Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4262/2020
24 сентября 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от КГКУ «Хабаровское управление дорог»: ФИО1, представителя по доверенности от 17.01.2020; ФИО2, представителя по доверенности от 17.01.2020;
от Прокурора Кировского района г. Хабаровска: не явились;
от Прокуратуры Хабаровского края: ФИО3 по удостоверению;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление дорог»
на решение от 22.07.2020 по делу № А73-6464/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление дорог»
к Прокурору Кировского района г. Хабаровска и Прокуратуре Хабаровского края
о признании незаконным требования
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» (далее – учреждение, КГКУ «Хабаровскуправтодор») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным требования Прокурора Кировского района г. Хабаровска от 24.04.2020 № 2-50-2020 о предоставлении информации.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Хабаровского края.
Решением суда от 22.07.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву законности оспариваемого требования и отсутствия нарушений прав заявителя.
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также неполное выяснение всех обстоятельств спора.
В судебном заседании второй инстанции представители апеллянта поддержали доводы жалобы в полном объеме в виду отсутствия у прокуратуры полномочий по возложению на хозяйствующий субъект систематического представления запрашиваемых сведений, а также недоказанности невозможности получения названным органом необходимой информации, размещенной в источниках открытого доступа, со ссылкой на скриншоты таких сайтов.
Представитель Прокуратуры края выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, настаивал на законности судебного решения.
Прокуратура Кировского района г. Хабаровска участия в судебном разбирательстве второй инстанции не принимала, отзыв не представила.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом пояснений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 24.04.2020 Прокурором Кировского района г. Хабаровска в адрес КГКУ «Хабаровскуправтодор» направлено требование № 2-50-2020 о предоставлении в соответствии со статьями 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) еженедельно по вторникам в прокуратуру района следующую информацию:
1. указать, выделялись ли дополнительные лимиты бюджетных обязательств в 2020 году на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», если да, то указать дату и количество доведенных лимитов;
2. указать, какие закупки по объектам ремонта, включенным в перечень автомобильных дорог, запланированы на 2020 год в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;
3. указать, на каком этапе закупочной деятельности находятся закупки (планирование, объявление закупки, выбор поставщика и другие); представить краткую характеристику по каждому этапу закупочной деятельности;
4. в случае заключения контракта, указать дату заключения, реестровый номер контракта и ЕИС, способ определения поставщика, цену контракта, стадию исполнения, срок исполнения) отдельно по каждому контракту.
Полагая, что данное требование является незаконным и нарушает права учреждения, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности,
Отказывая в заявленном требовании, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определены в Федеральном законе от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 приведенного Закона.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).
Абзацем 3 части 1 статьи 22 Закона предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящегоФедерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Положения абзаца 3 части 1 статьи 22 Закона о прокуратуре не содержат положений, ограничивающих прокурора на запрос информации, документов рамками проверки сообщения о нарушении закона со стороны конкретной организации, указывая на предоставление прокурору данных полномочий при осуществлении возложенных на него функций.
Из материалов дела видно, что основанием для направления в адрес КГКУ «Хабаровскуправтодор» требования о предоставлении сведений от 24.04.2020 №2-50-2019 послужил приказ прокуратуры Хабаровского края от 08.04.2019 №58 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», изданный во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2019 №192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Согласно вышепоименованным приказам Прокурорам районов поручается еженедельно предоставлять в Прокуратуру края докладные записки о выявленных нарушениях закона в сфере реализации национальных проектов, принятых мерах реагирования и результатах их рассмотрения.
С этой целью Прокуратуре района необходимо организовать поступление сведений о параметрах реализации национальных проектов, объемах финансирования и расходования бюджетных средств посредством закупочных процедур (задание Прокуратуры Хабаровского края о принятии дополнительных мер по обеспечению законности в сфере реализации национальных проектов от 14.04.2020 №7/3-30-2020).
Таким образом, у Прокуратуры района имелись законные основания для направления учреждению на основании статей 6 и 22 Закона о прокуратуре оспариваемого требования с целью осуществления на систематической основе надзорных полномочий в рассматриваемой сфере правоотношений.
При указанных обстоятельствах, несостоятельны доводы учреждения о том, что Прокуратура района могла направить оспариваемое требование только в рамках проведения проверки, оснований для которой не имелось.
Ссылка апеллянта на отсутствие у прокуратуры полномочий по возложению на хозяйствующий субъект систематического представления запрашиваемых сведений также не принимается во внимание судебной инстанции.
Как установлено арбитражным судом, оспариваемое требование направлено в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, в том числе «Безопасные и качественные дороги», участником исполнения которого является КГКУ «Хабаровскуправтодор».
Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 разработка и реализация названного проекта подлежит до 2024 года.
Во исполнение поручения Президента Российской федерации от30.01.2020 №пр-19 органам прокуратуры надлежит принять дополнительные меры по обеспечению сохранности выделенных на реализацию нацпроектов (программ) бюджетных средств, их целевого и эффективного использования.
Согласно пункту 3.5 приказа Генпрокурора от 14.02.2019 №192 и Поручению Прокуратуры Хабаровского края от 17.02.2020 №7/1-22-2020/141 контрольные мероприятия в области исполнения бюджетного законодательства подлежат проводить систематически, начиная с 17.02.2020.
Получение сведений о состоянии законности в названной сфере правоотношений, в силу их специфики, возможно в большинстве случае только путем истребования информации непосредственно у самого хозяйствующего субъекта, принимающего участие в исполнении национальных проектов.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не может согласиться с позицией учреждения в данной части.
Относительно довода о возможности самостоятельного получения Прокуратурой района необходимой информации из источников открытого доступа.
Согласно пункту 2.3 статьи 6 Закона о прокуратуре прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы или их копии, которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Из содержания требования от 24.04.2020 следует, что учреждению надлежит представлять сведения о планировании закупочной деятельности, а также о выделении дополнительных лимитов.
При этом информация о доведенных дополнительных лимитах бюджетных средств на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные дороги», об осуществлении закупок у единственного поставщика не подлежат размещению в Единой информационной системе в сфере закупок. Также в данной системе отсутствует возможность выделить именно те закупки учреждения, которые осуществляются в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги».
Таким образом, суд второй инстанции не может признать обоснованным довод заявителя жалобы в данной части.
Учитывая вышеустановленное, суд первой инстанции правомерно признал требование прокурора о предоставлении информации законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.07.2020 по делу № А73-6464/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
А.П.Тищенко |