Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-452/2015
29 апреля 2015 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен апреля 2015 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа: ФИО1, представителя по доверенности от 02.04.2015 № 6 (сроком на 12 мес.); ФИО2, представителя по доверенности от 02.04.2015 № 5 (сроком на 12 мес.);
от Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа: представитель не явился;
от закрытого акционерного общества «Северо-Тихоокеанская угольная компания»: представитель не явился;
от закрытого акционерного общества «Чукотская торговая компания»: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа
на решение от 19.12.2014
по делу № А80-194/2014
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Бруевым Д.В.
по заявлению семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании ненормативного правового акта недействительным и обязании совершить определенные действия
третьи лица: закрытое акционерное общество «Чукотская торговая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), закрытое акционерное общество «Северо–Тихоокеанская угольная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
УСТАНОВИЛ:
семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее – община, община «Алтар», заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным постановления и.о. главы Администрации Анадырского муниципального района от 12.11.2013 № 493 «Об отмене некоторых постановлений Главы администрации Беринговского района» (далее – постановление Администрации № 493) и обязании администрацию Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее – администрация) согласовать с общиной границы земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52, с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество «Чукотская торговая компания» (далее – ЗАО «ЧТК»), закрытое акционерное общество «Северо–Тихоокеанская угольная компания», общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь» (далее – ООО «Берингтрансуголь»).
Решением от 19.12.2014 в удовлетворении заявленных общиной «Алтар» требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, община обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования общины «Алтар» удовлетворить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения статей 45, 53, 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 5, 48, 49 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 «О животном мире», статью 7 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», утверждает о том, что: администрация при вынесении оспариваемого постановления, превысила свои полномочия и прекратила права пользования земельным участком общины; суд первой инстанции незаконно принял доводы администрации (вопреки срокам исковой давности) о том, что на момент издания отмененных постановлений требовался совместно с администрацией определенный порядок их использования, сами по себе они права постоянного использования не породили; часть 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ противоречит статьям 45, 54, 64 ЗК РФ; суд проигнорировал тот факт, что община считается созданной с момента принятия решения об организации общины малочисленных народов, одни и те же лица явились учредителями, как ассоциации «Надежда», так и общины; администрация незаконно заключила договоры аренды с ЗАО «ЧТК», ЗАО «Северо-тихоокеанская угольная компания», ООО «Берингтрансуголь»; суд не проверил заявление общины на соответствие Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ; общину никто, никогда не извещал о принудительном прекращении права на пользование земельным участком, равно как и община никогда не отказывалась от такого права; решением Беринговского районного суда Чукотского автономного округа от 18.04.2012 по делу № 2-5/2012 установлен факт того, что община является законным пользователем земельного участка.
ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания» в своем отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
До судебного заседания от ООО «Берингтрансуголь» и ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания» поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц.
Представители ООО «Берингтрасуголь», ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания», Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа и ЗАО «ЧТК», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей ООО «Берингтрасуголь», ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания», Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа и ЗАО «ЧТК».
Представители общины «Алтар» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, дав по ним пояснения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы до 15.04.2015 до 15 час. 55 мин. и до 22.04.2015 13 час. 50 мин.
После перерыва 22.04.2015 судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей лиц, участвующие в деле.
Заслушав представителей общины, изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, постановлением Главы администрации Беринговского района от 12.08.1992 № 306 «О создании родовых угодий в Беринговском районе» (далее – Постановление администрации № 306) на основании решения Малого Совета народных депутатов Чукотского автономного округа, поступивших от группы коренных жителей документов закреплен и передан в постоянное пользование земельный участок общей площадью 7616 га в районе лагуны Амаам (Эмээм) для создания родовых угодий группе коренных жителей, объединившихся в ассоциацию «Надежда». Этим же постановлением разрешено на выделенных землях ведение охотничьего и рыбного промыслов по договорам с совхозом и на лицензионной основе; Беринговскому райкомзему постановлено выдать свидетельство на право пользования землёй и зарегистрировать землепользователя в земельно-кадастровой книге района.
Постановлением Главы администрации Беринговского района от 24.01.1994 № 12 «О закреплении за общиной коренных жителей Чукотки Беринговского района «Алтар» родовых угодий» (далее – Постановление администрации № 12) на основании постановления администрации № 306 для группы коренных жителей Чукотки, объединившихся в ассоциацию «Надежда», в дальнейшем именуемой родовая община «Алтар», свидетельства о праве собственности на землю от 02.09.1992 № 20 за родовой общиной «Алтар» закреплен и передан в постоянное пользование с правом наследования земельный участок общей площадью 7 616 га согласно Указа Президента Российской Федерации от 22.04.1992 № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» согласно прилагаемой выкопировке. Данным постановлением районному внутренних дел предписано выдать разрешение на изготовление печати и других реквизитов согласно Устава родовой общины коренных жителей Беринговского района «Алтар».
Постановлением Администрации Анадырского муниципального района от 12.11.2013 № 493 «Об отмене некоторых постановлений Главы администрации Беринговского района» за подписью и.о. Главы администрации, со ссылкой на положения статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьи 2 Закона Чукотского автономного округа от 30.05.2008 № 41-ОЗ, в соответствии с рекомендациями рабочего совещания Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством, отменены постановление администрации Беринговского района от 12.08.1992 № 306 «О создании родовых угодий в Беринговском районе» и постановление администрации Беринговского района от 24.01.1994 № 12 «О закреплении за общиной коренных жителей Чукотки Беринговского района «Алтар» родовых угодий».
Не согласившись с вынесенным Постановлением Администрации № 493, община обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая оспариваемое постановление № 493 Администрация Анадырского муниципального района руководствовалась статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом - часть 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Вместе с тем, кроме ссылки на данную норму Федерального закона № 131-ФЗ и статью 2 Закона ЧАО от 30.05.2008 № 41-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Анадырский муниципальный район и Бениговский муниципальный район и о внесении изменений в отдельные законодательные акты ЧАО», оспариваемое постановление Администрации № 493 правового обоснования для отмены постановления администрации № 306, и постановления администрации № 12, не содержит (рекомендации рабочего совещания Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЧАО не могут являться основанием для такой отмены постановлений, т. К не относятся к действующему законодательству).
Напротив, в постановлении администрации № 12 содержится правовое основание передачи земельного участка родовой общине «Алтар», данный участок передается общине в постоянное пользование с правом наследования согласно Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» от 22.04.1992 № 397 (далее – Указ Президента РФ № 397).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ № 397 в целях обеспечения законных прав и интересов малочисленных народов Севера, сохранения и развития традиционных форм их хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям, а также создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в районах промышленного освоения Севера постановлено Советам Министров республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей и автономных округов, в которых проживают малочисленные народы Севера, совместно с региональными ассоциациями малочисленных народов Севера передавать бесплатно в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду родовым общинам и семьям из числа малочисленных народов Севера, связанным с традиционными отраслями и промыслами, оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и другие угодья для комплексного использования (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и других).
В редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250 данный пункт Указа Президента РФ № 397 обязывает совет Министров республик в составе РФ, органы исполнительной власти краев, областей и автономный округов, в которых проживают малочисленные народы Севера, совместно с региональными ассоциациями малочисленных народов Севера: определить в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием; предоставить преимущественное право заключение договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов родовым общинам, семьям, отдельным представителям малочисленных народов Севера в местах их традиционного природопользования; определить границы территорий для традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера с целью обеспечения неистощительного природопользования.
Оспариваемое постановление Администрации № 493, отменившее постановление администрации № 306 и постановление администрации № 12, должно соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что Администрация Анадырского муниципального района, принимая оспариваемое постановление, не обосновала правомерность и необходимость отмены правовых актов (постановлений администрации № 306 и № 12), не указала на несоответствие его содержания нормам права, равно как и не представила достаточных доказательств обоснованности отмены названных выше постановлений в порядке самоконтроля.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общины, пришел к выводам о том, что: 1) права на рассматриваемый земельный участок общиной не оформлены, следовательно, и права на этот земельный участок у нее не возникли (из представленных доказательств: свидетельства о государственной регистрации; карты поставки на налоговый учет и включения в государственный реестр предприятий; учредительного договора, устава, выписке из ЕГРЮЛ, не следует о том, что община образовалась в результате преобразования ассоциации «Надежда», не ни передаточного акта, ни разделительного баланса; государственный акт, свидетельство, удостоверяющие права на земельный участок ни ассоциацией «Надежда» ни заявителем не оформлялись); 2) на момент отмены постановлений администрации (№ 306 от 12.08.1992, от 24.01.1994 № 12) они фактически не исполнены, права на земельный участок не оформлены; 3) спорный земельный участок занимают другие юридические лица.
Между тем арбитражный суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку: на то, что община «Алтар» образовалась в результате преобразования ассоциации «Надежда» прямо следует из постановления администрации № 12 (первый абзац); свидетельство № 20 от 02.09.1992 о праве собственности на землю рассматриваемого земельного участка получено ФИО3 – главой хозяйства ассоциации «Надежда», в дальнейшем именуемой общиной «Алтар» (л.д. 34, 35, 41 том 1), данное свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы, однако иного свидетельства о праве собственности на землю в материалах дела нет, как нет и доказательств выполнения Беринговским райкомземом обязанности выдать ассоциации «Надежда» свидетельства на право пользования землей и зарегистрировать землепользователя в земельно-кадастровой книге района, как это предписано п. 4 постановления администрации № 306, таким образом необоснованно ставить в вину заявителю жалобы фактическое неисполнение постановлений администрации № 306 и № 12 (где также содержится предписание совершить определенные действия Районному отделу внутренних дел, а не общине «Алтар); занятие спорного земельного участка другими юридическими лицами также не может являться правовым основанием для принятия постановления администрации № 493 об отмене постановлений администрации № 12, № 306 и лишения общины права пользования земельным участком, изначально предоставленным ей в соответствии с Указом Президента РФ № 397.
Поскольку в постановлении администрации № 493 не обоснована необходимость и правомерность отмены постановлений администрации № 306 и № 12, не указано несоответствий их содержания нормам права, не указано доказательств обоснованности отмены данных постановлений, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым признать такое постановление недействительным как несоответствующим Федеральному закону № 131-ФЗ, с обязанием администрации в порядке положений статьи 201 АПК РФ повторно рассмотреть обращение Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа о согласовании местоположения границы земельного участка, кадастровый номер № 87:09:010002:52, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По указанным основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта.
При разрешении вопроса о распределении государственной пошлины, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым: возвратить общине из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. как излишне уплаченную по платежному поручению № 1 от 10.02.2015 и взыскать с администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа в пользу общины государственную пошлину в сумме 2000 руб. за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, в сумме 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы, на основании статей 102, 104, 110 АПК РФ и статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19 декабря 2014 года по делу № А80-194/2014 отменить.
Признать недействительным как несоответствующее положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановление администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа от 12.11.2013 № 493.
Обязать администрацию Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа повторно рассмотреть обращение Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа о согласовании местоположения границы земельного участка, кадастровый номер № 87:09:010002:52, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Возвратить Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. как излишне уплаченную по платежному поручению № 1 от 10.02.2015.
Взыскать с администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа в пользу Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа государственную пошлину в сумме 2000 руб. за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, в сумме 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.Г. Харьковская |