ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4177/18 от 13.09.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4177/2018

18 сентября 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,

при участии  в заседании:

от краевого государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения по району им. Лазо»: ФИО1, директор, на основании приказа от 15.08.2018;

от администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка»: ФИО2 по доверенности от 10.12.2017;

от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: ФИО3 по доверенности от 16.10.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка»

на решение от  22.06.2018

по делу № А73-7339/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьейМанником С.Д.

по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения по району имени Лазо»

к администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края

о признании незаконным бездействия и обязании издать нормативный акт,

третье лицо: министерство социальной защиты населения Хабаровского края,

установил:

краевое государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения по району имени Лазо» (далее – КГБУ «КЦСОН по району им. Лазо», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – Администрация городского поселения) о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения, выразившегося в неустановлении размера платы за жилые помещения государственного жилищного фонда, обязании Администрации городского поселения издать нормативный акт, устанавливающий размер платы за жилые помещения государственного жилищного фонда.

Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-7339/2018, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее – Минсоцзащиты края).

Решением от 22.06.2018 по делу № А73-7339/2018 Арбитражный суд Хабаровского края удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Администрация городского поселения обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить и принять новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции:

- не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела;

- неправильно истолковал часть 3 статьи 156 Жилищного кодека Российской Федерации (далее – ЖК РФ);

- не правильно применил нормы материального права, а именно: не применил часть 6 статьи 156 ЖК РФ.

В отзывах на апелляционную жалобу Минсоцзащиты края и КГБУ «КЦСОН по району им. Лазо» не согласились с доводами жалобы, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации городского поселения поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу. Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель КГБУ «КЦСОН по району им. Лазо» отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Минсоцзащиты края отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, КГБУ «КЦСОН по району им. Лазо» в соответствии с Уставом осуществляет основную деятельность по предоставлению жилых помещений гражданам, указанным в статье 7 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», а также иные виды деятельности.

В целях осуществления основного вида деятельности за Учреждением на праве оперативного управления закреплен Дом ветеранов, расположенный по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <...>, находящийся в государственной собственности Хабаровского края.

В 2017 году КГБУ «КЦСОН по району им. Лазо» при определении платы за проживание граждан в Доме ветеранов руководствовалось размерами платы, установленными постановлением Администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» от 02.08.2017 № 276 «Об утверждении Положения о порядке установления, начисления и сбора платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо».

Администрации городского поселения Министерством юстиции Хабаровского края выдано заключение от 12.02.2018 № 158 на постановление от 02.08.2017 № 276, в котором указаны замечания к тексту Постановления, Положения и предложено исключить: в пункте 2 Постановления слова «государственного или», в Положении в абз. 2 пункта 1.1 раздела 1, в абз. 2 пункта 2.9 раздела 2 слова «государственного жилищного фонда».

Постановлением Администрации городского поселения от 14.03.2018 № 129 внесены изменения в постановление от 02.08.2017 № 276, в соответствии с которым из абз. 2 пункта 1.1 раздела 1, абз. 2 пункта 2.9 раздела 2 Положения исключены слова «государственного жилищного фонда».

22.03.2018 КГБУ «КЦСОН по району им. Лазо» обратилось в Администрацию городского поселения с письмом о разработке постановления о порядке начисления и сбора платы за пользование жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.

В ответном письме от 29.03.2018 № 1-15/368 Администрация городского поселения, сославшись на положение части 6 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и заключение Министерства юстиции Хабаровского края от 12.02.2018 № 158 сообщило, что Положение, утвержденное Постановлением от 02.08.2017 № 276, распространяется только на муниципальный жилищный фонд городского поселения.

Считая незаконным бездействие Администрации городского поселения в установлении порядка начисления и сбора платы за пользование жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда и нарушающим права учреждения, КГБУ «КЦСОН по району им. Лазо» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной 5 А73-7339/2018 политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

Таким образом, является правильным вывод суд о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.

Из представленной в дело выписки из ЕГРН следует, что здания расположенные по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <...>, являются жилыми домами, а следовательно, относятся к государственному жилищному фонду Хабаровского края.

В рамках осуществления уставных функций предоставлению жилых помещений гражданам в Доме ветеранов учреждение взимает плату за пользование жилыми помещениями (плата за наем) и плата за содержание и ремонт жилых помещений, которые впоследствии используются учреждением в порядке, установленном Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10.12.2007 № 699-р «Об использовании денежных средств, поступающих в качестве платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) и платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края».

При таких обстоятельствах, жилищный фонд, в котором находятся жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить Учреждение, относится к специализированному государственному жилищному фонду Хабаровского края.

Арбитражным судом установлено, что собственником данного жилищного фонда, т.е. Хабаровским краем, решение об установлении размера платы за пользование жилыми помещениями и содержание и ремонт жилых помещений, в 2018 году, на дату обращения Учреждения в суд, не принято.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, Учреждение неоднократно обращалось к Администрации городского поселения с заявлениями об установлении размера платы за пользование жилыми помещениями на содержание и ремонт жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, расположенного на территории <...>.

Однако Администрацией городского поселения требования, обозначенные в поданных заявлениях, не выполнены, заявления по существу не рассмотрены, меры к установлению размера указанной платы не приняты, размер платы не установлен.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, о том, что обязанность по установлению размера платы за пользование жилыми помещениями и содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, находящегося на территории Переяславского городского поселения, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 ЖК возложена на Администрацию указанного муниципального образования. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Учреждения и с учетом положений статьи 201 АПК РФ обоснованно возложил на Администрацию обязанность по установлению размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам социального найма государственного жилищного фонда, расположенного на территории Городского поселения «Рабочий поселок Переяславка».

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от  22.06.2018 по делу № А73-7339/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская