ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4277/2021 от 26.08.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4277/2021

02 сентября 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.

при участии в заседании:

от городского округа «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска: Кричановская Е.В. по доверенности от 30.04.2021;

от Правительства Хабаровского края: Ислямова Е.Г. по доверенности от 28.09.2021,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу городского округа «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска на решение от 15.06.2021 по делу № А73-5927/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Городского округа «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровскак Правительству Хабаровского краяо признании недействительным распоряжения от 28.01.2021 № 24-рп (в части); третье лицо: министерство имущественных отношений Хабаровского края,

установил:

Городской округ «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска (далее - Администрация г. Хабаровска, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Правительству Хабаровского края (далее – Правительство Хабаровского края) о признании недействительным распоряжения Правительства Хабаровского края от 28.01.2021 № 24-рп «О безвозмездной передаче объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» в части передачи в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» следующих объектов, расположенных по адресу: город Хабаровск, ул. Ясная, д. 2А:

1. Здание «Общежитие» (кадастровый номер 27:23:0010617:56);

2. Сооружение «Канализационная сеть» (кадастровый номер 27:23:0000000:25917);

3. Сооружение «Водопроводная сеть» (кадастровый номер 27:23:0000000:25900);

4. Земельный участок с кадастровым номером 27:23:0010617:16.

Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-5927/2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее – МИО Хабаровского края, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г. Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель сослался на незаконность и необоснованность судебного акта, вынесенного, по мнению Администрации г. Хабаровска, с нарушением норм материального права.

Доводы жалобы Администрация г. Хабаровска по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.

Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 27.07.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.

Правительство Хабаровского края и МИО Хабаровского края в отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, поддержали решение суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Администрация г. Хабаровска поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Правительства Хабаровского края поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.

Третье лицо не направило своего представителя в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общежитие, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Ясная, д. 2а, строилось и использовалось с момента сдачи в эксплуатацию в 1978 году как общежитие, в котором проживали как студенты государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 3», так и не являющиеся студентами граждане.

Здание общежития с коммунальной инфраструктурой в составе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 3» было передано в 2005 году из федеральной собственности в государственную собственность края на основании распоряжения Правительства РФ от 03.12.2004 № 1565-р, постановления Правительства края от 17.01.2005 № 2-пр «О приеме в собственность Хабаровского края образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» в связи с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

В 2013 году здание общежития было изъято из оперативного управления КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества» и закреплено на праве оперативного управления за КГКУ «Государственный жилищный фонд Хабаровского края» (распоряжение Министерства имущественных отношений края от 07.05.2013 № 762).

На момент изъятия, здание общежития не использовалось для проживания студентов образовательного учреждения, в нем проживали и проживают до настоящего времени граждане, которым жилые помещения были предоставлены бывшим собственником Российской Федерацией.

При передаче здания общежития в муниципальную собственность в силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» оно утрачивает статус общежития и к жилым помещениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Правительством Хабаровского края принято распоряжение от 28.01.2021 № 24-рп «О безвозмездной передаче объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» (далее - распоряжение № 24-рп), в соответствии с которым в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» передается безвозмездно следующее, имущество; расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Ясная, д. 2А:

1. Здание «Общежитие» (кадастровый номер 27:23:0010617:56);

2. Сооружение «Электрическая сеть» (кадастровый номер 27:23:0000000:25922);

3. Сооружение «Тепловая сеть» (кадастровый номер 27:23:000000025915);

4. Сооружение «Канализационная сеть» (кадастровый номер 27:23:0000000:25917);

5. Сооружение «Водопроводная сеть» (кадастровый номер 27:23:0000000:25900);

6. Земельный участок с кадастровым номером 27:23:0010617:16).

Не согласившись с распоряжением № 24-рп в части передачи в муниципальную собственность здания «Общежитие», сооружения «Канализационная сеть», сооружения «Водопроводная сеть», земельного участка, Администрация г. Хабаровска обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Хабаровского края является законным и обоснованным, прав и интересов заявителя не нарушает.

Апелляционный суд поддерживает указанные выводы суда первой инстанции исходя из следующего.

Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ).

Согласно абзацу 6 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) в собственности субъекта Российской Федерации может находиться: - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 настоящего Федерального закона; - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7, 7.1 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусматривающими передачу осуществления полномочий; - имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; - имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: - предоставления служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации (пункт 26); - утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункт 65); - реализации полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в том числе согласование отнесения поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения (пункт 67); - реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 67.1).

При этом статья 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении», статья 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не устанавливают полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения муниципального образования.

Пунктом 2 части 1, части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться государственный жилищный фонд, в том числе специализированный.

Между тем, согласно пункту «о» части 2 статьи 26.11 Закона № 184-ФЗ для осуществления полномочий, указанных в части 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации. Нахождение общежитий в собственности субъекта Российской Федерации законом не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что здание общежития с коммунальной инфраструктурой в составе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 3» было передано в 2005 году из федеральной собственности в государственную собственность края на основании распоряжения Правительства РФ от 03.12.2004 № 1565-р, постановления Правительства края от 17.01.2005 № 2-пр «О приеме в собственность Хабаровского края образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» в связи с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

В 2013 году здание общежития было изъято из оперативного управления КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества» и закреплено на праве оперативного управления за КГКУ «Государственный жилищный фонд Хабаровского края» (распоряжение министерства имущественных отношений края от 07.05.2013 № 762).

На момент изъятия, здание общежития не использовалось для проживания студентов образовательного учреждения, в нем проживали и проживают до настоящего времени граждане, которым жилые помещения были предоставлены бывшим собственником Российской Федерацией.

При передаче здания общежития в муниципальную собственность в силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» оно утрачивает статус общежития и к жилым помещениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда, не могут препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, в том числе права на приватизацию жилья (определения Верховного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-КГ19-221, от 17.12.2019 № 49-КГ19-58, от 03.10.2017 № 35-КГ17-9).

При передаче здания общежития в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» оно будет относиться к муниципальному жилищному фонду социального использования (пункт 3 части 2, пункт 1 части 3 статьи 19 ЖК РФ), жилые помещения в здании будут предоставляться Администрацией г. Хабаровска гражданам на основании договора социального найма, что соответствует решению вопросов местного значения, а также позволит гражданам реализовать свое право на приватизацию жилья.

Таким образом, нахождение здания общежития с коммунальной инфраструктурой в краевой государственной собственности, которое не используется органами исполнительной власти края для реализации возложенных на них полномочий, в том числе по предоставлению общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, организации предоставления среднего профессионального образования (пункты 13.1, 14 части 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ), не допускается законом.

Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление Верховного Совета РФ № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В пункте 1 Приложения 3 к постановлению Верховного Совета РФ №3020-1 указано, что объектами муниципальной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, являются жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения, городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 4, 6 части 1 статьи 9, пункте 1 части 2 статьи 47 Устава городского округа «Город Хабаровск» (принят решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения.

Кроме того к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Из приведенных положений законодательства следует, что в силу прямого указания закона здание общежития, земельный участок под ним, сооружения канализационная сеть, водопроводная сеть, относятся к объектам муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск» и необходимы для реализации полномочий города Хабаровска по осуществлению организации в границах городского округа электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения населения, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, и соответственно не могут находиться в государственной собственности края и подлежат передаче в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск».

Данный вывод подтверждается сложившейся правоприменительной практикой высших судов. Согласно выработанной правовой позиции объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Право собственности на жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.

Здание общежития в учебном процессе не задействовано, используется для проживания граждан, не являющихся учащимися образовательного учреждения, относится к жилищному фонду, служит для выполнения полномочий, возложенных на администрацию городского округа и его фактическое использование наиболее эффективно в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения, вследствие чего общежитие подлежит передаче в муниципальную собственность.

Закон № 122-ФЗ, установив порядок безвозмездной передачи государственной собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, не отменил обязанность муниципальных образований принять в свою собственность из государственной собственности субъекта РФ имущество, которое не может находиться в государственной собственности субъекта Российской Федерации. Обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает у муниципального образования в силу закона и на основании соответствующих решений органа государственной власти субъекта Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2021 № 306-ЭС21-3721, от 25.03.2020 № 306-ЭС20-2930, от 14.09.2020 № 306-ЭС20-11473, от 22.10.2019 № 308-ЭС19-18372, от 28.10.2019 № 301-ЭС19-18814, от 10.09.2019 № 306-ЭС19-15197 от 29.12.2018 № 306-ЭС18-21554, от 24.12.2018 № 301-КГ18-20873, от 16.05.2018 № 310-ЭС18-1267, от 16.01.2015 № 310-ЭС14-6791, п. 5 Информационного письма ВАС РФ от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий»).

В этой связи, довод Администрации г. Хабаровска о том, что оспариваемые объекты не могут использоваться в качестве муниципальной собственности для решения вопросов местного значения (статья 50 Закона № 131-ФЗ), правомерно отклонен судом первой инстанции как ошибочный.

Вместе с тем, Администрация г. Хабаровска приняла в муниципальную собственность сооружения электрическую и тепловую сеть, тем самым признала необходимость использования оспариваемых объектов для решения вопросов местного значения и нахождения их в муниципальной собственности.

Доводы Администрации г. Хабаровска о том, что здание общежития, сооружения канализационная и водопроводная сеть требуют проведения ремонта, в связи с чем заявитель будет вынужден нести дополнительные расходы местного бюджета, который является дефицитным, что в свою очередь не позволит Администрации г. Хабаровска решать вопросы местного значения в соответствии с Законом № 131-ФЗ, правомерно признан судом несостоятельным в силу следующего.

Так, Верховный Суд Российской Федерации указывает, что Закон № 122-ФЗ не ставит обязанность муниципального образования принять имущество в муниципальную собственность в зависимость от состояния передаваемого имущества. В силу Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения (определение ВС РФ от 02.07.2020 № 301-ЭС20-9230).

Довод Администрации г. Хабаровска о том, что земельный участок не может быть передан в муниципальную собственность, поскольку он не может быть предметом аукциона, доходов от его продажи заявитель не получит, основан на неправильном применении норм закона.

В силу абзаца 29 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ права на находящиеся в муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Более того, пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В части 4 статьи 35 ЗК РФ установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, прямо указанных в данной норме.

В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

Земельный участок под зданием общежития связан с находящимся на нем объектом недвижимости и следует судьбе главной вещи (статья 135 ГК РФ).

Таким образом, на основании вышеприведенных норм законодательства здание общежития должно передаваться в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» одновременно вместе с земельным участком, на котором расположено общежитие, что и было сделано Правительством края.

При этом Закон № 122-ФЗ не ставит обязанность муниципального образования по принятию земельного участка в муниципальную собственность в зависимость от наличия (отсутствия) правовых оснований для его дальнейшего отчуждения собственником с целью получения дохода.

Довод Администрации г. Хабаровска о том, что Правительством Хабаровского края при принятии оспариваемого распоряжения не соблюдены требования пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ №374) по предоставлению документов заявителю, правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, как основанный на неправильном толковании Постановления Правительства РФ № 374.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ № 374 для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность необходимо представить перечень документов, определенный указанным нормативным правовым актом.

Верховный суд Российской Федерации в определении от 06.04.2018 № 303-КГ18-2353 указывает, что перечень документов, установленный Постановлением Правительства РФ № 374, представляется в орган, уполномоченный на принятие решения о передаче имущества из государственной собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, а не муниципальному образованию.

В силу подпункта «е» пункта 3 части 1 статьи 7 Закона края от 25.06.2003 № 124 «Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края» решение об отчуждении имущества, находящегося в краевой государственной собственности принимает Правительство края.

Министерство имущественных отношений Хабаровского края, как специально уполномоченный орган исполнительной власти края в сфере обеспечения полномочий края в разграничении государственной собственности, в том числе на земельные участки, на собственность Российской Федерации, собственность края и собственность муниципальных образований края, осуществляет безвозмездную передачу (принятие) имущества, в том числе в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти края и органами местного самоуправления муниципальных образований края (пп. 3.5.2 п. 3.5 Положения о МИО Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.12.2018 № 441-пр).

Во исполнение требований пункта 2 Постановления Правительства РФ № 374 пакет документов МИО Хабаровского края был предоставлен в Правительство Хабаровского края для принятия решения о безвозмездной передаче объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность.

Таким образом, со стороны Правительства Хабаровского края нарушений пункта 2 Постановления Правительства РФ № 374 не имеется, поскольку положения указанного пункта не возлагают обязанности на Правительство Хабаровского края по направлению документов муниципальному образованию.

Правомерно отклонен судом первой инстанции и довод заявителя о том, что для передачи в муниципальную собственность необходимо наличие волеизъявления органа местного самоуправления.

Так, в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.

Фактическая передача имущества осуществляется на основании решений в соответствии с передаточным актом, подписываемым уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и направляемым органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В связи с чем, обязанность по принятию имущества возникает у органа местного самоуправления на основании распорядительного акта уполномоченного органа передающей стороны и в соответствии с передаточным актом.

При этом согласия на прием имущества в муниципальную собственность не требуется ввиду обязательности передачи данного имущества и приему его муниципальным образованием в силу федерального законодательства.

Таким образом, отсутствие волеизъявления Администрации г. Хабаровска на принятие имущества не может являться основанием для отказа в принятии общежития, земельного участка, сооружений канализационная и водопроводная сеть в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск».

Ссылка Администрации г. Хабаровска на определения Конституционного Суда РФ правомерно отклонена арбитражным судом как несостоятельная, поскольку названными определениями не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, подлежащие применению при рассмотрении настоящего спора.

Исходя из содержания определений Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 № 524-0, от 04.12.2007 № 828-О-П, в которых разъяснен конституционно-правовой смысл пункта 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

При этом Конституционным Судом РФ сделан вывод о том, что несмотря на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на принятие спорного имущества, передача имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность должна иметь объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорное имущество должно быть предназначено для решения вопросов местного значения, определенных статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ и не относится ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

Арбитражные суды в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2012 № 234-О-Р в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из государственной собственности субъекта РФ в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом(определение Верховного Суда РФ от 05.03.2018 № 303-ЭС18-40, постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 № 10278/13).

МИО Хабаровского края неоднократно, начиная с июля 2019 года, направляло обращения в адрес Администрации г. Хабаровска о приеме объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность.

Отказ Администрации г. Хабаровска по принятию имущества в муниципальную собственность мотивирован тем, что предлагаемое имущество не может находиться в собственности заявителя, поскольку не предназначено для решения вопросов местного значения, а также требует проведения ремонта и несения дополнительных расходов местного бюджета.

Однако, отказ в приеме имущества в муниципальную собственность, при наличии установленных Законом № 131-ФЗ полномочий по решению вопросов местного значения и отсутствии в части 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ положений о невозможности передачи имущества в зависимости от его эксплуатационного состояния и отсутствия финансовых средств на его содержание у принимающего собственника, является необоснованным и произвольным.

Наличие объективных препятствий для принятия имущества в муниципальную собственность Администрация г. Хабаровска также не обосновала.

Таким образом, установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о законности распоряжения Правительства Хабаровского края от 28.01.2021 № 24-рп «О безвозмездной передаче объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск», недоказанности нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право собственности городского округа «Город Хабаровск» на спорные объекты зарегистрировано в ЕГРН 13.05.2021. При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, право собственности городского округа «Город Хабаровск» на очистные сооружения в установленном частью 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ порядке заинтересованными в этом лицами, в том числе и Администрацией г. Хабаровска не оспорено.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации Администрацией г. Хабаровска выбран неверный способ защиты нарушенного права, что в свою очередь также является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 15.06.2021 по делу № А73-5927/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.Г. Харьковская

Е.А. Швец