ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4577/20 от 20.10.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

1110/2020-31876(2)

Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 06АП-4577/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года. 

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2020 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Сапрыкиной Е.И. 

судей  Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола  секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Правоурмийское»:  ФИО1; 

от Главного управления регионального государственного контроля и  лицензирования Правительства Хабаровского края: не явились; 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с  ограниченной ответственностью «Правоурмийское» 

на решение от 30.07.2020 по делу № А73-3973/2020  Арбитражного суда Хабаровского края 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Правоурмийское»  к Главному управлению регионального государственного контроля и  лицензирования Правительства Хабаровского края 

о признании незаконным решения


УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Правоурмийское» (далее –  ООО «Правоурмийское», общество) обратилось в Арбитражный суд  Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Главного  управления регионального государственного контроля и лицензирования  Правительства Хабаровского края (далее – управление) от 18.02.2020 № 06-21- 3561 «Об отказе во включении участков недр в Перечень участков недр  местного значения Хабаровского края» и обязании Управления повторно  рассмотреть заявление ООО «Правоурмийское» о включении в перечень  участков недр местного значения притрассовые карьеры, расположенные в  полосе отвода автомобильной дороги п. Сулук – Правоурмийское  месторождение в Верхнебуреинском районе Хабаровского края. 

Решением суда от 30.07.2020 в удовлетворении заявленного требования  отказано по мотиву законности оспариваемого ненормативного акта. 

 Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Правоурмийское»  обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой  просило его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств  спора, а также неправильного применения норм материального права,  регулирующих спорные отношения. 

По мнению апеллянта, наличие права пользования в виде аренды  третьими лицами лесных участков не может препятствовать многоцелевому  использованию лесных участков. Кроме того полагает, что к спорным  отношениям можно применить Постановление Правительства РФ от 15.06.2012   № 687. 

Данная позиция поддержана в суде второй инстанции представителем  общества. 

Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, участия в  судебном разбирательстве не принимало. 


Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с  учетом пояснений представителя апеллянта, суд второй инстанции приходит  к следующему. 

Как видно из материалов дела, согласно данным Единого  государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности  ООО «Правоурмийское» является добыча и обогащение оловянной руды, и на  основании лицензии ХАБ 14585 ТЭ оно использует горный отвод  месторождения «Правоурмийское». 

Для проведения работ, связанных с недропользованием и достижения  необходимого объема добычи, общество приступило к реализации проекта по  развитию транспортной инфраструктуры (транспортной доступности), в связи с  чем разработана проектная документация на строительство автомобильной  технологической дороги п. Сулук – Правоурмийский ГОП. 

В рамках подготовки к строительству технологической дороги, общество  обратилось в Главное управление регионального государственного контроля и  лицензирования Правительства Хабаровского края с заявлением о включении в  перечень участков недр местного значения (далее - Перечень) притрассовых  карьеров, расположенных в полосе указанной выше автомобильной дороги:  участок недр «Урмийский - 1», расположенный на землях лесного фонда в  квартале № 269 Верхне-Амгуньского участкового лесничества Баджальского  лесничества; участок недр «Урмийский - 2», расположенный на землях лесного  фонда в квартале № 289 Верхне-Амгуньского участкового лесничества  Баджальского лесничества; участок недр «Урмийский-3», расположенный на  землях лесного фонда в квартале 327 Верхне-Амгуньского участкового  лесничества Баджальского лесничества; участок недр «Урмийский-4»,  расположенный на землях лесного фонда в квартале Верхне-Амгуньского  участкового лесничества Баджальского лесничества; участок недр «Урмийский  -5», расположенный на землях лесного фонда в квартале № 338 Верхне- Амгуньского участкового лесничества Баджальского лесничества; участок недр  «Урмийский-6», расположенный на землях лесного фонда в квартале № 389 


Верхне-Амгуньского участкового лесничества Баджальского лесничества;  участок недр «Урмийский-7», расположенный на землях лесного фонда в  квартале № 401 Верхне-Амгуньского участкового лесничества Баджальского  лесничества; участок недр «Урмийский-8», расположенный на землях лесного  фонда в квартале № 425 Верхне-Амгуньского участкового лесничества  Баджальского лесничества; участок недр «Урмийский-9», расположенный на  землях лесного фонда в квартале № 504 Верхне-Амгуньского участкового  лесничества Баджальского лесничества; участок недр «Урмийский-10»,  расположенный на землях лесного фонда в квартале № 536 Верхне- Амгуньского участкового лесничества Баджальского лесничества; участок недр  «Урмийский-11», расположенный на землях лесного фонда в квартале № 571  Верхне-Амгуньского участкового лесничества Баджальского лесничества;  участок недр «Урмийский - 12», расположенный на землях лесного фонда в  квартале № 572 Верхне-Амгуньского участкового лесничества Баджальского  лесничества; участок недр «Урмийский-13», расположенный на землях лесного  фонда в квартале № 488, 501 Верхне-Амгуньского участкового лесничества  Баджальского лесничества. 

При рассмотрении обращения управлением установлено, что участки  недр «Урмийский-1», «Урмийский-12», «Урмийский-13» располагаются в  непосредственной близости к лесному участку, переданному в аренду  обществу; участки «Урмийский-2», «Урмийский-3», «Урмийский-5»,  «Урмийский-6», «Урмийский-7», «Урмийский-8» располагаются на землях  лесного фонда, находящихся в обременении ОАО «Баджальский ЛПХ-2» по  договору аренды лесного участка от 27.12.2011 № 0097/0098/2011; участки  «Урмийский-9», «Урмийский-10», «Урмийский-11» располагаются на землях  лесного фонда, находящихся в обременении ООО «Сулук» по договору аренды  лесного участка от 07.10.2008 № 0052/2008. Это подтверждено письмом  Управления лесами Хабаровского края от 05.09.2019 № 02-23-13094. 

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Главного  управления регионального государственного контроля и лицензирования 


Правительства Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной  сети «Интернет», участки недр «Урмийский-1», «Урмийский-12», «Урмийский13» включены в Перечень участков недр местного значения (пункты № 326,  327, 328). 

В отношении включения участков недр «Урмийский-2», «Урмийский-3»,  «Урмийский-5», «Урмийский-6», «Урмийский-7», «Урмийский-8»,  «Урмийский-9», «Урмийский-10», «Урмийский-11» обществу решением  управления от 18.02.2020 № 06-21-3561 отказано по причине наличия  обременений земельных участков, на которых находятся участки недр, правами  третьих лиц в виде аренды земельных участков. 

Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права  общества, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием. 

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух  условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту  и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов  гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной  экономической деятельности. 

Отказывая в заявленном требовании, суд первой инстанции пришел к  выводу об отсутствии совокупности этих условий. 


Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие  с данным выводом. 

Отношения, возникающие в области геологического изучения,  использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации  от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), обеспечивающим  защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав  пользователей недр. 

Согласно части 1 статьи 1 данного Закона законодательство Российской  Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и  состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других  федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и  иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 

Статьей 2.3 Закона определено, что к участкам недр местного значения  относятся: 1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные  ископаемые; 2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации  подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с  добычей полезных ископаемых; 3) участки недр, содержащие подземные воды,  которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых  составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей  питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих  некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих  товариществ. 

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в  отношении указанных в пункте 1 части первой названной статьи Закона  участков недр местного значения осуществляется органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным  органом управления государственным фондом недр или его территориальными  органами (часть 2 статьи 2.3). 


Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр  местного значения или отказа в согласовании указанных перечней  устанавливается федеральным органом управления государственным фондом  недр (часть 3 статьи 2.3 Закона). 

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное  право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с  предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием  недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия  пользователя недр, которому он предоставлен (абзац четвертый статьи 7  Закона). 

В то же время, по смыслу статьи 7 Закона о недрах, пользователь,  получивший горный отвод, имеет право осуществлять в его границах  пользование только недрами. Исключительного права на пользование  земельным участком, под которым расположены недра, действующим  законодательством не предусмотрено. 

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков,  регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом  Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом  Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК  РФ). 

Статьей 3 ЗК РФ установлено, что к отношениям по использованию и  охране недр применяются законодательство о недрах, специальные  федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанной отрасли  законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы  земельным законодательством. 

Из материалов дела видно, что отказ управления о включении спорных  участков недр в Перечень участков недр местного значения мотивирован  необходимостью соблюдения баланса интересов как пользователя недрами, так  и арендаторов земельных участков, в границах которых расположены спорные  участки недр. 


Так, материалами дела подтверждается, что земельные участки, в  границах которых расположены спорные участки недр, находятся в  долгосрочной аренде у третьих лиц: 

- по договору № 0097/0098/2011 аренды лесных участков от 27.12.2011,  заключенному между Правительством Хабаровского края и ОАО «Баджальский  ЛПХ-2», лесные участки общей площадью 306262,4329 га, находящиеся в  федеральной государственной собственности, в границах которых  расположены участки недр «Урмийский-2», «Урмийский-3», «Урмийский-5»,  «Урмийский-6», «Урмийский-7», «Урмийский-8» (участок 1), находятся в  пользовании ОАО «Баджальский ЛПХ-2» до 01.01.2046; 

- по договору № 0052/2008 аренды лесного участка от 07.10.2008,  заключенному между Правительством Хабаровского края и ООО «Сулук»,  лесной участок общей площадью 56516 га, находящийся в федеральной  собственности, в границах которого расположены участки недр «ФИО2», «Урмийский-10», «Урмийский-11», находится в пользовании ООО «Сулук»  до 29.05.2040. 

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции  соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что управлением  обоснованно отказано обществу во включении в Перечень участков недр  местного значения Хабаровского края истребованных участков по причине  наличия обременений земельных участков, в границах которых находятся  участки недр, правами третьих лиц в виде аренды земельных участков. 

Кроме того, судом принято во внимание, что обществу указано на  возможность включения данных участков недр в Перечень после решения  вопроса о согласовании с арендаторами.. 

Ссылка апеллянта на то, что при согласовании арендаторы земельных  участков допускают недобросовестное поведение, не принимается во внимание  апелляционной коллегии, как не влияющая на правомерность оспариваемого  отказа уполномоченного органа. 


Доводы общества о нарушении управлением порядка подготовки и  согласования с территориальным органом Федерального агентства по  недропользованию проекта перечня участков недр местного значения  проверены арбитражным судом и правомерно отклонены. 

Согласно пункту 7.1 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов  государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере  регулирования отношений недропользования на своих территориях относится  подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по  согласованию с федеральным органом управления государственным фондом  недр или его территориальными органами. 

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012   № 687 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней  участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней  (далее – Порядок № 687). 

В указанном Порядке прописана процедура согласования с  территориальным органом Роснедра подготовленного органом государственной  власти субъектов Российской Федерации проекта перечня участков недр  местного значения. 

Согласно пункту 3 Порядка № 687 в перечень участков недр местного  значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации  включаются участки недр, расположенные на его территории. 

Подготовленный проект перечня участков недр местного значения  направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации  на согласование в территориальный орган Федерального агентства по  недропользованию (пункт 5 Порядка). 

В соответствии с пунктом 1.11 Положения о предоставлении права  пользования участками недр местного значения на территории Хабаровского  края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от  17.05.2005 № 54-пр, главное управление составляет перечень участков недр 


местного значения на территории Хабаровского края, содержащих  общераспространенные полезные ископаемые. 

Любое заинтересованное лицо вправе направить предложения о  рассмотрении возможности включения участков недр в Перечень в главное  управление. Такое предложение должно содержать сведения о намечаемых  видах пользования недрами и видах общераспространенных полезных  ископаемых, а также документы в соответствии с приложением 7 к Положению   № 54-пр. 

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, на  территории Хабаровского края проект перечня участков недр местного  значения разрабатывается и формируется Главным управлением регионального  государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского  края самостоятельно с учетом всех фактических обстоятельств, связанных с  каждым конкретным участком недр, и направляется на согласование в  Департамент по недропользованию по ДВФО. 

Из буквального толкования вышеприведенных норм не следует, что  управление обязано на основании любого обращения заинтересованного лица и  в отношении всех заявленных участков недр формировать соответствующий  проект Перечня для направления на согласование в территориальный орган  Федерального агентства по недропользованию. При наличии объективных  обстоятельств, оно вправе отказать заинтересованному лицу во включении  участка недр в Перечень, что не противоречит Положению № 54-пр. 

Ссылка апеллянта на пункт 8 Порядка № 687 не принимается во  внимание, поскольку данным пунктом предусмотрены основания отказа  территориального органа Федерального агентства по недропользованию в  согласовании перечня участков недр местного значения, проект которого уже  был подготовлен органом государственной власти субъекта РФ и направлен в  территориальный орган Роснедра на согласование. 

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого  судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. 


Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего  подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке  законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов  суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое  значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность  и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в  связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не влекущими  отмену либо изменение судебного акта. 

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной  инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии  со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех  доказательств по делу с правильным применением норм материального права. 

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся  безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не  установлено. 

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2020 по делу №  А73-3973/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий Е.И. Сапрыкина  Судьи Е.В. ФИО3 Швец