Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4661/2021
30 сентября 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»: ФИО1, представитель по доверенности от 22.10.2020 №51/293;
от администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА ПЛЮС»: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 28.06.2021
по делу № А73-4944/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»
к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края
об признании незаконным отказа
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «ТЕРРА ПЛЮС»
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - заявитель, АО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным отказа администрации от 11.02.2021 исх. № 01-19-969 в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 27:18:0000000:4; обязании администрацию повторно рассмотреть схему расположения земельного участка, которая представляет собой изображение границ земельного участка с кадастровым номером 27:18:0000000:4 на кадастровом плане территории г. Амурска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ТЕРРА ПЛЮС» (далее - ООО «ТЕРРА ПЛЮС», третье лицо).
Решением суда от 28.06.2021 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемый отказ признан незаконным, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть схему расположения земельного участка, которая представляет собой изображение границ земельного участка с кадастровым номером 27:18:0000000:4 на кадастровом плане территории г. Амурска.
Не согласившись с судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что земельный участок, границы которого предлагается утвердить, пересекает 27 земельных участков, на которых расположены здания разных форм собственности, а так же пересекает автомобильные дороги общего пользования в границах населенного пункта, что в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа утверждения схемы расположения земельного участка. Просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель АО «ДГК», в представленном отзыве и в судебном заседании апелляционного суда отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений, как законное и обоснованное.
ООО «ТЕРРА ПЛЮС» в представленном отзыве также просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя АО «ДГК», Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 27:18:0000000:4, занимаемый надземными участками теплотрассы № 16, сформирован, учтен и поставлен на кадастровый учет в 2002 в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства. Границы земельных участков уточняются в ранее утвержденных границах.
Конфигурацию, протяженность, вид прокладки тепловой сети с 2002 АО «ДГК» и до настоящего времени не меняло.
В состав данного земельного участка входят земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах 27:18:0000002, 27:18:0000011, 27:18:0000012, 27:18:0000013.
01.08.2002 между АО «ДГК» и администрацией заключен договор аренды земельного участка № 383 для эксплуатации существующей теплотрассы № 16. Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 27:18:0000000:4 (единое землепользование). На кадастровый учет земельный участок поставлен в качестве ранее учтенного земельного участка по распоряжению администрации г. Амурска и Амурского района от 18.07.2002 № 366.
09.09.2002 в отношении данного земельного участка проводились кадастровые работы, но границы его посредством определения координат характерных точек не установлены, так как действующим в то время законодательством это не требовалось. Площадь земельного участка декларированная.
Договор аренды от 01.08.2002 № 383 неоднократно продлевался сторонами, соглашением от 15.11.2018 договор продлен до 01.10.2019. Договор от 01.08.2002 № 383 и соглашения к нему имеют государственную регистрацию.
При заключении договора все требования действующего законодательства сторонами были соблюдены.
Неотъемлемой частью договора является план земельного участка, предоставленного в аренду, который состоит из 16 отчетов - по установлению границ землепользования; имеется 16 участков теплотрассы, и на каждый из которых имеется отчет.
В свое время АО «Хабаровскэнерго» обратилось в Амурское муниципальное землеустроительное предприятие для составления этих кадастровых отчетов. Все отчеты были предоставлены в Администрацию, на основании этих отчетов было издано распоряжение № 1136 от 29.07.2002 об утверждении границ землепользования, в котором содержалось указание заключить этот договор аренды.
В 2019 АО «ДГК» обратилось в администрацию с заявлениями о заключении договоров аренды земельных участков на новый срок, в чем Обществу было отказано ввиду того, что границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В 2019 Амурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении гражданам земельных участков по программе «Дальневосточный гектар», в ходе которой было установлено, что администрацией городского поселения «Город Амурск» в январе 2017 гражданам в безвозмездное пользование предоставлен земельный участок по программе «Дальневосточный гектар». Данный земельный участок граничит с земельным участком, предоставленным в 2002 в аренду АО «Дальневосточная генерирующая компания» для эксплуатации теплотрассы.
В связи с этим, Амурским городским прокурором в суд направлено исковое заявление с требованием о возложении на АО «ДГК» обязанности обеспечить проведение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:18:000000:4, определить его границы, после чего организовать постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, принять меры к установлению охранной зоны тепловых сетей и зарегистрировать сведения об охранной зоне в установленном законом порядке.
Решением Амурского городского суда от 06.06.2019 по делу № 2-481/2019 требования прокурора были удовлетворены.
В этой связи АО «ДГК» заключило договор подряда с ООО «ТЕРРА ПЛЮС» на выполнение работ по уточнению границ земельных участков и оформлению межевых планов на земельные участки, занимаемые, в том числе теплотрассой № 16, с кадастровым номером 27:18:0000000:4 (единое землепользование).
Землеустроительные работы выполнены ООО «ТЕРРА ПЛЮС» исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
АО ДГК» обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 11.02.021 № 01-19-969 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» администрация на основании подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ отказала АО «ДГК» в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 27:18:0000000:4, так же указала на необходимость приведения участков теплотрасс в соответствии со СНиП41-02-2003.
Несогласие с отказом, формализованном в письме, от 11.02.021 № 01-19-969, послужило основанием для обращения АО «ДГК» с заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРН, а также предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, в том числе, кадастровый номер земельного участка, местоположение его границ (пункты 2, 3 части 4 статьи 8),
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Требования к межевому плану определены в статье 22 Федерального закона № 218-ФЗ.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (пункт 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (пункт 3 статьи 22).
В силу пункта 10 названной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен в статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (пункт 2 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения кадастровых работ установлено, что границы уточняемого земельного участка имеют пересечения с границами других земельных участков, в отношении которых осуществлен кадастровый учет, подготовить межевой план по форме и составу в соответствии требованиями земельного законодательства не представляется возможным. Для продолжения проведения кадастровых работ в отношении спорного земельного участка необходимы утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, границы которого определены по существующему на местности пятнадцать лет и более сооружению наземной теплотрассы.
В связи с чем, в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ООО «ТЕРРА ПЛЮС» подготовлена схема расположения земельного участка, которая представляет собой изображение границ земельного участка на кадастровом плане территории.
АО «ДГК» направило в адрес администрации заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с уточненными границами с целью эксплуатации теплотрассы № 16 на кадастровом плане территории в г. Амурск.
Между тем, администрация, ссылаясь наподпункты 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ отказала в утверждении границ земельных участков, поскольку разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее форме.
Так же дополнительно указала на необходимость приведения участков теплотрасс в соответствии со СНиП41-02-2003.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, данный отказ не основан на законе и препятствует АО «ДГК» в части проведения дальнейших мероприятий по уточнению границ земельного участка № 27:18:0000000:4 и в последующем заключению договора аренды указанного земельного участка.
Так, теплотрасса № 16 относится к IIIклассу опасности и находится под надзором Ростехнадзора.
Все работы на таких теплотрассах регулируются ФНиП ПБ «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением». Теплотрасса № 16 имеет экспертное заключение промышленной безопасности, согласно которому объект допущен к эксплуатации.
В связи с чем, выводы администрации о несоответствии участков теплотрасс требованиям СНиП41-02-2003 ошибочны и не могут являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 27:18:0000000:4.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что спорный земельный участок в 2002 был поставлен на кадастровый учет и учтен в сведениях ЕГРН от 09.09.2020, где отмечено, что земельный участок является ранее учтенным единым землепользованием, который состоит из 12 обособленных контуров, общей площадью 19975 кв.м., границы участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства и подлежат уточнению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что в настоящем случае, у администрации не имелось оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылками на статью 11.9 ЗК РФ, поскольку нормы данной статьи устанавливают требования к образуемым и измененным земельным участкам, в то время как уточнение границ земельного участка по смыслу положений статей 11.2 - 11.7 ЗК РФ не является ни образованием, ни изменением земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует земельному законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемого отказа и нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2021 по делу № А73-4944/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Е.А. Швец |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
А.П. Тищенко |