Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4120/2021
24 августа 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «СпецКонтракт»: не явились;
от межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области: не явились;
отуправления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области: не явились;
отуправления Федеральной налоговой службы по Магаданской области: не явились;
от государственного учреждения - Магаданского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации : не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СпецКонтракт»
на решение от 15.06.2021
по делу № А37-842/2021
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СпецКонтракт»
к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области; управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области
об оспаривании действий (бездействий), выразившихся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора
взыскатели: государственное учреждение - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «СпецКонтракт» (далее - заявитель, должник, общество, ООО «СпецКонтракт») обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с заявлением к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области; управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее - служба судебных приставов) об оспаривании действий, выразившихся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, списании 32 000 руб.
Определением суда от 19.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены государственное учреждение - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – МРО Фонда социального страхования Российской Федерации) и управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее – УФНС по Магаданской области) (в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС № 1 по Магаданской области).
Определением Магаданского городского суда от 16.03.2021 дело, в части списания денежных средств в сумме 32 000 руб., было прекращено в связи с отказом административного истца от данного требования.
Определением Магаданского городского суда от 16.03.2021 дело № 2а-658/2021 передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Магаданской области.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.06.2021 в удовлетворении требования об оспаривании действий судебного пристава отказано, вместе с тем суд счел возможным снизить размер исполнительского сбора на 25%, то есть до суммы 7 500 руб.
Не согласившись с судебным актом, ООО «СпецКонтракт» обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность решения суда, просит его отменить, заявленное требование удовлетворить. По существу доводы жалобы сводятся на неполучение обществом постановления о возбуждении исполнительного производства.
Возражений на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании апелляционного суда не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании постановления ГУ - МРО Фонда социального страхования РФ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя от 07.02.2020 № 663 о взыскании с ООО «СпецКонтракт» штрафа в размере 1 000 руб., в отношении последнего службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство № 3882/20/49002-ИП, о чем 14.02.2020 вынесено постановление.
В пункте 2 резолютивной части постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения исполнительного документа в течение 5 дней с момента получения должником копии настоящего постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника почтовым отправлением по адресу, указанному в отношении него в исполнительном документе: 685000, <...>, что подтверждается «Списком внутренних почтовых отправлений № 100 от 17.02.2020».
Почтовое отправление должником не получено, возвращено в службу судебных приставов.
В связи с тем, что требование исполнительного документа должником в добровольном порядке в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не исполнено, 23.04.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде (пункт 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами по правилам, установленным главой 24 упомянутого кодекса.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным Законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, из системного толкования изложенных нормоположений следует, что Законом об исполнительном производстве установлен конкретный срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, по истечении которого у судебного пристава-исполнителя возникает право на вынесение постановления о взыскании исполнительного сбора.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16 (далее - Методические рекомендации), исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
требования исполнительного документа должником не исполнены;
должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства №... от...». Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника (пункт 2.4.2 Методических рекомендаций).
В пункте 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» разъяснено, что исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
Согласно представленному в материалы дела списку внутренних почтовых отправлений от 17.02.2020 № 100 постановление о возбуждении исполнительного производства от 14.02.2020 № 3882/20/49002-ИП направлено судебным приставом-исполнителем в адрес должника посредством заказной почтовой корреспонденции (68500048209709) по адресу, указанному в исполнительном документе: 685000, <...>.
В соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором № 68500048209709, 03.03.2020 имела место неудачная попытка вручения, 03.04.2020 - возврат отправителю «по иным обстоятельствам».
Доводы ООО «СпецКонтракт» о том, что общество не получало постановление о возбуждении исполнительного производства, апелляционной коллегией отклоняются, в силу следующего.
Как указывалось ранее, постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику по адресу, указанному в исполнительном документе: 685000, <...>.
При этом, указанный адрес, на дату принятия постановления, являлся юридическим адресом общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ на дату 14.09.2020 (имеется в материалах дела: том 1 стр.26-41).
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2002 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Следовательно, ООО «СпецКонтракт» обязано обеспечить получение корреспонденции по адресу постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Не обеспечение получения почтовой корреспонденции по юридическому адресу влечет риск наступления для общества неблагоприятных последствий, в данном случае вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.
Ссылки общества на то, что время, указанное в отчете об отслеживании (неудачная попытка вручения 19:33) уже являлось не рабочим, и сотрудники могли отсутствовать, судом отклоняются.
Процедура доставки почтовых отправлений (включая заказные письма разряда «судебное») прописана в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила), а также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция № 2), утвержденном Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п (далее - Порядок).
Пунктом 32 Правил предусмотрено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Согласно пунктам 10.3.3, 10.3.4, 10.3.5 Порядка ответственное лицо ОПС передает почтальонам подлежащие доставке уведомления под роспись, почтальон доставляет отправления по указанным в них адресам, при невозможности вручить адресатам опускает извещения в ячейки абонентских почтовых шкафов.
В соответствии с пунктом 10.3.7 Порядка после принятия отчета почтальона контролирующее лицо на основании накладных поименных ф. 16-дп с отметками почтальона о причинах невручения извещений ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119, бланков ф. Е 1-в «Подтверждение получения») на врученные РПО вносит информацию в информационную систему о результатах доставки, которая должна быть внесена в информационную систему в день принятия отчета от почтальона.
Таким образом, на официальном сайте ФГУП «Почта России» в разделе «Отслеживание почтовых отправлений» фактически отображается время внесения информации о перемещении почтовой отправки и о результатах ее доставки, а не о моменте вручения (попытки вручения) уведомления.
Ссылки общества на пункт 2.4 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014, в соответствии с которыми в случае возврата почтовых отправлений судебным приставом принимаются меры к повторному уведомлению должника о возбуждении исполнительного производства, подлежат отклонению, поскольку согласно абзацу 9 пункта 2.4.1 Методических рекомендаций в случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, SMS-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
Таким образом, поскольку, в настоящем случае, судебным приставом постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено по юридическому адресу общества (при этом общество не обеспечило получение направленной корреспонденции), то последнее считается надлежащим образом извещенным о возбуждении в отношении него исполнительного производства.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не представлено уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения требований, в связи с чем у судебного пристава имелись законные основания для вынесения в отношении должника постановления о взыскании исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 15.06.2021 по делу № А37-842/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Е.А. Швец |
Судьи | А.П. Тищенко |
Е.Г. Харьковская |