Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4136/2016
12 августа 2016 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2016 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, ОГРН <***>: ФИО1, представитель по доверенности от 30.12.2015 № 26;
от Администрации Амурского муниципального района, ОГРН <***>: не явились;
от Министерства культуры Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 01.07.2016 №; ФИО3, представитель по доверенности от 19.01.2016 № 01-52-144;
от Министерство финансов Хабаровского края: ФИО4,представитель по доверенности от 12.11.2015 № 19-14/589,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 08.06.2016
по делу № А73-4717/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Стёпиной С.Д.
по иску Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края
к Администрации Амурского муниципального района
о взыскании 9 201 989,07 руб.
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края; Министерство культуры Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилась Администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - истец) с иском к Администрации Амурского муниципального района (далее - ответчик) о взыскании 9 201 989,07 руб. в бюджет Эльбанского городского поселения как дополнительные расходы на повышение оплаты труда работникам культуры; признать расходы администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на повышение оплаты труда работникам культуры в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 дополнительными расходами бюджета поселения (с учетом уточнения иска в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 08.06.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить. Указывает, что в соответствии с постановлением Администрации Амурского муниципального района от 18.02.2015 № 166 при удовлетворении судом иска у ответчика появилась бы обязанность заключения соглашения с истцом на сумму, установленную судом; по мнению Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, суд первой инстанции не принял во внимание имеющиеся в деле доказательства понесенных истцом расходов из бюджета поселения на повышение оплаты труда работникам культуры, дополнительные расходы на повышение оплаты труда работникам культуры являются обязанностью ответчика; полагает, что судом не учтены положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава Амурского муниципального района; по мнению истца, у ответчика в силу закона возникает обязанность компенсировать в бюджет поселения дополнительные расходы на повышение оплаты труда по Указу Президента РФ, ссылается на ранее заключенные сторонами соглашения; указывает, что в деле № А73-14456/2015 предмет и основания иные, чем в настоящем деле.
Министерством культуры Хабаровского края представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представители Министерства финансов Хабаровского края, Министерства культуры Хабаровского края просили оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Амурского муниципального района извещалась о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителей истца и третьих лиц, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Эльбанское городское поселение является учредителем бюджетных учреждений культуры: МБУК «Дом культуры «Восход», МБУК «Центр славянской культуры «Родник», МБУК «Библиотечная сеть». Финансовое обеспечение деятельности названных учреждений является расходным обязательством поселения.
Постановлением правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений на 2015 год (далее - Порядок), целью которого является софинансирование субъектом расходных обязательств муниципальных образований края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений, увеличение заработной платы которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Порядком предусмотрены критерии отбора муниципальных образований края для получения субсидии и условия их предоставления.
Критерием отбора муниципальных образований края для предоставления субсидий является достижение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований края, не превышающего значения 0,81.
Условиями предоставления субсидий являются: наличие расходного обязательства муниципального образования края, возникшего в результате принятия муниципального правового акта о повышении оплаты труда отдельных категорий работников; заключение муниципальным образованием края с главным распорядителем бюджетных средств соглашения о предоставлении субсидии по форме, установленной главным распорядителем бюджетных средств; наличие муниципальных планов по участию в реализации планов мероприятий («дорожных карт») повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы края, согласованных с главными распорядителями бюджетных средств; обеспечение реализации муниципальных планов, в том числе направление не менее одной трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда отдельных категорий работников, получаемых за счет средств от реорганизации неэффективных муниципальных учреждений и корректировки муниципальных программ, а также привлечение для повышения оплаты труда отдельных категорий работников средств муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности; обеспечение достижения показателей результативности предоставления субсидий, установленных соглашением между муниципальным образованием края и главным распорядителем бюджетных средств о предоставлении субсидии, по итогам реализации муниципальных планов.
Объем субсидии, предоставляемой муниципальному образованию края, определяется главным распорядителем бюджетных средств в размере 50 процентов от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников соответствующей сферы в 2015 году для достижения целевых показателей муниципальных планов (пункт 6 Порядка).
Перечисление субсидии осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края (пункт 7 Порядка).
Соглашение должно содержать: сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию края, и размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников соответствующей сферы в 2015 году для достижения целевых показателей муниципальных планов; целевое назначение субсидии; реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования края, на исполнение которого предоставляется субсидия; значения показателей результативности предоставления субсидий, соответствующие значениям показателей, установленных муниципальным планом; обязательство муниципального образования края о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий, установленных муниципальным планом; порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения; обязательство о представлении отчетов об использовании субсидии, о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в порядке и по формам, установленным главным распорядителем бюджетных средств, в сроки, установленные пунктом 11 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка).
Порядок предоставления и методика распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из районного бюджета утверждены решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 19.12.2014 № 130. В пункте 12 этого Порядка предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты из районного бюджета предоставляются на основании соглашения.
Законом Хабаровского края от 10.12.2014 № 19 Министерство культуры Хабаровского края определено главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных по КБК 0801 04Б0С02 520 «Субсидии местным бюджетам на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений в рамках государственной программы Хабаровского края «Культура Хабаровского края».
Установлено, что 04.05.2015 между Министерством культуры Хабаровского края и Администрацией Амурского муниципального района заключено соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из краевого бюджета бюджету Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры № 5 ОТ.
По условиям данного соглашения Министерство обязалось предоставить в 2015 году бюджету муниципального образования субсидию в сумме 26 050 700 руб., а получатель субсидии обязался принять субсидию и использовать ее по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере 26 050 700 руб., обеспечить выполнение условий соглашения.
В 2015 году средства краевого бюджета в сумме 26 050 700 руб. предоставлены Амурскому муниципальному району.
Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, увеличение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761.
Пунктами 2.1, 3.2.6 соглашения установлено, что субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным образованием условий предоставления субсидий, установленных постановлением правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр, и обязательств, предусмотренных соглашением; предусмотрена обязанность получателя по обеспечению возврата в доход краевого бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии, установленного в пункте 3.2.2 (обеспечить в 2015 году достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной дорожной картой»), а также неиспользованной субсидии в установленном порядке в течение первых 15 рабочих дней 2016 года.
Во исполнение порядка предоставления субсидии, в адрес Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района направлен проект соглашения от 01.04.2015 № 34 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета Амурского муниципального района бюджету Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры № 34.
Названным соглашением было предусмотрено, что администрация обязалась предоставить в 2015 году бюджету муниципального поселения субсидию, утвержденную постановлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 01.04.2015 № 369, в сумме 6 800 000 руб., а получатель обязался принять субсидию и использовать по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета поселения в размере 6800000 руб., обеспечить выполнение условий настоящего соглашения.
Согласно пункту 1.2 соглашения субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, увеличение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761.
Субсидия предоставляется при соблюдении условий, установленных постановлением правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр (пункт 2.1 соглашения).
Получатель обязан обеспечить возврат в доход районного бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии, установленного в пункте 3.2.2 (обеспечить в 2015 году достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой»), неиспользованной субсидии в установленном порядке в срок до 15 января 2016 года (пункт 3.2.6 соглашения).
Пунктом 3.3.1 соглашения установлено, что администрация вправе в случае невыполнения в течение текущего финансового года муниципальным образованием обязательств, вытекающих из настоящего соглашения, приостановить перечисление субсидии.
Не согласившись с редакцией преамбулы и пунктами 1.1, 1.2 соглашения, ответчик вернул его с протоколом разногласий, с которыми истец не согласился.
На момент рассмотрения судом настоящего дела указанное соглашение сторонами не подписано.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что соглашение о предоставлении субсидии, предусмотренное подпунктом 2 пункта 5 Порядка, сторонами не заключено, а потому отсутствует одно из условий предоставления субсидии.
Кроме того, суд пришел к выводу, что Администрацией Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края не выполнено условие для получения субсидии из бюджета, предусмотренное подпунктом 5 пункта 5 Порядка, а именно не обеспечено достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой».
По итогам реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг культуры в Амурском муниципальном районе на 2013-2018 годы», утвержденного распоряжением главы района от 15.04.2013 № 43 по состоянию на 2015 год уровень средней заработной платы в муниципальных учреждениях культуры городских и сельских поселений района в 2015 году должен составлять 24298 руб., этот показатель у работников муниципальных учреждений культуры Эльбанского поселения по информации администрации Эльбанского городского поселения составляет 20053 руб. согласно письму от 02.07.2015 № 01-27-1356.
Как установлено судом первой инстанции при исследовании материалов дела, решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-14456/2015 от 05.02.2016, вступившим в законную силу и имеющим на основании пункта 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, с Администрации Эльбанского городского поселения в пользу Администрации Амурского муниципального района взыскана субсидия в сумме 1 800 000 руб., ранее перечисленная городскому поселению на 2015 год, в удовлетворении встречного иска Администрации Эльбанского городского поселения к Администрации Амурского муниципального района о взыскании по соглашениям от 09.09.2014, от 01.04.2015 № 34 невыплаченной субсидии в сумме 9 177 600 руб. отказано. В указанном деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство культуры Хабаровского края.
В рамках названного дела судом установлено, что соглашение от 01.04.2015 № 34 является незаключенным, так как истец отказался подписывать соглашение на предложенных условиях, Администрацией Эльбанского городского поселения не выполнено постановление Администрации Амурского муниципального района от 18.02.2015 № 166 в части изыскания средств на повышение оплаты труда работников культуры.
Дав оценку указанным обстоятельствам, оценив приобщенные к материалам дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив названные выше нормы материального права, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку обязанность ответчика перечислить истцу денежные средства могла наступить при соблюдении установленных нормативными актами условий, которые не выполнены, то оснований для взыскания с ответчика субсидии не имеется.
Разрешая исковое требование о признании расходов Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на повышение оплаты труда работникам культуры в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 дополнительными расходами бюджета поселения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Истец не представлены доказательства несения спорных расходов в нарушение статьи 65 АПК РФ.
Кроме того, как верно указал суд, Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено понятие дополнительных расходов.
Поскольку оснований для взыскания с ответчика спорной суммы суд не установил, правомерно отказано в удовлетворении иска.
Доводы истца о том, что основанием для заключения сторонами соответствующего соглашения является судебный акт, который мог быть принят судом в рамках настоящего дела, отклонены, поскольку такое требование в рамках настоящего дела истцом не заявлено.
Доводы о том, что суд не учел положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава Амурского муниципального района, опровергаются содержанием обжалуемого решения.
Ссылки истца на то, что у ответчика в силу закона возникает обязанность компенсировать в бюджет поселения дополнительные расходы на повышение оплаты труда, противоречат вышеприведенным нормам права.
Аргумент истца о том, что в деле № А73-14456/2015 предмет и основания иные, чем в настоящем деле, не отменяет преюдициальное значение указанного дела для разрешения судом настоящего спора в соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ.
С учетом изложенного, дав повторную оценку приобщенным в дело доказательствам, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для ее удовлетворения. Нарушение судом норм материального или процессуального права не установлено.
Судебные расходы в виде государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ отнесены на истца, который освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2016 по делу № А73-4717/2016 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | В.Г. Дроздова |
Судьи | М.О. Волкова |
И.В. Иноземцев |