ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4305/19 от 06.08.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4305/2019

08 августа 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии  в заседании:

от комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края: ФИО1 представитель по доверенности от 29.12.2018;

отобщества с ограниченной ответственностью «Самстрой»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СамСтрой»

на решение от  18.06.2019

по делу № А73-4349/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Зверевой А.В.

по заявлению Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края

к обществу с ограниченной ответственностью «Самстрой»

о  привлечении к административной ответственности.

УСТАНОВИЛ:

комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СамСтрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

          Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2019 заявленные требования комитетом  удовлетворены.  

         Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 18.06.2019 по делу № А73-4349/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

          Ходатайство ООО «СамСтрой»  об отложении судебного заседания не удовлетворено апелляционным судом. Указанная в нем причина признана неуважительной.

          В судебном заседании апелляционной инстанции представитель  комитета против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 18.06.2019 по делу № А73-4349/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением срока привлечения к ответственности.

Орган государственного строительного надзора, реализуя предоставленные ему Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 полномочия, вправе выдать лицу, осуществляющему строительство, обязательное для исполнения предписание.

Комитетом государственного строительного надзора правительства Хабаровского края  22.12.2016 выдано предписание N С 06-11/2016 (л.д.7) ООО «СамСтрой» об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома, здания смешанного использования, подземный гараж по ул.Тихоокеанской в Кировском районе г.Хабаровска. Дом N 2", кадастровый номер земельного участка 27:23:00 00 00:0391 (далее - объект). Срок исполнения предписания продлен до 31.12.2018 (л.д.21). По окончании срока исполнения предписания ходатайство о продлении его срока и извещение об устранении нарушений в орган государственного строительного надзора не поступало.

         Комитет в результате проверки с 21.01.2019 по 15.02.2019 исполнения п.1, п. 8 - 14, п. 16 указанного предписания установлено следующее:

п. 1. Отсутствует документ (приказ распоряжение) об утверждении застройщиком (техническим заказчиком) проектной документации. Предписано утвердить проектную документацию в установленном порядке, представить отсутствующий документ;

п.8. Изменена этажность здания. В соответствии с рабочей документацией (альбом 2014.016.1500.1502-АР изм.10) количество этажей изменено с 23 до 22 этажей. Данные проектные решения по изменению параметров объекта не прошли экспертизу, не утверждены застройщиком (техническим заказчиком). Предписано пройти дополнительную экспертизу проекта;

п. 9. Аннулирован лифт грузоподъемностью 400 кг. Работы по изменению назначения одной из семи лифтовых шахт (бетонирование участков в уровнях междуэтажных перекрытий, выполнено с 1 по 8 этажи) выполняется при отсутствии проектной документации. Предписывалось устранить выявленное нарушение (выполнить расчет потребности в лифтах, разработать проектные решения, пройти экспертизу проекта, утвердить проект);

п.10. Устройство внутренних инженерных систем отопления, водоснабжения выполняется по неутвержденной проектной документации, не прошедшей экспертизу. Предписывалось устранить выявленное нарушение (пройти экспертизу проекта, утвердить проект в установленном порядке);

п.11. Фактическая прокладка трубопроводов систем отопления, водоснабжения в местах общего пользования на 4, 5, 6, 7 этажах выполнена в потолочной плоскости перекрытия, тогда как проектом предусмотрена прокладка трубопроводов в уровне пола. Предписывалось устранить выявленные нарушения;

п.12. Фактическая прокладка трубопроводов систем отопления в помещениях квартир на 4-7, 12, 16, 17 этажах выполненная в уровне полов, расположена в плане по диагонали помещения, тогда как проектом предусмотрена прокладка трубопроводов по периметру помещений с примыканием к внутренним стенам. Предписывалось устранить выявленные нарушения;

п. 13. Устройство внутренних инженерных систем электроснабжения, вентиляции, пожароохранной сигнализации выполняется при отсутствии проектной документации. Предписывалось устранить выявленное нарушение (внести изменения в проектную документацию, пройти экспертизу проекта, утвердить проект в установленном порядке);

п. 14. Устройство наружной сети теплоснабжения выполняется при отсутствии проектной документации. Предписывалось устранить выявленное нарушение (внести изменения в проектную документацию, пройти экспертизу проекта, утвердить проект);

п. 16. Отсутствует в полном объеме исполнительная документация:

акты освидетельствования выполненных работ с ссылками на чертежи проектной (рабочей) документации, с указанием документов качества примененных материалов и изделий;

исполнительные схемы, съемки с указанием отклонений действительных значений линейных размеров и отметок от соответствующих проектных;

документы качества (паспорта, сертификаты, регистрационные удостоверения) на примененные материалы, изделия, конструкции, в том числе протоколы лабораторных испытаний образцов бетона, подтверждающие соответствие фактических показателей бетона значениям, предусмотренным проектной документацией (прочность на сжатие, морозостойкость, водонепроницаемость);

журналы входного и операционного контроля, оформленные в соответствии с требованиями нормативных документов в области строительства;

журналы работ по устройству внутренних инженерных систем, наружных сетей, зарегистрированные в государственном строительном надзоре, оформленные в соответствии с требованиями нормативных документов в области строительства.

Предписывалось: оформить в полном объеме исполнительную документацию на выполненные работы. Оформление исполнительной документации осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов в области строительства.

При проведении проверки исполнения вышеперечисленных пунктов предписания установлено их невыполнение в установленный срок 31.12.2018, что отражено в акте проверки от 15.02.2019 N С 03-14/2019.

11.03.2019 главным специалистом Хабаровского отдела комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края в присутствии генерального директора ООО "СамСтрой" составлен в отношении общества протокол N С01-14/2019 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд, который решением от 18.06.2019 привлек ООО "СамСтрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ ввиде штрафа 50 000 руб. В соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ дата изготовления судом решения в полном объеме считается датой принятия решения.

В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Состав административного правонарушения общества материалами дела подтверждается. Общество не приняло всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

При этом суд первой инстанции ошибочно применил срок привлечения к ответственности 1 год, указав, что статья 4.5 КоАП РФ устанавливает годичный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области градостроительной деятельности.

   Между тем, в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Учитывая постановление от 15.01.2019 N 3-П и определение от 26.03.2019 № 823-О Конституционного Суда Российской Федерации, информационное письмо от 04.06.2019 № 7-ВС-3680/19 Верховного Суда Российской Федерации административное правонарушение по ст.19.5 КоАП РФ отнесено к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений. Предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения исчисляется для правонарушения против порядка управления, т.е. 2 месяца для административного органа, 3 месяца для суда. Кроме того, федеральный законодатель в КоАП РФ предусмотрел самостоятельную административную ответственность за нарушение законодательства в области градостроительной деятельности в качестве прямого объекта посягательства.

          На основании изложенного в рассмотренном споре на дату решения суда срок привлечения к административной ответственности истек, что в силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

       Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция установила основание для отмены судебного акта, предусмотренное статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

       решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 18.06.2019 по делу   № А73-4349/2019 отменить.

       В удовлетворении заявления  Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Самстрой» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ  отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец