Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4598/2020
23 сентября 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 25.05.2020 № 01-1-24-2428;
от администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского района Хабаровского края: не явились;
от общества с ограниченной ответственностью «Комресурс»: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края
на определениеот 18.08.2020
по делу № А73-12548/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комресурс»
к администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского района Хабаровского края; администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края
об оспаривании соглашений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Комресурс» (далее-заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия должностных лиц органов местного самоуправления по заключению 29.01.2020 двух Соглашений по частичной организации водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, принятые исполнительными органами местного самоуправления - Администрацией городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и Администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края; о признании недействительными Соглашение от 29.01.2020 по частичной организации водоснабжения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, принятые исполнительными органами местного самоуправления - Администрацией городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и Администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и Соглашение от 29.01.2020 по частичной организации водоотведения в границах городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района, принятые исполнительными органами местного самоуправления - Администрацией городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и Администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Так же обществом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Определением от 18.08.2020 суд отказал обществу в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).
Не согласившись с судебным актом, Администрация Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть определения в части выводов суда первой инстанции о том, что оспариваемые Соглашения являются нормативно-правовыми актами.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации на доводах жалобы настаивала, просила изменить мотивировочную часть определения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, участие в заседании не принимали, возражений на жалобу не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя администрации, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое определение подлежит отмене в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, то есть в порядке оспаривания затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (обществом оспариваются действия должностных лиц по заключению Соглашений по частичной организации водоснабжения и водоотведения от 29.01.2020 и признании их недействительными).
Проанализировав оспариваемые Соглашения, приняв во внимание, что последние касаются неопределенного круга лиц, являются решениями уполномоченных органов государственной власти, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспоренные соглашения носят признаки нормативного правового акта.
Между тем указанный вывод суд апелляционной инстанции полагает ошибочным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными действий, если они полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты: и действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом Российской Федерации от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что арбитражные суды вправе рассматривать лишь те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дела об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены, в частности, полномочия организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Собранием Депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края были приняты решения от 29.08.2019 №№ 107, 108 «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоотведения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края», «О принятии администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части полномочий по организации водоснабжения на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края» соответственно.
Во исполнение принятых решений между Администрацией городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и Администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края были заключены оспариваемые Соглашения.
При этом, спорные Соглашения не содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, не устанавливают правовой режим конкретного объекта публичного права, не содержат типовые, примерные положения, содержащие правовые нормы.
Таким образом, оспариваемые Соглашения не обладают признаками, характеризующими нормативно-правовой акт.
На основании изложенного, обжалуемое определение суда о возвращении заявления подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2020 по делу № А73-12548/2020 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Е.А. Швец