Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4364/2019
16 сентября 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»: представителя Вахрина В.В. по доверенности от 18.01.2019 №81-2018 (сроком по 31.11.2021);
от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: представителя Каун О.А. по доверенности от 01.07.2019 №7250.6108-37 (сроком по 31.12.2019);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
на решение от 27.05.2019
по делу № А73-6460/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в лице филиала УФПС Хабаровского края
к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице УФПС Хабаровского края (далее - заявитель, предприятие, ФГУП «Почта России») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее - ДМС г. Хабаровска, Департамент) от 20.03.2019 № 03-74/12-07 о демонтаже информационных конструкций.
Решением суда от 27.05.2019 требования ФГУП «Почта России» удовлетворены: оспариваемое предписание Департамента признано недействительным; с последнего в пользу предприятия взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины; ФГУП «Почта России» возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Суд установил, что Департамент выдал оспариваемое предписание на основании выявленного нарушения решения Хабаровской Городской Думы от 17.10.2017 № 677 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», без проведения всей процедуры вынесения предписаний, предусмотренной положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), а именно статьи 8.3 (установив соответствующее нарушение путем осмотра территорий, Департамент должен был вынести предостережение, а результаты осмотра могли являться основанием для назначения внеплановой проверки в рамках Федерального закона № 294-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований предприятия.
Заявитель жалобы утверждает следующее: ссылаясь на необходимость применения положений Федерального закона № 294-ФЗ, суд первой инстанции не учел того, что муниципальный контроль устанавливается муниципальными правовыми актами; при выдаче предписаний, Департамент при взаимодействии с лицами, размещающими информационные конструкции, руководствуется постановлением Администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442 «О распространении информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и иными правовыми актами; благоустройство территорий городов и других населенных пунктов и их содержание не находится в исключительном ведении Российской Федерации и по своему характеру не относится к вопросам, имеющим исключительно федеральное значение.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, предприятие отклоняет доводы жалобы, просит отказать в ее удовлетворении, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель предприятия отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 20.03.2019 главным специалистом отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций ДМС г. Хабаровска установлено, что размещенная ФГУП «Почта России» на фасаде МКД № 143г в г. Хабаровске информационная конструкция с изображением «Почта России, Почта Банк» не имеет регистрации на территории Городского округа «Город Хабаровск», что является нарушением пунктов 2.6.4, 2.6.6 Решения Хабаровской Городской Думы от 17.10.2017 № 677 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск».
20.03.2019 ДМС г. Хабаровска выдано ФГУП «Почта России» предписание № 03-74/12-07, в соответствии с которым предприятию в срок до 20.04.2019 предписано демонтировать информационную конструкцию.
Не согласившись с этим предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Из приведенной нормы следует, что благоустройство территорий городов и их содержание не находится в исключительном ведении Российской Федерации, по своему характеру не относится к вопросам, имеющим исключительно федеральное значение.
Реализуя предоставленные полномочия, решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677 утверждены Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила № 677, Правила благоустройства), согласно пункту 2.6.4 которых размещение информационных конструкций (за исключением вывесок) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города Хабаровска.
Установка и эксплуатация информационных конструкций на территории города Хабаровска без их регистрации в администрации города Хабаровска (самовольная установка) не допускается (пункт 2.6.6 Правил № 677).
Информационные конструкции, самовольно установленные на территории города Хабаровска либо эксплуатируемые после окончания срока регистрации или досрочного прекращения регистрации такой информационной конструкции, подлежат демонтажу (пункт 2.6.7 Правил № 677).
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, в частности, отнесены выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 452 утверждено положение о Департаменте муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее - Положение № 452), в котором также закреплены полномочия Департамента по осуществлению мероприятий по выявлению самовольно установленных информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и информационных конструкций срок регистрации которых истек; по выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, а также осуществляет демонтаж информационных конструкций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, само по себе наличие полномочий у Департамента на выдачу предписаний, не освобождает его должностных лиц от соблюдения установленных законом процедур выдачи (принятия) соответствующих актов.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ, в соответствии с которыми Федеральный закон дополнен статьей 8.3, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частью 1 которой предусмотрено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона; административные обследования объектов земельных отношений; исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы; наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации; наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом; другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Частью 2 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ определено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ).
Из части 5 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органамуниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Также, по результатам данных мероприятий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного выше, утверждение ДМС г. Хабаровска, о том, что Правила благоустройства и Положение о Департаменте не связывают выдачу предписаний с проведением проверки соответствующего лица в виде осуществления муниципального контроля в значении, придаваемом Федеральным законом № 294-ФЗ, правомерно не принято судом, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Между тем, как верно установил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, осмотр территории (объекта), осуществлялся в отсутствие каких-либо заданий и правовых обоснований, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится, в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Таким образом, поскольку в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ, в отношении заявителя проверка не назначалась и не проводилась, правовые основания для вынесения оспариваемого предписания (а не предостережения) отсутствовали.
При таких обстоятельствах, верен вывод суда первой инстанции о том, что нарушение ДМС г. Хабаровска установленной законом процедуры вынесения оспариваемого предписания, является самостоятельным основанием для признания его незаконным.
Следовательно, суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, обоснованно признал недействительным предписание Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска от 20.03.2019 № 03-74/12-07 о демонтаже информационных конструкций.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому они не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение арбитражного суда соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 мая 2019 года по делу № А73-6460/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | А.П. Тищенко |
Е.А. Швец |