1137/2023-36166(3)
Шестой арбитражный апе
лляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4448/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2023 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.А.,
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченностью ответственностью «Беркут»: ФИО1 по доверенности от 24.04.2023, ФИО2 по доверенности от 30.10.2023;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: ФИО3 по доверенности от 23.01.2023 № 26;
от администрации города Хабаровска: ФИО4 по доверенности от 12.10.2022
№ 1.1.29-168;
от Министерства промышленности и торговли Правительства Хабаровского края:
ФИО5 по доверенности от 19.01.2023 № 07.1-57-2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2023 по делу № А73-4540/2023
по заявлению общества с ограниченностью ответственностью «Беркут»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным распоряжения от 21.02.2023 № 196-р
третьи лица администрация города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство промышленности и торговли Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Беркут» (далее - ООО «Беркут») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Главное управление) о признании недействительным распоряжения от 21.02.2023 № 196-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Хабаровска (далее – администрация города), Министерство промышленности и торговли Правительства Хабаровского края (далее – министерство).
Решением суда от 27.06.2023 заявленное требование удовлетворено. Суд обязал Главное управление повторно рассмотреть заявление ООО «Беркут» от 24.01.2023 о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы, ссылаясь на План организации розничных рынков на территории Хабаровского края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2007 № 99-пр «Об организации деятельности розничных рынков на территории Хабаровского края», настаивает, что розничный рынок, расположенный по адресу
<...>, включенный в указанный план, не прекратил свою деятельность с 01.01.2023 в связи с истечением срока действия разрешения на организацию розничного рынка, поскольку статус территории, как территории, предназначенной для организации розничных рынков, определяется не разрешением, получаемым юридическим лицом, а включением такой территории в План организации розничных рынков. По информации Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) по юридическому адресу <...> расположен крытый рынок с кадастровым номером 27:23:0030113:1218.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Беркут» выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило оставить в силе судебный акт.
Министерство дало пояснения в отзыве на апелляционную жалобу относительно обстоятельств дела.
Администрация города не представила отзыва на апелляционную жалобу.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 30.10.2023 произведена замена судьи Вертопраховой Е.В. на судью Сапрыкину Е.И., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе представители Главного управления, ООО «Беркут», Министерства и администрации поддерживали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.01.2023 ООО «Беркут» обратилось в Главное управление с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Местом нахождения объекта осуществления лицензируемого вида деятельности заявлено: <...>, литер А, 1 этаж, кадастровый номер: 27:23:0030113:1218.
С целью проверки данных заявления и соответствия лицензиата при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции лицензионным требованиям Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), Главным управлением на основании распоряжений от 25.01.2023 № 61-р и от 07.02.2023 № 127-р проведена оценка ООО «Беркут».
По результатам проверки, оформленных актом оценки от 30.01.2023 № 28 и актом выездной оценки от 15.02.2023 № 73, установлено, что объект расположен в местах, на которые распространяются ограничения (запрет) розничной продажи алкогольной продукции, установленные пунктом 2 статьи 16 Закона № 171- ФЗ.
Распоряжением от 21.02.2023 № 196-р обществу отказано в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в связи с несоответствием требованиям, установленным подпунктом 1 части 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, а именно подпунктом 3 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, поскольку объект проверки, в котором предполагается розничная продажа алкогольной продукции, расположен в здании «Центрального рынка».
Не согласившись с распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия решения закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пунктов 1, 2 и 10 статьи 18 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию; лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные), вагонах- ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте (пункт 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 3.2-2 статьи 19 Закона № 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона и соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями, в том числе статьями 16, 19 указанного Закона.
При этом подпунктом 3 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи на оптовых и розничных рынках.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 271-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона № 271-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона № 271-ФЗ под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места (пункт 2); универсальный рынок - розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их
общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли (пункт 3).
В части 1 статьи 4 Закона № 271-ФЗ указано, что рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
В силу части 3 статьи 4 Закона № 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, при оценке законности принятия лицензирующим органом оспариваемого распоряжения об отказе в выдаче лицензии на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией надлежит установить, соответствует ли объект недвижимого имущества (здания), в котором находится арендуемое обществом помещение, понятию розничного рынка, предусмотренному пунктами 2, 3 статьи 3 Закона № 271-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 271-ФЗ разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования; юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (часть 4 статьи 8 Закона).
Согласно постановлению мэра города Хабаровска от 04.06.2007 № 845 «Об организации работы по выдаче разрешений на право организации розничных рынков на территории городского округа «Город Хабаровск»» уполномоченным органом по выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории городского округа «Город Хабаровск» (переоформление, приостановление, возобновление, продление срока действия разрешения, аннулирование разрешения) является администрация города Хабаровска в лице управления торговли, питания и бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2007 № 99-пр «Об организации деятельности розничных рынков на территории Хабаровского края» (далее – постановление Правительства № 99-пр) утвержден План организации розничных рынков на территории Хабаровского края, согласно пункту 1.1 которого (в редакции на момент вынесения оспариваемого решения) на территории городского округа «<...> располагался универсальный «Центральный продовольственный рынок».
Между ООО «Беркут» (клиент) и ООО «Центральный продовольственный рынок» (исполнитель) заключен договор о предоставлении торгового места и оказания административно – хозяйственных услуг от 25.12.2019 № 7035.
Согласно пункту 1.1 договора обществу представлено во временное пользование торговое место за № 7035 (с торговым залом) общей площадью 229,3 кв.м. (торговая площадь 173,49 кв.м. подсобное помещение 55,81 кв.м.) для осуществления деятельности по организации общественного питания.
Торговое место, в состав которого входят нежилые помещения, находится на 1 этаже здания «Крытый рынок», литер А (кадастровый номер: 27:23:0030113:1218) по адресу
<...>.
Из кадастровой выписки об объекте недвижимого имущества и выписки из ЕГРН следует, что арендуемое обществом торговое место принадлежит ООО «Центральный продовольственный рынок» на праве собственности с наименованием «Крытый рынок».
Указанные сведения отражены в постановлении администрации г. Хабаровска от 13.12.2016 № 4463 «О выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории городского округа «город Хабаровск» в редакции постановления от 13.12.2021
№ 4732.
Вместе с тем, согласно письму администрации города от 16.02.2023 № 15.1-11/2019 срок действия разрешения на организацию розничного рынка по ул. Льва Толстого, д.19 в
г. Хабаровске, выданное ООО «Центральный продовольственный рынок», истек 01.01.2023.
В письме администрации города от 16.02.2023 № 1130 указано, что в реестре розничных рынков по состоянию на 01.02.2023 не значится универсальный рынок, расположенный по адресу <...>, в части здания «крытый рынок» (на первом этаже, литер А-А4).
Постановлением Правительства № 99-пр Министерство промышленности и торговли Хабаровского края определено исполнительным органом Хабаровского края, уполномоченным на формирование и ведение реестра розничных рынков, расположенных на территории Хабаровского края.
Согласно актуализированной на сайте министерства (https://minprom.khabkrai.ru) информации в соответствии с поступившим письмом администрации от 21.02.2023
№ 1.1.37-34 «О направлении реестра розничных рынков», по состоянию на 22.02.2023 розничный рынок по адресу <...> отсутствует.
При установленных обстоятельствах, поскольку на момент подачи (24.01.2023)
ООО «Беркут» заявления на выдачу лицензии статус розничного рынка на торговом объекте по адресу <...> литер А пом. 1(14,15) отсутствовал, вывод лицензирующего органа о расположении объекта проверки в месте, на которое
распространяется ограничение (запрет) розничной продажи алкогольной продукции, установленное пунктом 2 статьи 16 Закона № 171-Ф, следует признать ошибочным.
Следовательно, отказ лицензирующего органа в выдаче обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по основанию расположения объекта на территории хозяйствующего субъекта, формально подпадающего под определение розничного рынка, у которого отсутствует разрешение органа местного самоуправления на организацию розничного рынка, является нарушением указанного Федерального закона.
Довод жалобы о том, что спорный объект не прекратил своей деятельности с 01.01.2023 в связи с истечением срока действия разрешения на организацию розничного рынка, поскольку статус объекта, как территории, предназначенной для организации розничных рынков, определяется не получаемым юридическим лицом разрешением, а включением такой территории в План организации розничных рынков, судом апелляционной инстанции отклоняется как ошибочный и опровергаемый вышеуказанными доказательствами по делу.
В силу части 1 статьи 5 Закона № 271-ФЗ выдача органом местного самоуправления разрешения на право организации юридическим лицом розничного рынка носит заявительный характер.
Материалы дела не содержат фактов, на основании которых можно было сделать вывод о незаконной организации розничного рынка без соответствующего разрешения на объекте, расположенном по ул. Льва Толстого, д. 19 в г. Хабаровске, в части здания «крытый рынок».
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2023 № 387-пр «О внесении изменений в План организации розничных рынков на территории Хабаровского края от 16.05.2007 № 99-пр «Об организации деятельности розничных рынков на территории Хабаровского края», подпункт 1.1 Плана признан утратившим силу.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и
действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Главное управление не отрицает, что на момент принятия оспариваемого решения располагало сведениями об истечении с 01.01.2023 срока действия разрешения на организацию розничного рынка по адресу <...>, выданное ООО «Центральный продовольственный рынок».
Необоснованный отказ в выдаче соответствующей лицензии повлек нарушение прав и законных интересов заявителя по делу.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 АПК РФ.
При этом примененная судом восстановительная мера соответствует установленным процессуальным законом критериям, том числе обеспечивает восстановление права, нарушенного оспариваемым актом, обусловлена существом спора.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда, вынесенного с учетом конкретных фактических обстоятельств и доказательств по настоящему делу.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2023 по делу
№ А73-4540/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья И.А. Мильчина
Судьи Е.И. Сапрыкина
Е.А. Швец