Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4388/2020
22 октября 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью «Прометей»: Латыпова К.Е., представителя по доверенности от 04.07.2018;
от Прокуратуры Еврейской автономной области: Кишкуновой Л.Е., представителя по доверенности от 26.11.2019 № 8-05-2019/4046;
от Прокуратуры Смидовичского района Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Прометей»
на решение от 09.07.2020
по делу № А16-3819/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Прометей»
к Прокуратуре Еврейской автономной области и Прокуратуре Смидовичского района
о признании незаконными поручения, решения, представления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Прометей» (далее – общество, ООО «Прометей») обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными поручения Прокуратуры Еврейской автономной области (далее – прокуратура области) от 17.08.2019 № 7-15-2019/3816, решения Прокуратуры Смидовичского района Еврейской автономной области (далее – прокуратура района) от 17.09.2019 №208 и представления от 20.09.2019 № 7-45-2019.
Решением суда от 09.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, общество заявило апелляционную жалобу, считая, что судом неполно выяснены все обстоятельства дела, дана неверная оценка доказательствам по делу, а также неправильно применены нормы материального права.
По мнению апеллянта, прокуратура не должна подменять собою при проведении проверок иные государственные органы контроля, в частности Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Также полагает, что судом не дана оценка доводу заявителя о недобросовестности поведения прокуратуры области и района. Ссылается на решение суда по делу №А16-3230/2019, которым в удовлетворении заявленных прокуратурой требований о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ отказано.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель прокуратуры области отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве, настаивал на законности судебного решения.
Прокуратура района участия в судебном заседании апелляционной инстанции не принимала.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва и пояснений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, Прокурором Смидовичского района ЕАО по поручению Прокуратуры ЕАО от 17.08.2019 № 7-15-2019/3816 вынесено решение от 17.09.2019 № 208 о проведении проверки ООО «Прометей» по соблюдению экологических соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации мест размещения отходов в период с 17.09.2019 по 16.10.2019.
По итогам проверочных мероприятий прокурором района вынесено представление от 20.09.2019 № 7-45-2019 с требованием принять меры к устранению допущенных нарушений: провести инструктаж с водителем транспортного средства (мусоровоза), оснастить автомобиль аппаратурой спутниковой навигации.
Полагая, что поручение, решение и представление являются незаконными и нарушают права ООО «Прометей», оно обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий. С данным выводом соглашается и апелляционный суд в силу следующего.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура является надзорным органом за исполнением законов на территории Российской Федерации и не подменяет иные государственные органы, поскольку имеет определенные законодателем функции. Поводом для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая применения мер прокурором, при этом раскрытие информации и доведение ее до проверяемого лица не предусмотрено.
Статьей 7 Закона регламентированы вопросы участия прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
В силу пунктов 6, 7 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения.
В пункте 5.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П указано, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» прокурорам указано о надзоре за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере как одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Осуществлять его комплексно во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями. Сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Поскольку прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора, действия прокурора области по даче поручения городским и районным прокурорам по оценке соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологических требованиях при эксплуатации мест размещения отходов, а также проведение таких проверок прокурором района в рамках Закона о прокуратуре сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы лица, в отношении которого она проводилась.
Представление, как итоговый документ по результатам проверки, является одной из мер прокурорского реагирования на сложившую ситуацию в районе.
Доказательства того, что оспариваемое в данном деле представление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления деятельности в материалы дела не представлено.
Ссылка апеллянта на решение суда по делу №А16-3230/2019, которым в удовлетворении заявленного прокуратурой требования о привлечении ООО «Прометей» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ отказано, правового значения для рассматриваемого дела не имеет. Кроме того, отказ в привлечении мотивирован исключительно несоблюдением процедуры привлечения, выразившейся в ненадлежащем извещении общества при составлении постановления о возбуждении административного дела.
Апелляционный довод, что арбитражным судом не дана оценка доводу общества о недобросовестном поведении прокуратуры области и района со ссылкой на положения пункта 5 статьи 10 ГК РФ, не принимается во внимание судебной коллегии ввиду того, что нормы гражданского права не применяются к правоотношениям, регулируемым публичным правом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным. Оснований для переоценки выводов арбитражного суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 09.07.2020 по делу № А16-3819/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Прометей» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 04.08.2020 № 49, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |