ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4110/16 от 17.08.2016 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4110/2016

23 августа 2016 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2016 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Балинской И.И., Швец Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,

при участии  в заседании:

от Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края: Корневой Т.М. представителя по доверенности от 11.01.2016 № 12 (сроком по 31.12.2016); Долгулева Н.Ф. представителя по доверенности от 11.01.2016 № 11 (сроком по 31.12.2016);

от акционерного общества «Газпром  газораспределение Дальний Восток»: Севастьянова Ю.Е., представителя по доверенности от 01.07.2016 № 07-22/466 (сроком по 31.12.2016);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

на решение от  28.06.2016

по делу № А73-7141/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Калашниковым А.Г.

по заявлению Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края

к акционерному обществу «Газпром газораспределение Дальний Восток»

о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края (далее – административный орган; Комитет; уполномоченный орган; заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» (далее – АО «Газпром газораспределение Дальний Восток»; общество; АО «Газпром»; акционерное общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 28.06.2016 АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ,  в виде  штрафа в размере 50000 руб. в доход федерального бюджета.

Суд первой инстанции установил факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вышеуказанной нормой КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в определенный срок законного предписания уполномоченного органа по объекту капитального строительства.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.

Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 1.5 КоАП РФ, статью 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ), пункт 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 54), указывает на то, что: общество не может являться лицом, допустившим вменяемое ему  нарушение, в связи с тем, что в 2014 году оно не являлось стороной договора и не участвовало в строительстве указанного выше объекта (согласно агентскому договору права и обязанности по извещению органов Государственного строительного надзора возникают у принципала, которым является ООО «Газпром инвестгазификация»); не установлены и не проверены обстоятельства получения либо неполучения извещения о начале строительства № 2 от 11.07.2014, не исследовались обстоятельства начала и проведения строительных работ в 2014-2015 годах; предписание № С01-01/2016 от 26.02.2016 не может быть признано законным, поскольку вынесено в отношении лица, не совершавшего нарушение (общество участвует в строительстве в соответствии с положениями агентского договора                                № 101000003369 от 17.05.2015 с четко обозначенными его положениями, функциями заказчика, не обладая при этом всеми правами и обязанностями указанного участника строительства).

В своем отзыве на апелляционную жалобу Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дав по ним пояснения,  просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.

Представители Комитета отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные,  просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, по мнению данных представителей, при заключении агентского договора  заявитель жалобы должен был составить  акт обследования объекта.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно  из материалов дела, Комитетом государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края 26.02.2016 вынесено предписание № С01-03/2016 юридическому лицу - АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», определившее необходимость последнему  выполнить детальное (инструментальное) обследование технического состояния произведенных в 2014-2015 годах без уведомления Комитета строительно-монтажных работ,  срок устранения выявленного нарушения – 28.03.2016, и о выполнении предписания  уведомить Комитет в срок до 31.03.2016.

В указанный срок общество не уведомило Комитет об исполнении предписания, в связи с чем, на основании распоряжения от 11.04.2016 № 168-р (вручено обществу 14.04.2016) Комитетом назначена проверка исполнения предписания.

05.05.2016 в 15 часов 30 минут должностным лицом Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края проведена проверка исполнения юридическим лицом – АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» предписания от 26.02.2016                № С01-03/2016 об устранении нарушений по объекту капитального строительства «Газопровод межпоселковый г. Вяземский – с. Садовое Вяземского муниципального района Хабаровского края», расположенного по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, о чем составлен акт проверки                № С12-03/2016, где  установлен факт события административного правонарушения, совершенного обществом  - невыполнение в установленный срок законного предписания от 26.02.2016 № С01-03/2016.

Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, 16.05.2016 должностным лицом Комитета составлен протокол об административном правонарушении                    № С01- 03/2016 (о времени и месте составления которого общество извещено уведомлением от 06.05.2016 № 7-5-1398).

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в виде наложения штрафа на юридических лиц в сумме - от пятидесяти до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно положениям статьи 4Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с пунктом 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия; лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно положениям статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора; государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса; по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений; в предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

В соответствии с Положением, утвержденнымПостановлением Правительства РФ  № 54, Положением о об управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр, органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории края, является Управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.

Из пункта 14 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного  Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129,  также следует, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.10.2015 № 342-пр «Об утверждении  Положения о Комитете  государственного строительного надзора и экспертизы Правительства  Хабаровского края»  органом исполнительной власти  Хабаровского края, уполномоченным  на осуществление  государственного строительного надзора  при строительстве, реконструкции  объектов капитального строительства является Комитет, который, в силу положений статьи 54 ГрК РФ, по результатам проведенной проверки  вправе составить акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство,  предписания об устранении выявленных нарушений, где указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

В силу статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом первой инстанции установлено, что на момент проведения Комитетом проверки исполнения предписания от 26.02.2016 № С01-03/2016 по объекту капитального строительства «Газопровод межпоселковый г. Вяземский-  с. Садовое Вяземского муниципального района Хабаровского края», расположенного по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, данное предписание в установленный срок, до 28.03.2016, не выполнено, а именно,  общество не выполнило детальное (инструментальное) обследование технического состояния произведенных в 2014-2015гг.,  без уведомления Комитет,  строительно- монтажных работ.

Факт неисполнения обществом законного предписания подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 26.02.2016 № С03-03/2016, протоколом от 16.05.2016 об административном правонарушении                               № С02-П03/2016, что свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Представленные административным органом доказательства достаточны для подтверждения события правонарушения, вмененного обществу, они были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции  по правилам главы 7 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку.

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Надлежащих доказательств принятия мер, направленных на соблюдение данных норм, заявителем жалобы в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.

Вина общества установлена судом в порядке статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях (бездействии) АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» имеется событие  вменяемого еиу правонарушения.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса, в минимальном размере, установленном санкцией данной нормы.

Довод заявителя жалобы о том, что общество не может являться лицом, допустившим рассматриваемое  правонарушение,  в связи с тем, что в 2014 году оно не являлось стороной агентского договора и не участвовало в строительстве указанного выше объекта, следовательно,  и предписание Комитета выдано ненадлежащему лицу, был исследован судом первой инстанции и получил надлежащую оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.   

Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции  не установил оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  28 июня 2016 года по делу № А73-7141/2016  оставить без изменения, апелляционную жалобу-  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

И.И. Балинская

Е.А. Швец