ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4429/10 от 07.10.2011 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  № 06АП-4429/2010

14 октября 2011 года г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 года

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Гричановской Е.В.,

судей:   Михайловой А.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

в отсутствие сторон

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу   Управления записи актов гражданского состояния Амурской области 

на   решение от 05.08.2010

по   делу № А04-2679/2010

Арбитражного суда   Амурской области

дело рассматривал   судья Чумаков П.А.

по заявлению   Управления записи актов гражданского состояния Амурской области (управление ЗАГС)

к   Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области

о   признании недействительным представления

третье лицо:   Министерство финансов Амурской области

Управление записи актов гражданского состояния Амурской области (далее - Управление ЗАГС Амурской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4 раздела II представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее – ТУ Росфиннадзор в Амурской области) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 18.05.2010 №23-04-17/1229.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что не является федеральным государственным органом или его территориальным подразделением, в связи с чем, начисление и выплата районного коэффициента к заработной плате государственных гражданских служащих Управления в размере 1,3 осуществлялись в соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005 № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области». Выплата районного коэффициента за счет субвенции из федерального бюджета, по мнению заявителя, не является нарушением законодательства, так как субвенции из федерального бюджета образуют расходные обязательства бюджета субъекта РФ.

Определением суда от 12.07.2010 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области, поддержавшее позицию заявителя.

Решением от 05.08.2010 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением, Управление ЗАГС Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом неверно применены нормы материального права. Считает, что оплата труда государственных служащих Управления ЗАГС Амурской области, осуществляющих полномочия Российской Федерации, произведена в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством субъекту РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции участвующие в деле лица участие не принимали. Управление ЗАГС Амурской области и ТУ Росфиннадзор в Амурской области заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменный отзыв на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что в период с 26.04.2010 по 11.05.2010 на основании приказа руководителя ТУ Росфиннадзор в Амурской области от 23.04.2010 №156 и удостоверения №156 и в соответствии с поручением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 21.01.2010 № 43-01-02-25/183 проведена проверка использования субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в управлении ЗАГС Амурской области за 2009 год.

Результаты проверки отражены в акте от 11.05.2010, в котором зафиксированы выявленные нарушения, в том числе:

- начисление и выплата за счет средств (субвенций), полученных из федерального бюджета, ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим и работникам, осуществляющим хозяйственное и техническое обслуживание управления, сверх размеров, установленных федеральным законодательством, с учетом ЕСН, в сумме 4 793 002 рубля;

- выплаты районного коэффициента к заработной плате за счет средств федерального бюджета сверх размеров, установленных федеральным законодательством, с учетом ЕСН, в сумме 3 509 162 рубля;

- выплаты за счет средств федерального бюджета отпускных работникам управления в связи с выплатой повышенного районного коэффициента, с учетом ЕСН, в сумме 398 297 рублей;

- начисление процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока в результате неправомерных выплат ежемесячного денежного поощрения работникам Управления, с учетом ЕСН, в сумме 1 521 995 рублей.

В результате чего, ТУ Росфиннадзор в Амурской области вынес в адрес Управления ЗАГС Амурской области представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 18.05.2010 № 23-04-17/1229, обязав принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета, не являющихся нецелевым использованием, сообщить об исполнении представления не позднее 30 дней с даты получения представления.

Не согласившись с данным представлением, Управление ЗАГС Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячное денежное поощрение государственным гражданским служащим Управления ЗАГС Амурской области, установленное законодательством субъекта РФ, является расходными обязательствами последнего и должны производиться за счет средств бюджета данного субъекта РФ, а не за счет субвенции из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решения и действия могут быть признаны недействительным (незаконными) при одновременном наличии двух условий: его несоответствии закону или иному правовому акту и нарушении указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Проверяя законность начисления и выплаты за счет средств (субвенций), полученных из федерального бюджета, ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим и работникам, осуществляющим хозяйственное и техническое обслуживание управления, сверх размеров, установленных федеральным законодательством, в сумме 4 793 002 рублей, апелляционный суд руководствуется следующим.

Согласно положениям пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных гражданских служащих» предусмотрено ежемесячное денежное поощрение (в расчете на год) в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти предусмотрено в размере 12 должностных окладов, то есть ежемесячно по одному окладу (подпункт «в» пункта 8 Указа).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 261-03 «О государственной гражданской службе Амурской области» государственным гражданским служащим Амурской области установлена дополнительная выплата в виде ежемесячного денежного поощрения - дифференцировано в размере от двух до четырех должностных окладов (определяется представителем нанимателя).

Пунктом 18 настоящего Закона установлено, что финансирование расходов на оплату труда гражданских служащих осуществляется за счёт средств областного бюджета.

В силу пункта 2 Постановления Главы Администрации Амурской области от 25.12.2002 «Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации области» при утверждении фондов оплаты труда для работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности администрации области, сверх суммы средств, направленных на выплату должностных окладов, предусмотрена выплата (в расчете на год) ежемесячного денежного поощрения в размере 18 должностных окладов, то есть ежемесячно по 1,5 должностных окладов.

В ходе проверки ТУ Росфиннадзором в Амурской области установлено и отражено в приложениях №№ 3, 3а-3д к акту от 11.05.2010 государственным гражданским служащим Управления ЗАГС в 2009 году выплачивалось ежемесячное денежное поощрение в размере от 2-х до 3-х должностных окладов, а работникам, занимающим должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы области в размере 1,5 должностного оклада за счет средств федерального бюджета.

В нарушение указанных выше законоположений ежемесячное денежное поощрение государственным гражданским служащим Управления ЗАГС Амурской области, установленное законодательством субъекта РФ и являющееся расходными обязательствами последнего произведены не за счет средств бюджета данного субъекта РФ, а незаконно за счет средств федерального бюджета.

Выплаты районного коэффициента к заработной плате за счет средств федерального бюджета сверх размеров, установленных федеральным законодательством, в сумме 3 509 162 рубля также необоснованны в связи со следующим.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ размер и выплаты районного коэффициента к заработной плате устанавливаются федеральным законодательством. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как правильно указал суд первой инстанции до настоящего времени федеральный закон, регулирующий выплату районного коэффициента, не принят, следовательно, в силу части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ, продолжают применяться ранее принятые законодательные акты, в части не противоречащей Кодексу.

До настоящего времени действует размер районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, установленный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28, в соответствии с которым размер районного коэффициента к заработной плате в Амурской области установлен 1,2.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлены районные коэффициенты в размере 1,3 только для Тындинского, Зейского и Селемджинского районов, в остальных районах Амурской области районный коэффициент установлен в размере 1,2.

Законом Амурской области от 11.04.2005 № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» размеры районных коэффициентов к заработной плате работников, организаций, финансируемых из областного бюджета, установлены от 1,3 до 1,7.

Согласно статье 3 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 471-ОЗ, гарантии и компенсации, установленные данным Законом, являются расходными обязательствами областного бюджета.

Следовательно, выплата Управлением ЗАГС Амурской области заработной платы, выплачиваемой за счет субвенций из федерального бюджета, с применением районного коэффициента в размере превышающим 1,2, неправомерно.

С учетом изложенного, Управление ЗАГС Амурской области в 2009 году неправомерно использовало средства субвенций из федерального бюджета на выплату районного коэффициента в повышенном размере, а также ежемесячное денежное поощрение, установленное законодательством субъекта РФ.

Поскольку выплата указанных дополнительных компенсационных выплат неправомерна, выплата за счет средств федерального бюджета отпускных работникам управления в сумме 398 297 рублей и начисление процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока в сумме 1 521 995 рублей также противоречат выше перечисленным федеральным нормативным правовым актам.

В связи с тем, что доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, апелляционная жалоба отклоняется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд


П О С Т А Н О В И Л:


  решение Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2010 по  делу № А04-2679/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.


Председательствующий Е.В.Гричановская

 Судьи А.И.Михайлова


Е.А. Швец