Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4253/2021
27 августа 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Розенталь групп «Ботейн»: ФИО1 по доверенности от 22.12.2020;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: ФИО2 по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на решение от 15.06.2021 по делу № А73-5658/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Розенталь групп «Ботейн» к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании недействительным предписания от 19.03.2021 № П2021-02.2-0282,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью «Розенталь групп «Ботейн» (далее - заявитель, Общество, ООО «Розенталь групп «Ботейн», управляющая организация) с заявлением о признании недействительным предписания главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского (далее - Управление, уполномоченный орган) от 19.03.2021 № П2021-02.2-0282.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-5658/2021, по ходатайству заявителя суд принял обеспечительные меры в виде приостановления исполнения оспариваемого предписания до рассмотрения дела № А73-5658/2021 в Арбитражном суде Хабаровского края и вступления решения в законную силу.
Решением от 15.06.2021 суд удовлетворил требование по делу № А73-5658/2021.
Определением от 23.07.2021 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу Управления на вышеназванное решение.
Апеллянт в своей жалобе считает решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления по мотивам и доводам, которые заявлялись уполномоченным органом в суде первой инстанции.
В отзыве Общество просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из материалов дела следует, что ООО «Розенталь групп «Ботейн» является управляющей организацией по управлению общего имущества многоквартирного дома № 144/2г по ул. К.Маркса в г. Хабаровске (далее – МКД № 144/2г).
На основании распоряжения от 17.02.2021 № 1038-р заместителя и.о. начальника управления государственного жилищного надзора Управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Розенталь групп «Ботейн» с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением.
В ходе внеплановой проверки, результат которой оформлен актом от 19.03.2021 № П2021-02.2-0282, Управлением исследовалась документация, связанная с правомерностью выставления ООО «Розенталь групп «Ботейн» собственникам помещений МКД № 144/2г платы за содержание и текущий ремонт за декабрь 2020 года в размере 36,00 руб./кв.м.
По результату исследования документации Управление отразило в акте следующее:
- с 01 декабря 2020 г. услуга по вывозу ТКО перешла в разряд коммунальных, начисление платы за вывоз ТКО собственникам помещений в МКД № 144/2г должно быть исключено из платы за содержание и текущий ремонт, выставленной ООО «Розенталь Групп «Ботейн» за декабрь 2020 года;
- согласно размещенному в ГИС ЖКХ протоколу от 30 декабря 2018 г. общего собрания собственников помещений в МКД № 144/2г, проведенного в форме заочного голосования, собственниками помещений в МКД № 144/2г при наличии кворума большинством голосов собственников принято решение об утверждении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД № 144/2г в размере 36,00 руб./кв.м, а также об утверждении перечня работ текущего ремонта общего имущества МКД согласно смете доходов и расходов;
- размещенная в ГИС ЖКХ смета доходов и расходов МКД № 144/2г на 2019 год не предусматривает выставление платы за вывоз твердых бытовых отходов;
- согласно размещенному в ГИС ЖКХ протоколу от 13 декабря 2019 г. общего собрания собственников помещений в МКД № 144/2г, проведенного в форме заочного голосования, собственниками помещений в МКД № 144/2г при наличии кворума большинством голосов собственников принято решение об утверждении сметы доходов и расходов на 2020 год, включающей годовой платы содержания и ремонта общего имущества и перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД № 144/2г;
- размещенная в ГИС ЖКХ смета доходов и расходов МКД № 144/2г на 2020 год не предусматривает выставление платы за вывоз твердых бытовых отходов;
- согласно платежным документам (квитанциям) за декабрь 2020 г., собственникам помещений в МКД 144/2г плата за содержание и ремонт жилья выставлена в размере 36,00 руб./кв. метр. Также в указанных платежных документах (квитанциях) выставлена отдельной строкой плата за услугу по вывозу и утилизации ТКО по тарифу 4,76 руб./кв.м, который установлен постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 ноября 2020 года № 35/9 «Об установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «ТСК ФЕСТ» в зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо на 2020-2023 годы»;
- согласно представленной ООО «Розенталь Групп «Ботейн» в рамках проверки информации, в сметы доходов и расходов МКД № 144/2г на 2019 - 2020 годы не включены расходы на вывоз ТКО в связи с планируемым введением на территории Хабаровского края регионального оператора по обращению с ТКО;
- согласно размещенному в ГИС ЖКХ отчету об исполнении сметы и договора управления МКД № 144/2г за 2019 год вывоз твердых бытовых отходов ООО «Розенталь Групп «Ботейн» производился, по указанному услуге затрачено 200 282,91 руб.;
- отчет об исполнении договора управления МКД № 144/2г за 2020 год не размещен в ГИС ЖКХ в связи с тем, что первый квартал 2021 года по состоянию на 19 марта 2021 г. не окончен;
- согласно пунктам 2.4.4, 2.2.5 приложения № 2 к договору управления МКД № 144/2г от 20 февраля 2017 г. перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества включает: осмотр всех видов мусоропроводов, устранение мелких неисправностей; очистка и промывка стволов мусоропровода и из загрузочных клапанов; удаление мусора из мусороприемных камер и вывод из здания в контейнер, уборка мусороприемных камер; удаление бытового мусора из здания и их вывозка;
- услуга по обращению с ТКО в МКД № 144/2г входит в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества МКД № 144/2г, оказываемых ООО «Розенталь Групп «Ботейн», и фактически отказывается ООО «Розенталь Групп «Ботейн», что подтверждается информацией, указанной в отчете об исполнении сметы и договора управления МКД № 144/2г за 2019 год;
- тот факт, что услуга по обращению с ТКО не предусмотрена сметами доходов и расходов МКД № 144/2г на 2019 - 2020 годы, не свидетельствует о неоказании данной услуги ООО «Розенталь Групп «Ботейн»;
- выставление в декабре 2020 года собственникам помещений в МКД № 144/2г платы за содержание и текущий ремонт в размере 36,00 руб./кв. метр свидетельствует о не исключении ООО «Розенталь Групп «Ботейн» из состава платы за содержание и текущий ремонт жилья стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО;
- документов, подтверждающих проведение общего собрания собственников помещений в МКД № 144/2г по вопросу повестки дня об утверждении платы за содержание и текущий ремонт жилья с декабря 2020 года в размере 36,00 руб./кв. метр с учетом исключения платы за услуги по обращению с ТКО в главное управление в рамках проверки не предоставлено;
- выставление ООО «Розенталь Групп «Ботейн» в декабре 2020 года платы за содержание и текущий ремонт жилья за декабрь 2020 года в размере 36,00 руб./кв. метр свидетельствует о выставлении собственникам помещений в МКД № 144/2г платы за услугу по обращению с ТКО в двойном размере (в составе платы за содержание и текущий ремонт жилья, а также отдельно по тарифу, установленному Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края).
Посчитав, что Общество нарушило требования статей 44-48, частей 1, 7 статьи 156, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, Управление выдало ООО «Розенталь Групп «Ботейн» предписание от 19.03.2021№ П2021-02.2-0282, которым предписано в срок до 20.04.2021 устранить выявленные нарушения путем произведения собственникам помещений в МКД № 144/2г перерасчета, а именно путем исключения из состава платы за содержание и ремонт жилья за декабрь 2020 года стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
Вышеуказанные обстоятельства, правильно установленные судом первой инстанции, послужили Обществу поводом для оспаривания предписания путем обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Доводы ООО «Розенталь Групп «Ботейн» о незаконности оспариваемого предписания обоснованы следующими обстоятельствами:
- в отношении перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества установлено, что сторонами согласован в приложении № 2 перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, оказываемых управляющей организацией (пункт 2.4.2. договора). При этом конкретный состав работ по содержанию и ремонту общего имущества на текущий период и размер расходов на содержание и ремонт общего имущества на этот период определяется в ежегодно принимаемой общим собранием собственников смете, которая является Приложением №4 к договору (пункт 2.4.4. договора);
- предусмотренный в принимаемой общем собранием смете доходов и расходов план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества на год представляется на рассмотрение собственникам управляющей организацией (пункт 3.1.15 договора) которая согласовывает выносимые на общее собрание предложения о размере платы с советом многоквартирного дома (пункт 4.13.1. договора);
- в отношении стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества определено, что сторонами при заключении договорасогласована его цена - 36,00 рублей с 1 кв.м помещений собственника в месяц (пункт 4.1. договора), установленной на основе принятых общим собранием собственников решений о принятии тарифа и сметы доходов и расходов (пункты 4.2., 4.13.2 договора), являющейся с момента принятия общим собранием Приложением № 4 к договору.
- выводы Управления основаны на неправильной оценке фактических данных, связанных с установлением перечня работ и услуг по многоквартирному дому и их размера;
- к 19 сентября 2018 года были выполнены оба условия, предусмотренные частью 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ, для начала деятельности с 01.01.2019 года регионального оператора и перехода жилищной услуги, связанно с вывозом ТКО от площадки многоквартирного дома в статус коммунальной услуги;
- в соответствии с условиями п.п. 2.4.4. и 3.1.15 договора управления многоквартирным домом № 47/02-17 от 20 февраля 2017 года ООО «Розенталь Групп «Ботейн» приняло на себя обязательства представить на утверждение очередного общего собрания собственников в составе сметы доходов и расходов предложения по плану мероприятий содержания и ремонта общего имущества и финансовый план на год;
- общим собранием собственников МКД №144/2г, проведенном в период с 18 ноября 2017 по 10 января 2018 года (копия протокола №1 от 12 января 2018 года прилагается) на 2018 г., утверждены размер платы 36.00 руб. с 1 кв.м и смета доходов и расходов на год. В составе расходов на содержание общего имущества утверждена услуга по вывозу твердых бытовых отходов (подпункт 2 пункта 3.1.8.) в размере 3,12 рублей с 1 кв.м;
- поскольку период действия сметы, утвержденной общим собранием, охватывался 2018 годом на основании вышеуказанных условий договора управления Управляющая организация была обязана представить предложения о составе расходов по содержанию и ремонту общего имущества и их стоимости на 2019 год к очередному общему собранию. Очередное общее собрание созвано по инициативе собственников и управляющей организации в очно-заочной форме в период с 10 ноября 2018 года по 20 декабря 2018 года;
- таким образом, на момент подготовки предложений к общему собранию, как и на момент его проведения и окончания собственники - инициаторы собрания и ООО «Розенталь Групп «Ботейн» на основании части 8.1 Закона № 458-ФЗ не имели права предлагать собственникам к принятию перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в 2019 году, включающий в себя расходы на вывоз ТКО;
- вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что требование об исключении из состава расходов по содержанию и ремонту общего имущества в 2019 году расходов на вывоз ТКО вопреки утверждению Управления контроля было выполнено.
- тот факт, что общий размер расходов на содержание и ремонт общего имущества остался таким же, как и в 2018 году не свидетельствует о том, что требование об исключении не выполнено, поскольку оставление прежнего размера платы обусловлено:
1) решением собственников об увеличении в составе тарифа с 2,95 руб. до 3,71 руб. средств на текущий ремонт общего имущества, которые в соответствии с положениями ст. 161 и 162 ЖК РФ носят целевой характер и не являются собственностью управляющей организации.
2) изменениями налогового законодательства, в соответствии с которыми размер страховых взносов при обязательных отчислениях с фонда оплаты труда работников, задействованных в управлении и содержании дома, возрос с 01.01.2019 года на 10%. В соответствии с пунктом 4.4 договора управления № 47/02-17 от 20 февраля 2017 г. управляющая компания вправе предлагать к принятию собственниками смету доходов и расходов, предусматривающую увеличение расходов на оплату труда с учетом уровня инфляции и иных обоснованных причин. Таким образом, вынесение на общее собрание и принятие собственниками сметы, предусматривающей увеличение фонда оплаты труда на сумму обязательных к уплате страховых взносов и суммы средств на оплату труда (в т.ч. НДФЛ) увеличенной на 3,13% (при официальном уровне инфляции 4,27%), не противоречит условиями договора управления.
- в соответствии с пунктами 4.13.4, договора управления № 47/02-17 от 20 февраля 2017 г. при возникновении обстоятельств невозможности выполнения плана мероприятий из-за установленного размера платы Управляющая компания вносит предложения по увеличению размера платы, по или сокращению плана мероприятий или иные предложения, направленные на своевременное решение вопросов выполнения плана мероприятий на год. В силу требований указанного пункта договора, при принятии на общем собрании собственников сметы доходов и расходов на 2019 год из средств раздела «Текущий ремонт» (пункты 1.2 и 1.3. расходной части сметы) предусмотрено направление 174000 рублей на финансирование вывоза и утилизацию твердых бытовых отходов при условии не исключения с 01.01.2019 вывоза ТКО из состава расходов по содержанию и ремонту общего имущества. Таким образом, решением общего собрания собственников был установлен источник финансирования расходов в случае возникновения обстоятельства, на которое стороны не могут повлиять при утверждении сметы и тарифа;
- в соответствии с информацией, распространенной на официальном сайте Министерства экономического развития Хабаровского края (https://mmec.khabkrai.m/events/Novosti/5139) 27 декабря 2018 года заключенное по результатам открытого конкурса между Министерством ЖКХ Хабаровского края и ООО «Хабавтотранс ДВ» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края расторгнуто и с 01.01.2019 услуга вывоз и утилизация ТКО не получила статус коммунальной услуги. В связи с указанными обстоятельствами, в течение 2019 года Управляющая организация обеспечивала вывоз и утилизацию ТКО с источником финансирования - средства установленного собственниками тарифа 36,00 рублей с 1 кв.м. и определенные сметой доходов и расходов на 2019 год - уменьшение размера средств текущегоремонта, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 расходной части сметы. При этом фактический расход на вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с отчетом Управляющей компании за 2019 год составил 200 282,91 руб. Аналогичная вышеуказанной ситуация имела место и при принятии собственниками сметы доходов и расходов на 2020 год;
- решением общего собрания собственников проведенного в период
с 02 ноября 2019 по 02 декабря 2019 года утверждена смета доходов и расходов на 2020 год без выделения в составе работ и услуг вывоза ТКО и с отлагательным условием направления части средств, предусмотренных на роботы текущего ремонта, на вывоз ТКО при неисключении с 01.01.2020 года вывоза ТКО из состава расходов по содержанию и ремонту общего имущества;
- таким образом и в 2020 году в составе принятого общим собранием собственников перечня работ (услуг) и расходов на их проведение вывоз ТКО не был запланирован и фактические затраты на его осуществление обеспечены за счет предусмотренного принятой общим собранием сметой уменьшения объемов и видов работ текущего ремонта;
- в 2020 году соглашение между Министерством ЖКХ Хабаровского края и ООО «ТСК Фест» было заключено лишь 14 июля 2020 года. По условиям Соглашения, региональный оператор должен был приступить к исполнению своих обязанностей с 01 декабря 2020 года. Управляющей компанией ООО «Розенталь Групп» в адрес регионального оператора были направлены все необходимые документы, в том числе, подписанные с нашей стороны договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с исполнителем коммунальной услуги;
- в период с 01 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года на территории города Хабаровска деятельность по вывозу ТКО осуществлял региональный оператор - ООО «ТСК Фест». Таким образом, в указанный период услуги по вывозу ТКО перешли в разряд коммунальной услуги, в связи с чем, данная услуга выставлена отдельной строкой в квитанции за декабрь 2020 года;
- оснований для уменьшения размера платы за содержание и ремонт не имелось, поскольку в период с 2019 года по настоящее время данные расходы из состава расходов «содержание и ремонт жилья» решением общего собрания собственников исключены;
- изложенный в акте проверке вывод о том, что услуга по обращению с ТКО в МКД №144/2г входит в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в силу указания ее в перечне приложения № 2 к договору управления № 47/02-17 от 20 февраля 2017 года не может являться безусловным основанием для вывода о наличии расходов на нее в тарифе
36,00 руб. в 2019 и 2020 гг., и перечне работ (услуг) на указанный период. Приложение № 1 к договору содержит общий перечень работ и услуг, предлагаемых собственникам к производству в течение срока действия договора;
- изложенный в акте проверки вывод о том, что основанием требования о перерасчете является тот факт, что расходы на вывоз ТКО в 2019 и 2020 год фактически имели место не могут являться основанием вывода о том, что начисление собственникам по статье содержание и ремонт общего имущество в декабре 2020 года должно быть произведено за минусом размера расходов за вывоз ТКО, предусмотренных в тарифе;
- в соответствии с отчетом управляющей организации, фактические расходы на вывоз твердых бытовых отходов в 2019 году составили 200 282,91 руб., а в 2020 году – 211 654,68 руб. При этом источником финансирования данных расходов, как и определено принятой общим собранием собственников сметой доходов и расходов, а также пунктом 4.10 договора (в соответствии с которым перерасход суммы, установленной сметой по отдельным статьям допускается при необходимости выполнения работ, оказания услуг, не предусмотренных сметой) явилось уменьшение фонда текущего ремонта и в целом экономия по другим статьям сметы.
Возражения Управления контроля согласно отзыву по существу сводились к указанию на законность и обоснованность оспариваемого предписания:
- согласно пунктам 2.4.4, 2.4.5 Приложения № 2 к договору управления МКД от 20.02.2017 № 47/02-17 в перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД включены следующие услуги (работы): осмотр всех видов мусоропроводов, устранение мелких неисправностей; очистка и промывка стволов мусоропровода и их загрузочных клапанов; удаление мусора из мусороприемных камер и вывоз из здания в контейнер, уборка мусороприемных камер; удаление бытового мусора из здания и его вывоз;
- решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 30.12.2018, утверждена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в размере 36,00 руб./кв.м. в месяц;
- из протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 13.12.2019 следует, что на 2020 г. собственниками не принято решение по вопросу утверждения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в размере 36,9 руб./кв.м в месяц (вопрос 3 повестки дня);
- с 01.12.2020 к оказанию услуги по обращению с ТКО на территории г. Хабаровска приступил региональный оператор ООО «ТСК ФЕСТ»;
- согласно платежным документам (квитанциям) за декабрь 2020 г. собственникам помещений в МКД плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД выставлена в размере 36,00 руб./кв.м;
- также в платежных документах (квитанциях) за декабрь 2020 г. собственникам помещений в МКД отдельной строкой выставлена плата за услугу по вывозу и утилизации ТКО в размере 4,76 руб./кв.м, то есть по тарифу, утвержденному постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.11.2020 № 35/9 для регионального оператора по обращению с ТКО - ООО «ТСК ФЕСТ»;
- в сметах доходов и расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД на 2019 и на 2020 годы (размещенных в ГИС ЖКХ) не предусмотрены расходы на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО);
- согласно отчету Общества об исполнении Договора управления и сметы доходов и расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД за 2019 г. вывоз ТБО в 2019 г. обществом фактически производился; затраты на оказание услуги по вывозу ТБО в 2019 г. составили 200 282,91 руб.;
- отчет Общества о выполнении договора управления за 2020 г. в ходе проверки управлением не исследовался ввиду ненаступления на момент проверки срока для его представления Обществом (то есть на момент проверки (19.03.2021) первый квартал 2021 г. не истек (часть 11 статьи 162 ЖК РФ);
- вместе с тем Общество в своем заявлении указывает, что согласно отчету за 2020 г. фактические расходы на оплату услуги по вывозу ТБО в 2020 г. составили 211 654,68 руб.;
- исходя из совокупности указанных фактов Управление контроля пришло к выводу, что факт отсутствия услуги по обращению с ТКО в сметах доходов и расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД на 2019 г., на 2020 г. сам по себе не свидетельствует о неоказании данной услуги Обществом.
Суд первой инстанции правильно отразил в решении существо спора, содержание оспариваемого предписания, позиции сторон, рассмотрел дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовал по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, признал обоснованными доводы Общества, отклонил доводы Управления, пришел к выводу о незаконности предписания, нарушающего права и законные интересы заявителя, принял обжалуемое решение, указал в решении на сохранение обеспечительных мер до вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции считает решение законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290. Пунктами 24 - 26 названного перечня предусмотрены работы по уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Из указанных норм суд правильно указал в решении, что сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, а также надлежащее содержание площадок под установку контейнеров (включая обязанность по уборке самих площадок и прилегающих к ним территорий) входят в объем услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, выполняемых управляющей организацией на обязательной основе.
В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Судом правильно отмечено, что вывоз ТКО, как одна из составляющих услуги по управлению имуществом, существует до момента заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, именно тогда услуга по обращению с ТКО переходит в разряд коммунальных.
Для настоящего дела имеют существенное значение следующие фактические обстоятельства.
08.06.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края с региональным оператором ООО «Хабавтотранс ДВ», который должен был приступить к своей деятельности с 01.01.2019, а это означало, что с 01.01.2019 обращение с ТКО должно было стать коммунальной услугой.
Информация о расторжении соглашения с ООО «Хабавтотранс ДВ» была направлена в адрес управляющих организаций только 28.12.2018. В эту дату информационное сообщение было размещено на официальном сайте Министерства ЖКХ Хабаровского края. Согласно данному сообщению услуга по обращению с ТКО должна остаться в составе жилищной и расходы должны взиматься в составе платы за содержание жилого помещения. А управляющим организациям необходимо обеспечить организацию своевременного вывоза отходов потребления.
Аналогичная ситуация имела место быть в 2020 году, где Министерство ЖКХ Хабаровского края рекомендовало учитывать возможность отбора регионального оператора в любой момент, а соответственно сообразно этому заключать договора с организациями, осуществляющими транспортирование ТКО.
До 01.12.2020 плата за сбор и вывоз ТКО являлась жилищной услугой и только с 01.12.2020 перешла в состав коммунальной, поскольку к своим обязанностям приступил региональный оператор ООО «ТСК ФЕСТ» только на один месяц, поскольку, согласно уведомлению Министерства ЖКХ Хабаровского края 25.12.2020, министерством подписано соглашение о прекращении с 01 января 2021 г. деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края с региональным оператором ООО «ТСК ФЕСТ».
Решением общего собрания собственников помещений от 30.12.2018 собственниками помещений МКД № 144/2Г утверждена смета доходов и расходов МКД на 2019 год в соответствии с которой, плата за управление и содержание и текущий ремонт общего имущества составляет 36,00 руб./кв.м без учета расходов по обращению ТКО.
Решением общего собрания собственников помещений от 12.12.2019 собственниками помещений МКД № 144/2Г утверждена смета доходов и расходов МКД на 2020 год в соответствии с которой, плата за управление и содержание и текущий ремонт общего имущества составляет 36,90 руб./кв.м. также без учета расходов по обращению ТКО.
Как правильно указал суд первой инстанции, при вынесении оспариваемого предписания Управление контроля исходило только из сведений отчетов по договорам управления за 2017, 2018, 2019 годы. Однако такие отчеты не являются документами, подтверждающими начисление платы в 2020 году; они отражают лишь фактические расходы управляющей организации за предыдущие годы, а не за 2020 год, и, соответственно, носят предположительный характер при распространении цифровых показателей отчетов на 2020 год; анализ проводился только по услуге вывоз ТКО без анализа фактических расходов по другим услугам, при этом указывая, что отдельной строкой в размере платы 36,00 руб. решением общего собрания, расходы на ТКО не выделены.
Поскольку Управление по правилам статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало законность и обоснованность вынесенного в адрес управляющей организации предписания от 19.03.2021 № П2021-02.2-0282, суд, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, принял правильное, законное и обоснованное решение.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 15.06.2021 по делу № А73-5658/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.Г. Харьковская |
Е.А. Швец |