ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4262/20 от 22.09.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4262/2020

24 сентября 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен сентября 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А

при участии  в заседании:

от КГКУ «Хабаровское управление дорог»: ФИО1, представителя по доверенности  от 17.01.2020; ФИО2, представителя по доверенности от 17.01.2020;

от Прокурора Кировского района г. Хабаровска: не явились;

от  Прокуратуры Хабаровского края: ФИО3 по удостоверению;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление дорог»

на решение от  22.07.2020 по делу № А73-6464/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление дорог»

к Прокурору Кировского района г. Хабаровска   и Прокуратуре Хабаровского края

о признании незаконным требования

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» (далее – учреждение, КГКУ «Хабаровскуправтодор») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным требования Прокурора Кировского района г. Хабаровска от 24.04.2020 № 2-50-2020 о предоставлении информации.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Хабаровского края.

Решением суда от 22.07.2020 в удовлетворении заявленного  требования отказано по мотиву законности оспариваемого требования и отсутствия  нарушений прав заявителя.

Не согласившись с данным судебным актом, учреждение  обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также неполное выяснение всех обстоятельств спора.

В судебном заседании второй инстанции представители апеллянта поддержали доводы жалобы в полном объеме в виду   отсутствия у прокуратуры полномочий по возложению на хозяйствующий субъект систематического представления запрашиваемых сведений, а также недоказанности невозможности получения названным органом необходимой информации, размещенной  в  источниках открытого доступа, со ссылкой на скриншоты таких сайтов.

Представитель Прокуратуры края выразил несогласие с   доводами апелляционной жалобы, настаивал на законности судебного решения.

Прокуратура  Кировского района г. Хабаровска    участия в судебном разбирательстве второй инстанции не принимала, отзыв не представила.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом пояснений  участников процесса,  Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 24.04.2020 Прокурором Кировского района г. Хабаровска в адрес КГКУ «Хабаровскуправтодор» направлено требование № 2-50-2020 о предоставлении в соответствии со статьями 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) еженедельно по вторникам в прокуратуру района следующую информацию:

1. указать, выделялись ли дополнительные лимиты бюджетных обязательств в 2020 году на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», если да, то указать дату и количество доведенных лимитов;

2. указать, какие закупки по объектам ремонта, включенным в перечень автомобильных дорог, запланированы на 2020 год в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

3. указать, на каком этапе закупочной деятельности находятся закупки (планирование, объявление закупки, выбор поставщика и другие); представить краткую характеристику по каждому этапу закупочной деятельности;

4. в случае заключения контракта, указать дату заключения, реестровый номер контракта и ЕИС, способ определения поставщика, цену контракта, стадию исполнения, срок исполнения) отдельно по каждому контракту.

Полагая, что данное требование является незаконным и нарушает права учреждения, оно  обратилось  в арбитражный суд с настоящим требованием.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности,

Отказывая в заявленном требовании,  суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии  совокупности этих условий.

Возражения заявителя  апелляционной жалобы  направлены на несогласие с данным выводом.

 Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определены в Федеральном законе от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее   - Закон о прокуратуре).

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 приведенного Закона.

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Абзацем 3 части 1 статьи 22 Закона предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены   пунктами   2,   2.1,   2.3,   2.4,   2.5   статьи   6   настоящегоФедерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом,   в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Положения абзаца 3 части 1 статьи 22 Закона о прокуратуре   не содержат положений, ограничивающих прокурора на запрос информации, документов рамками проверки сообщения о нарушении закона со стороны конкретной организации, указывая на предоставление прокурору данных полномочий при осуществлении возложенных на него функций.

Из материалов дела видно, что  основанием для направления в адрес КГКУ «Хабаровскуправтодор» требования о предоставлении сведений от 24.04.2020 №2-50-2019 послужил приказ прокуратуры Хабаровского края от 08.04.2019 №58 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», изданный во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2019 №192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Согласно  вышепоименованным приказам Прокурорам районов поручается еженедельно предоставлять в Прокуратуру края докладные записки о выявленных нарушениях закона в сфере реализации национальных проектов, принятых мерах реагирования и результатах их рассмотрения.

С этой целью Прокуратуре района необходимо организовать поступление сведений о параметрах реализации национальных проектов, объемах финансирования и расходования бюджетных средств посредством закупочных процедур (задание Прокуратуры Хабаровского края о принятии дополнительных мер по обеспечению законности в сфере реализации национальных проектов от 14.04.2020 №7/3-30-2020).

Таким образом, у Прокуратуры района имелись законные основания для направления учреждению на основании статей 6 и 22 Закона о прокуратуре оспариваемого требования с  целью  осуществления на систематической основе надзорных полномочий в рассматриваемой сфере правоотношений.

При указанных обстоятельствах, несостоятельны доводы учреждения о том, что Прокуратура района могла направить оспариваемое требование только в рамках проведения проверки, оснований для которой не имелось.

Ссылка апеллянта на отсутствие у прокуратуры полномочий по возложению на хозяйствующий субъект систематического представления запрашиваемых сведений также не принимается во внимание судебной инстанции.

Как установлено арбитражным судом, оспариваемое требование направлено  в рамках  прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов,  в том числе «Безопасные и качественные дороги», участником  исполнения которого  является КГКУ «Хабаровскуправтодор».

Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204   разработка и реализация названного проекта подлежит  до 2024 года.

 Во исполнение поручения Президента Российской федерации от30.01.2020 №пр-19  органам прокуратуры надлежит принять дополнительные меры по обеспечению сохранности  выделенных на реализацию нацпроектов  (программ) бюджетных средств, их целевого и эффективного  использования.

 Согласно пункту 3.5 приказа Генпрокурора от 14.02.2019 №192 и Поручению Прокуратуры Хабаровского края от 17.02.2020 №7/1-22-2020/141  контрольные мероприятия   в области  исполнения бюджетного законодательства подлежат проводить систематически,  начиная с 17.02.2020.

Получение сведений о состоянии законности в названной сфере правоотношений, в силу их специфики, возможно в большинстве случае только путем истребования информации непосредственно у самого хозяйствующего субъекта, принимающего участие в исполнении национальных проектов.

Учитывая изложенное, апелляционный суд не может согласиться с позицией  учреждения в данной части.

Относительно довода о возможности самостоятельного  получения Прокуратурой района  необходимой информации из источников открытого доступа.

Согласно пункту 2.3 статьи 6 Закона о прокуратуре прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы или их копии, которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Из содержания  требования от 24.04.2020 следует, что учреждению надлежит представлять  сведения о планировании закупочной деятельности, а также  о выделении дополнительных лимитов.

При этом  информация о доведенных  дополнительных лимитах бюджетных средств на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные дороги», об осуществлении закупок у единственного  поставщика не подлежат размещению в    Единой информационной системе в сфере закупок.  Также в данной системе отсутствует возможность  выделить  именно те закупки учреждения, которые   осуществляются в  рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Таким образом, суд второй инстанции не может признать обоснованным довод заявителя жалобы в данной части.

Учитывая вышеустановленное, суд первой инстанции правомерно признал  требование прокурора о предоставлении информации законным и не нарушающим  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия  находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.07.2020 по делу № А73-6464/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

А.П.Тищенко