как бассейн реки Амур сформированы рыболовные участки, в которые включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства, то в отношении видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, промышленное рыболовство осуществляться исключительно при наличии у пользователя двух вышеуказанных договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 Федерального закона  № 166-ФЗ.

При этом, ООО «РК им. Постышева» обратилось в Амурское ТУ Росрыболовства с заявлением о выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, указав район добычи (вылова) водных биологических ресурсов озеро Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края, тогда как данный район добычи не поименован ни в одном нормативно-правовом акте, указанном выше, кроме того, данный факт подтверждается Приказом Росстата от 27.06.2019 № 362 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по рыболовству федерального статистического наблюдения за уловом рыбы и добычей других водных биоресурсов», согласно Приложению № 2 которого, в утвержденном перечне водных объектов: озера (позиции № 13138-12150) такой внутренний водный объект как озеро Чукчагирское отсутствует, при этом содержится информация о водном объекте - бассейн реки Амур.

Доводы заявителя о том, что бассейн реки Амур не является внутренним водным объектом, верно не приняты судом, как основанные на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах, основанием для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов обоснованно послужило отсутствие у заявителя договора пользования рыболовным участком.

Кроме того, еще одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов послужил тот факт, что озеро Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края полностью находится в границах государственного природного заказника «Ольджиканский».

В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться такие ограничения рыболовства, как запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (пункт 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2018 № 681 при определении границ рыболовного участка не допускается полное или частичное наложение границ рыболовного участка на границы особо охраняемой природной территории, нахождение границ рыболовного участка в границах особо охраняемой природной территории либо пересечение границами рыболовного участка границ особо охраняемой природной территории, если законодательством об особо охраняемых природных территориях или положением об особо охраняемой природной территории установлен запрет на осуществление рыболовства на такой территории.

Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 06.01.1988 № 6 на территории района им. Полины Осипенко Хабаровского края создан государственный республиканский зоологический заказник «Ольджиканский».

Согласно положениям статей 22, 24  Федерального закона от 14.03.1995                  № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются  территории (акватории), имеющие особое значение  для сохранения или восстановления  природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса; на территориях государственных природных заказников  постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников  или причиняет вред природным комплексам  и их компонентам; задачи и особенности режима особой охраны  территории конкретного  государственного природного заказника  федерального значения  определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти  в области охраны окружающей среды.

В силу  пунктов 19.2, 19.4, 19.11 Положения о государственном республиканском зоологическом заказнике «Ольджиканский» в районе                                им. Полины Осипенко Хабаровского края, утвержденного Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 06.01.1988 № 6 (далее - Положение о заказнике) запрещен не только промышленный лов, производственная деятельность, но и нахождение на территории заказника посторонних лиц с орудиями лова и движение водно-моторного транспорта.

При этом, заказник «Ольджиканский» создан, в том числе с целью охраны таких водных биологических ресурсов как карась, сазан (пункт 15.2 Положения о заказнике), то есть именно тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в заявлении на добычу (вылов) общества.

Кроме того, согласно пункту 3 Протокола заседания комиссии по определению границ рыболовных участков в Хабаровском крае от 25.02.2021 № 1 (строка № 3) Правительством Хабаровского края принято решение об отказе в определении границ всех рыболовных участков на территории заказника «Ольджиканский» в границах озера Чукчагирское на основании заключений Минприроды России (письмо от 27.12.2019 № 15-29/33081) и Министерства природных ресурсов Хабаровского края (письмо от 13.12.2019 № исх 21.7-3357).

Доводы заявителя о том, что границы рыболовных участков для осуществления промышленного рыболовства, внесенных в Единый перечень рыболовных участков Хабаровского края, во внутреннем водном объекте - озере Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края, не определены, в связи с чем,  наличие договора о предоставлении рыбопромыслового участка, не требуется, также обоснованно отклонены судом, как несостоятельные, поскольку в данном случае, в Единый перечень рыболовных участков Хабаровского края входят рыболовные участки для промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте - бассейне реки Амур, в который, как указано выше входит озеро Чукчагирское района им. Полины Осипенко Хабаровского края; непосредственно на озере Чукчагирское рыболовные участки не сформированы по причине запрета промышленного рыболовства на территории заказника «Ольджиканский», в границах которого находится озеро Чукчагирское.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что  у Амурского ТУ Росрыболовства имелись правовые основания для отказа в выдаче заявителю разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Таким образом, судом верно установлено, что оспариваемое решение Амурского ТУ Росрыболовства, изложенное в письме от 14.04.2021                                  № 02-23/2260 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  30 ноября  2021  года по делу № А73-11603/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

 А.П. Тищенко

Е.Г. Харьковская