1002/2023-31147(4)
Шестой арбитражный апе
лляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4631/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от Главного управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области: представитель не явился;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ранее – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области): представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ранее – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области)
на решение от 14.07.2023
по делу № А37-2536/2022
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ранее – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области)
о признании недействительным решения № 059S19220001937 от 10.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области (далее - ГУ МЧС России по Магаданской области, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ранее – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области) (далее - ОСФР по Магаданской области) о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.10.2022 № 059S19220001937, которым ГУ МЧС России по Магаданской области привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 148000 руб.
Определением от 20.03.2023 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда по Магаданской области от 25.01.2023 по делу № А37-2535/2022.
Решением от 25.01.2023 по делу № А37-2535/2022 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-1234/2023 от 12.04.2023 решение Арбитражного суда Магаданской области от 25.01.2023 по делу
№ А37-2535/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением от 13.06.2023 производство по настоящему делу возобновлено, в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
Решением суда от 14.07.2023 требования ГУ МЧС России по Магаданской области удовлетворены: признано недействительным решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области от 10.10.2022 № 059S19220001937 о привлечении ГУ МЧС России по Магаданской области к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Не согласившись с принятым решением суда, ОСФР по Магаданской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: страхователем 24.02.2022 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 572 застрахованных лиц, ОСФР по Магаданской области проведена сверка между представленными страхователем сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации; в ходе проверки выявлено несоответствие между представленными страхователем сведениями о страховом стаже застрахованных лиц за 2021 год и индивидуальными сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении 319 застрахованных лиц: указана информация в разделе «Льготный стаж» о кодах
особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом отсутствуют сведения о начислении и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу; несоответствия выявленные проверкой в отношении 296 застрахованных лиц, страхователем в пределах установленного законодательством срока не устранены; на дату представления отчетности о стаже, исходя из сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа, дополнительный тариф заявителем не начислен и не уплачен, поэтому представлять индивидуальные сведения на своих сотрудников с кодом льгот, заявитель не имел оснований; страхователем представлены недостоверные сведения, в данном случае, следовало представить данные о стаже с нормальными условиями труда в районах Крайнего Севера, а после начисления страховых взносов - внести изменения в индивидуальные лицевые счета работников; так как страхователь не представил в расчете по страховым взносам информацию по конкретным застрахованным лицам, в отношении которых им произведено начисление и уплата сумм дополнительного тарифа, то при проведении сверки данных представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ, выявлен факт необоснованного отражения кода льготных условий, о чем страхователь уведомлялся.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ГУ МЧС России по Магаданской области отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Вместе с отзывом на апелляционную жалобу в суд представлена судебная практика (Арбитражного суда Дальневосточного округа).
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ГУ МЧС России по Магаданской области является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, регистрационный номер
ОПФ РФ по Магаданской области была проведена сверка между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, в ходе которой было выявлено несоответствие между представленными сведениями о страховом стаже застрахованных лиц и индивидуальными сведениями, имеющимися у ПФР: в отношении 319 застрахованных лиц при наличии информации в разделе «Льготный стаж» о кодах особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ, Закон о страховых пенсиях), сведения о начислении и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствуют.
Результаты проверки отражены в акте от 06.09.2022 № 059S18220001813.
Решением заместителя управляющего ОСФР по Магаданской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.10.2022 № 059S19220001937 ГУ МЧС России по Магаданской привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 148000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приёма на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Данные сведения представлялись по форме СЗВ-СТАЖ вместе с формой ОДВ-1, которые утверждены постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж
застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01 2017 № 3п».
Согласно пункту 2.3.8 код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии указывается за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Также пунктом 2.3.10 определено, что графы 9 «Особые условия труда (код)», 12 «Основание (код)» и 13 «Дополнительные сведения» раздела не заполняются, если особые условия труда не подтверждены документально либо занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных документов, либо уплата страховых взносов по дополнительному тарифу или пенсионных взносов в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения отсутствует.
Согласно пункту 6.6.10 при отсутствии в ПФР данных об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, или при отсутствии в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сведений об уплате пенсионных взносов в соответствии с пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключённого в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, за отчётный период, за который страхователем представляется форма СЗВ-СТАЖ, указание кодов особых условий труда (графа 9) или кодов условий досрочного назначения страховой пенсии (графа 12 таблицы раздела 3), не допускается. Исключение составляют периоды с кодами «ДЕКРЕТ», «ВРНЕТРУД», «ВАХТА», «ДЛОТПУСК», «МЕСЯЦ», «МЕДНЕТРУД», непосредственно примыкающие без перерывов к периодам работ с особыми условиями труда.
В ходе проверки было выявлено, что несоответствие между представленными страхователем сведениями о страховом стаже застрахованных лиц за 2021 год и индивидуальными сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении 319 застрахованных лиц устранены в разделе «Льготный Стаж», дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в отношении 23 застрахованных лиц (сведения о начислении и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу) 01.04.2022 по телекоммуникационным каналам связи страхователем были представлены сведения по
форме СЗВ-КОРР (корректирующая) в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ за 2021 год (в отношении 23 застрахованных лиц, указанных в протоколе проверки), которые приняты территориальным органом ПФР и учены на индивидуальных лицевых счетах.
При этом несоответствия, выявленные проверкой в отношении остальных 296 застрахованных лиц, страхователем в пределах установленного законодательством срока не были устранены.
ОСФР по Магаданской области было установлено, что представленные страхователем сведения в соответствии с п. 2. ст. 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 296 застрахованных лиц, являются недостоверными.
Решением от 10.10.2022 заявитель привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении 296 застрахованных лиц, что выразилось в отсутствии в ОПФРФ сведений об исчислении и уплате страховых взносах по дополнительному тарифу, обусловленное непредставлением заявителем в налоговый орган по месту учёта (в данном случае – в УФНС России по Магаданской области) расчетов по страховым взносам за соответствующие периоды (2021 год).
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании списка должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437, установлены занимаемые должности при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ: водитель (шофер) автомобиля (пожарного), пожарный (боец, респираторщик), дежурный оперативного отряда (по отряду), диспетчеры пожарной части (старшие) центрального пункта пожарной связи, отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста; командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, мастера газодымозащитной службы пожарной части, части пожарной охраны; начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части, начальник отряда и его заместители; начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.
Согласно представленных заявителем документов в отношении лиц, перечисленных в приложении к акту о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования № 059S18220001813, названные лица занимают должности, включенные в список должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437, соответственно имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 400 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В рассматриваемом случае установлено, что ГУ МЧС России по Магаданской представлены платежные поручения, согласно которым им в 2021 году перечислены за лиц, имеющих право на досрочное назначении пенсии, страховые взносы по дополнительному тарифу за 2021 год.
При таких обстоятельствах подтверждения факта занятия соответствующих должностей и уплаты страховых взносов, сведения о наличии у перечисленных в приложении к акту лиц права на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ не могут быть признаны недостоверными.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что факт отсутствия в ПФР данных об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, не свидетельствует о фактической недостоверности сведений и не влечет ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку обусловлен не фактической неуплатой страховых взносов за таких лиц заявителем, а непредставлением заявителем в налоговый орган по месту учёта расчётов по страховым взносам за отчётные периоды 2021 года, предусмотренных статьей 431 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом ответственность за указанное правонарушение непредставление расчета по страховым взносам предусмотрена частью 1 статьи 119 НК РФ, а не законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному
выводу о том, что ГУ МЧС России по Магаданской области верно отражен в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 296 перечисленных в акте ответчика застрахованных лиц код особых условий труда «27-ПЖ», поскольку указанные лица заняты на соответствующих должностях и страховые взносы по дополнительному тарифу за соответствующий период уплачены, в связи, с чем правомерно удовлетворил требования заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к несогласию с законными и обоснованными, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 14 июля 2023 года по делу
№ А37-2536/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Вертопрахова
Судьи Е.И. ФИО1 Швец