ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4617/2022 от 24.08.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда

1002/2022-28788(2)




Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 06АП-4617/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года. 

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2022 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Вертопраховой Е.В. 

судей  Тищенко А.П., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Осадчей Н.П. 

при участии в заседании:

от акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»:  ФИО1, представитель по доверенности от 22.07.2022 № 51/210, срок  действия по 31.07.2025, ФИО2 представитель по доверенности от  15.03.2022 № 51/82, срок действия 1 год; 

от Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных  коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района: представитель не явился; 

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края:  ФИО3, представитель по доверенности от 23.06.2022 № 1-07/9400,  срок действия 1 год; 

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края:  ФИО4, представитель по доверенности от 11.02.2022 № 4-2-14-591,  срок действия по 31.12.2022; 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного  общества «Дальневосточная генерирующая компания» 


[A1] на решение от 14.06.2022 

по делу № А73-2633/2022
Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая  компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

к Управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и  коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского  муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии по  компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь за 2017, 2018,  2019, 2020 годы, выраженного в письме от 24.11.2021 № 02-14-293 

третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского  края; Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее -  заявитель, АО «ДГК», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского  края с заявлением о признании недействительным отказа Управления  энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального  хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее- Управление ЭТИК и КХ) в предоставлении субсидии по компенсации расходов,  связанных с ростом цен на мазут и уголь за 2017, 2018, 2019, 2020 годы,  выраженного в письме от 24.11.2021 № 02-14-293. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:  Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее –  Министерство), Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края  (далее – Комитет). 

Решением суда от 14.06.2022 отказано в удовлетворении требований АО  «ДГК». 

Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО «ДГК» обратилось  в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в  которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый  судебный акт. 

Заявитель жалобы утверждает следующее: суд, указывает, что АО «ДГК»  обратилось в суд с иском о признании отказа Управления ЭТИКиКХ 


[A2] недействительным, что не соответствует требованиям АО «ДГК», изложенным  в исковом заявлении о признании отказа в предоставлении субсидии  незаконным; признание отказа в предоставлении субсидии недействительным  неприменимо на практике, так как не может иметь правовых последствий -  никакое иное решение уже не может быть принято, в связи с окончанием  процедуры предоставления субсидии, изложенной в Постановлении  Правительства Хабаровского края № 236пр от 21.06.21, и в Постановлении  Администрации Советско-Гаванского муниципального района № 502 от  04.08.2021 об утверждении Порядка компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь; 

АО «ДГК» предоставило в адрес Управления ЭТИКиКХ первичные документы  подтверждающие фактические объемы приобретенного топлива и затраты на  его приобретение; объем топлива, затраченный на производство отдельно  телоэнергии, был рассчитан в соответствии с действующим Методическим  указаниям по формированию отчета электростанции и акционерного общества  энергетики и электрификации тепловой экономичности оборудования РД  34.08.552-95, утвержденной Минэнерго России 24.11.1995; комитетом  используются результаты расчётов показателей, произведённых по данной  Методике, при утверждении тарифа потребителей по оплате тепловой энергии  (удельные расходы условного топлива на производство теплоэнергии,  утвержденные Минэнерго России); в Порядке № 502 отсутствуют какие-либо  ограничения для предприятий ЖКХ, производящих теплоэнергию  комбинированно с электроэнергией, напротив, такие ограничения нарушали  бы права АО «ДГК», предоставляя необоснованное конкурентное  преимущество иным теплоснабжающим организациям; наравне с иными  организациями ЖКХ АО «ДГК» понесло расходы, в связи с ростом цен на  мазут и уголь; данные расходы не были включены в тариф по оплате  теплоэнергии, ранее не компенсировались в качестве выпадающих расходов,  что было подтверждено Комитетом в письме от 22.04.22 № 2-2-7164.(Приложение 2); уведомление от Комитета по ценам и тарифам было  впервые направлено не 22.04.2022, а 16.11.2022; порядком указанное  уведомление Комитета подробно не регламентируется, образец не установлен;  решение о несоответствии Порядку принималось исключительно Управлением  ЭТИКиКХ; нарушение формы Уведомления, если оно имело место, не являлось  существенным, могло быть и было впоследствии исправлено, вместе с тем, 


[A3] возможность устранения несоответствия представленного документа,  предусмотренная п.9 Порядка АО «ДГК» не предоставлялась; согласно п. 8  Порядка «получатель субсидии должен предоставить копии экспертных  заключений Комитета о проведенной экспертизе экономической  обоснованности тарифов на тепловую энергию организации с обобщающим  расчетом тарифа для потребителя, экспертные заключения с обобщающим  расчетом были направлены в адрес управления ЭТИиКХ письмом АО «ДГК»  от 15.11.2021 исх. № 01.3/20026 (п. 16-22 реестра документов. Приложение 6). 

 В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Управление  ЭТИК и КХ отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без  удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения. 

 Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в  представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, указал, что вопросы  законности оснований предоставления субсидии АО «ДГК» или незаконности 

отказа Управления ЭТИК и КХ в ее предоставлении, а также оценка  документов, представленных АО «ДГК» в целях получения субсидии,  находятся вне сферы полномочий Комитета. 

 В судебном заседании представители АО «ДГК» поддерживают доводы  апелляционной жалобы в полном объеме, просят решение суда первой  инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, также  представители АО «ДГК» пояснили, что приложенные документы к жалобе  имеются в материалах настоящего дела и представлены суду для обозрения, в  связи с чем, эти документы возвращены судом представителям после  обозрения. 

Представитель Комитета поддержал позицию, изложенную в отзыве на  апелляционную жалобу. 

Представитель Министерства выразила несогласие с доводами  апелляционной жалобы, просила обжалуемый судебный акт оставить без  изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Представитель Управления ЭТИК и КХ, извещенного надлежащим  образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное  заседание не явился. 

 Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Управления  ЭТИК и КХ, согласно положений статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 


[A4] Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав  материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее,  Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее. 

Как видно из материалов дела, Управление ЭТИК и КХ 16.08.2021  направило в адрес АО «ДГК» письмо о предоставлении информации для  формирования заявки от Советско-Гаванского муниципального района на  получение трансферта из краевого бюджета на финансовое обеспечение  расходных обязательств по компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь, в  соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства  Хабаровского края от 21.06.2021 № 236-пр. 

АО «ДГК» 20.08.2021 предоставило запрашиваемую информацию.

Управление ЭТИК и КХ 10.11.2021 направило в адрес АО «ДГК» письмо  о предоставлении последним в срок до 17.11.2021 заверенных руководителем  копий документов согласно пункту 8 Порядка предоставления компенсации  расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь за период 2017-2020 годы,  утвержденного постановлением администрации Советско-Гаванского  муниципального района Хабаровского края от 04.08.2021 № 502, для  проведения проверки. 

АО «ДГК» письмом от 15.11.2021 представило запрашиваемые  документы. 

В адрес АО ДГК поступило письмо Управления ЭТИК и КХ от 24.11.2021  об отказе в предоставлении субсидии по компенсации расходов, связанных с  ростом цен на мазут и уголь. 

Управление ЭТИК и КХ указало, что основанием для отказа явилось  несоответствие требованиям пункта 8 Порядка № 502 представленных  получателем субсидии документов или не предоставление (предоставление не в  полном объеме) указанных документов - АО «ДГК» не представило в  Управление ЭТИК и КХ следующие документы: обобщающий расчет тарифа на  тепловую энергию для потребителей по Майской ГРЭС за 2017, 2018, 2019,  2020 годы, подписанный Комитетом по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края; расчет размера превышения фактической стоимости 


[A5] полученного топлива над стоимостью топлива, учтенной в тарифах на  тепловую энергию организации, с указанием показателей превышения  фактической стоимости над стоимостью топлива, учтенной в тарифе на  тепловую энергию, с учетом всех поставок топлива соответствующего вида,  осуществленных в году, за который представляется расчет, соответствующий  требованию, указанному в п.п. «в» п. 2 Порядка предоставления иных  межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных  образований Хабаровского края на финансовое обеспечение расходных  обязательств по компенсации расходов организациям жилищно-коммунального  хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь, утвержденного  Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.06.2021 № 236-пр;  уведомление Комитета о том, что расходы организации, связанные с ростом  цен на топливо, не учтены комитетом по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края при установлении организации тарифов на тепловую  энергию на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы, соответственно. 

Управление ЭТИК и КХ также указало на то, что АО «ДГК» производит  тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электроэнергии и  тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной  генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и  более. 

 Кроме того, в представленных АО «ДГК» документах указан общий  объем поставок топлива, без разделения объемов, направленных на выработку  тепловой и электрической энергии. 

Таким образом, Управлением ЭТИК и КХ не представляется возможным  проверить достоверность и подлинность информации по расходам топлива на  производство Майской ГРЭС тепловой энергии. 

АО «ДГК», не согласившись с отказом Управления ЭТИК и КХ в  предоставлении субсидии по компенсации расходов, связанных с ростом цен  на мазут и уголь за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, обратилось с настоящим  заявлением в арбитражный суд. 

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.06.2021

 № 236-пр утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных  трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований  Хабаровского края на финансовое обеспечение расходных обязательств  муниципальных образований Хабаровского края по компенсации расходов 


[A6] организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на  мазут и уголь (далее - Порядок № 236-пр). 

Порядок № 236-пр устанавливает условия, цели и порядок  предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета  бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на финансовое  обеспечение расходных обязательств муниципальных образований  Хабаровского края по компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь (далее –  трансферты). 

Главным распорядителем средств краевого бюджета, осуществляющим  предоставление трансфертов бюджетам муниципальных образований края в  соответствии с настоящим Порядком, является министерство жилищно-коммунального хозяйства края (далее - Министерство) (п. 3 Порядка 

 № 236-пр).

По пункту 4 Порядка № 236-пр, предоставление трансфертов  осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств  муниципальных образований края по компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь  (далее - компенсация расходов). 

Пунктом 6 Порядка № 236-пр установлены условия предоставления  трансфертов: 

а) требования к участникам отбора;
б) перечень документов, представляемых участником отбора;


[A7] в) требования к расчету;

г) требования к определению муниципальным образованием края размера  компенсации; 

На основании пункта 7 Порядка № 236-пр, в целях предоставления  трансфертов Министерство, не позднее чем за пять рабочих дней до даты  начала срока приема заявок о предоставлении трансфертов (далее - заявка)  публикует в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  (www.gkh.khabkrai.ru) извещение о приеме заявок с указанием срока приема  заявок (даты начала и даты окончания) и места приема заявок (далее -  извещение). 

Согласно пункту 8 Порядка № 236-пр муниципальные образования края  в срок приема заявок, указанный в извещении, направляют в Министерство  заявку, с указанием суммы запрашиваемых трансфертов с приложением: копии  муниципального правового акта; составленного в произвольной форме  перечня организаций жилищно-коммунального хозяйства, понесших  незапланированные расходы, связанные с превышением фактической  стоимости топлива над стоимостью топлива, учтенной комитетом при  установлении тарифов на тепловую энергию на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы,  соответственно. 

В соответствии с п.п. 10, 11 Порядка № 236-пр муниципальное  образование края до окончания срока приема заявок, указанного в извещении,  может внести изменения в заявку, документы путем направления письменного  уведомления, а также вправе до окончания срока приема заявок, указанного в  извещении, отозвать свою заявку. 

Министерство, не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока  приема заявок, рассматривает заявки и документы, представленные  муниципальными образованиями края, и по результатам их рассмотрения  принимает решение: о предоставлении трансфертов муниципальному  образованию края - при отсутствии оснований для отказа в предоставлении  трансфертов, предусмотренных пунктом 13 Порядка; об отказе в  предоставлении трансфертов муниципальному образованию края - при наличии  оснований для отказа в предоставлении трансфертов, предусмотренных  пунктом 13 Порядка. 


[A8] Одним из оснований для отказа в предоставлении трансфертов  муниципальному образованию края является, в том числе, несоблюдение  муниципальным образованием края условий предоставления трансфертов,  предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил. 

Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального  района от 04.08.2021 № 502 утвержден Порядок компенсации организациям  жилищно-коммунального хозяйства расходов, связанных с ростом цен на мазут  и уголь (далее - Прядок № 502). 

В силу пункта 8 Порядка № 502 установлен перечень документов,  которые организация (получатель субсидии) предоставляет в Управление  ЭТИК и КХ; в частности, к таким документам относятся: копии экспертных  заключений комитета о проведенной экспертизе экономической  обоснованности тарифов на тепловую энергию организации с обобщающим  расчетом тарифа для потребителя; копии постановлений Комитета об  установлении тарифа на тепловую энергию; расчет размера превышения  фактической стоимости полученного топлива над стоимостью топлива,  учтенной в тарифах на тепловую энергию организации, с указанием  показателей превышения фактической стоимости над стоимостью топлива,  учтенной в тарифе на тепловую энергию, с учетом всех поставок топлива  соответствующего вида, осуществленных в году, за который представляется  расчет, соответствующий требованию, указанному в п.п. «в» п. 2 Порядка   № 236-пр; уведомление Комитета о том, что расходы организации, связанные с  ростом цен на топливо, не учтены Комитетом при установлении организации  тарифов на тепловую энергию на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы,  соответственно. 

Так, Управление ЭТИК и КХ администрации Советско-Гаванского  муниципального района в 2021 году, на основании Порядка № 502  осуществляло прием заявок от ресурсоснабжающих организаций,  осуществляющих теплоснабжение в районе, на получение субсидий. 

Письмом от 24.11.2021 Управление ЭТИК и КХ администрации района  направило в адрес АО «ДГК» мотивированный отказ в предоставлении  субсидии по компенсации расходов, связанных с ростом цент на мазут и уголь  за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, который мотивирован тем, что АО «ДГК» не  представило в администрацию полный пакет документов, в том числе:  обобщающий расчет тарифа на тепловую энергию для потребителей Майской 


[A9] ГРЭС за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, подписанный Комитетом по ценам и  тарифам Правительства Хабаровского края; расчет размера превышения  фактической стоимости полученного топлива над стоимостью топлива,  учтенной в тарифах на тепловую энергию организации, с указанием  показателей превышения фактической стоимости над стоимостью топлива,  учтенной в тарифе на тепловую энергию, с учетом всех поставок топлива  соответствующего вида, осуществленных в году, за которых предоставляется  расчет, соответствующий требованию, указанному в п.п. «в» п. 2 Порядка 

 № 236-пр; уведомление Комитета по ценам и тарифам Правительства  Хабаровского края о том, что расходы организации, связанные с ростом цен на  топливо, не учтены Комитетом при установлении организации тарифов на  тепловую энергию на 2017, 2018, 2019, 2020 годы, соответственно. 

АО «ДГК» производит тепловую энергию в режиме комбинированной  выработки тепловой и электрической энергии, представленные АО «ДГК»  документы содержат общую информацию о затратах на топливо без учета  разделения на производство тепловой и электрической энергии, что не  соответствует требованиям Порядка. 

Кроме того, согласно информации Комитета по ценам и тарифам  Правительства Хабаровского края, AО «ДГК» письмом от 12.11.2021 впервые  обратилось с запросом о предоставлении информации о подтверждении цены 1  тонны натурального топлива на производство тепловой энергии, учтенной в  тарифе на тепловую энергию по Майской ГРЭС, копий экспертных  заключений, постановлений Комитета об установлении тарифа на тепловую  энергию. 

Комитетом по ценам и тарифам Правительства края направлен ответ от  09.12.2021. 

АО «ДГК» письмом от 21.04.2022 направило в Комитет по ценам и  тарифам Правительства края запрос о подтверждении того, что расходы,  связанные с превышением фактических цен на уголь по Майской ГРЭС над  учтенными при тарифном регулировании, не были учтены в составе  выпадающих доходов при тарифном регулировании на 2019-2020 годы. 

 Ответ Комитетом направлен от 22.04.2022 № 2-2-7-1611.

Между тем, из материалов дела следует, что полный пакет документов  для подачи заявки в Управление ЭТИК и КХ администрации Советско-


[A10] Гаванского муниципального района был собран АО «ДГК» не ранее 22.04.2022,  что позже срока приема заявок, определенного Порядком. 

Так, основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении  субсидии является несоответствие требованиям пункта 8 настоящего Порядка  представленных получателем субсидии документов или не предоставление  (предоставление не в полном объеме) указанных документов согласно пункту  9.1 Порядка № 502. 

При этом, Управление ЭТИК и КХ, принимая решение об отказе АО  «ДГК» в предоставлении субсидии, руководствовалось требованиями и  условиями, установленными пунктом 6 Порядка № 236-пр, пунктом 8 Порядка   № 502. 

При анализе документов, представленных АО «ДГК» в целях получения  субсидии, Управление, установив несоответствие представленной  документации требованиям пункта 8 Порядка № 502, что выразилось в не  предоставлении (предоставлении не в полном объеме) в срок до 17.11.2021  части необходимой документации, приняло решение от 24.11.2021, что  согласуется с пунктом 9.1 Порядка № 502. 

Таким образом, суд правомерно не усмотрел в действиях Управления  ЭТИК и КХ нарушения порядка предоставления субсидии по компенсации  организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на  мазут и уголь - отказ в предоставлении субсидии является обоснованным,  соответствует указанным выше нормативным правовым актам, не  нарушает права и законные интересы заявителя и не возлагает на  юридическое лицо какие-либо незаконные обязанности. 

Довод АО «ДГК» относительно несоблюдения Управлением ЭТИК и КХ  пункта 9 Порядка № 502 в части невозвращения документов получателю  субсидии на доработку, судом правомерно отклонен, поскольку согласно  данного пункта, из буквального его толкования, он подлежит применению в  случае представления получателем субсидии документов, не соответствующих  требованиям, содержащих ошибки и противоречия, то есть в отношении  фактически представленных документов, требующих доработки. 

 В рассматриваемом случае, в представленной АО «ДГК» документации  часть документов, указанных в п. 8 Порядка № 502, отсутствовала. 

 При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно  пришел к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого отказа 


[A11] Управления ЭТИК и КХ незаконным, в связи с чем, отказал в удовлетворении  требований заявителя. 

 С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции  считает, что судом первой инстанции установлены все фактические  обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по  делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и  процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное  решение. 

 Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы  суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может  являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. 

 При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и  удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 июня 2022 года по делу   № А73-2633/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий Е.В. Вертопрахова  Судьи А.П. Тищенко 

 Е.А. Швец 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 07.02.2022 2:10:34

Кому выдана Вертопрахова Екатерина Владимировна