ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4680/2023 от 19.10.2023 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4680/2023

октября 2023 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2023 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего               Вертопраховой Е.В.

судей                                                  Мильчиной И.А., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга       И. В.

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Ванинский морской торговый порт»: представитель не явился;

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Рой Т.В. представителя по доверенности от 14.07.2023, сроком  до 20.06.2023;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от  13.07.2023

по делу № А73-1979/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по  иску акционерного общества «Ванинский морской торговый порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании пени за просрочку доставки груза,  

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» (далее – истец,  АО «Ванинский морской торговый порт», АО «ВМТП», порт) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ответчик, ОАО «РЖД», перевозчик, грузоперевозчик) о взыскании 112032011 руб. 84 коп. - пени за просрочку доставки груза (№ дела А73-1318/2023).

  Определением от 16.02.2023 исковые требования АО «Ванинский морской торговый порт» к ОАО «РЖД»  о взыскании 30718781 руб. 50 коп. пени за просрочку доставки груза по накладным №№ ЭЧ312639, ЭЧ312997, ЭЧ313136, ЭЧ313410, ЭЧ313672, ЭЧ314106, ЭЧ314949, ЭЧ315360, ЭШ827895, ЭШ828724, ЭШ840475, ЭШ840480, ЭШ840501, ЭШ840511, ЭШ840518, ЭЫ449910, ЭЫ450558, ЭЫ450988, ЭЬ623114, ЭЬ124386, ЭЬ125319, ЭЫ734871, ЭЫ734871, ЭЫ734811, ЭЭ682898, ЭЫ734661, ЭЭ676832, ЭЭ676868, ЭЭ676903, ЭЭ676932 в порядке статьи 130 АПК РФ выделены в отдельное производство;делу присвоен номер А73-1979/2023.

              Истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому он просит взыскать пеню в размере 26434058 руб. 50 коп.

  В порядке статьи  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения приняты судом.  

              Решением суда от 13.07.2023  иск удовлетворен в полом объеме: с ОАО «РЖД» в пользу АО «Ванинский морской торговый порт» взысканы в счет пени за просрочку доставки груза 26434058 руб. 50 коп.;  с ОАО «РЖД»  взыскана  государственная пошлина в федеральный бюджет в сумме 155170 руб.

              Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «РЖД» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, отказать во взыскании суммы 4135245,08 руб., к оставшейся сумме требований применить положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  в размере 70%,  и уменьшить размер взыскиваемой неустойки.

            Заявитель жалобы утверждает следующее: не верен ввод суда в части непринятия доводов ОАО «РЖД» о наличии оснований для увеличения срока доставки груза,  в связи с неприемом вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - АО «Порт Ванино» (пункт 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов, утв. приказом Минтранса России от 07.08.2015  № 245 (далее - Правила № 245), необоснованно взыскана сумма 4021994,38 руб.;  также не верен вывод суда в части непринятия доводов ОАО «РЖД» о наличии оснований для увеличения срока доставки груза в связи с задержкой вагона для устранения технической (технологической) неисправности вагона (пункт 6.3 Правил № 245), и    необоснованно взыскана сумма 106 855 руб.; в отношении  непринятия судом доводов ОАО «РЖД» о наличии оснований для увеличения срока доставки груза,  в связи с задержкой вагона для устранения технической (эксплуатационной) неисправности вагона (пункт 6.3 Правил  № 245) -  необоснованно взыскана сумма 6395,70 руб.;судом необоснованно  не применены   положения  ст. 333 ГК РФ,что повлекло несоблюдение баланса между установленной законом мерой ответственности и последствиями нарушения ответчиком обязательства по своевременной достатке груза; по накладным №№ ЭЭ676832, ЭЭ676868, ЭЭ676903 вагоны были задержаны в пути следования на промежуточной станции Мостовой Восточно-Сибирской железной дороги в период с 04.12.2022  по 20.12.2022 в связи с невозможностью приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя/владельца путей необщего пользовании АО «Порт Ванино»; по накладной № ЭЫ449910 (№ ЭЬ214777) на задержанный на станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги по причине технологической неисправности «грение буксы по внешним признакам» вагон № 61156451,  были оформлены рекламационные документы, в том числе акт-рекламация от 20.10.2022  № 81/10; по накладной № ЭБ237382 (№ ЭЫ449910) на отцепленный на станции Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги по причине технологической неисправности «трение буксы по внешним признакам» вагон № 61051876 были оформлены рекламационные документы, в том числе акт-рекламация от 24.10.2022  № 531; вагон № 63193270 по накладной № ЭА325876 (№ ЭЭ676903) был отцеплен в пути следования по причине технической неисправности эксплуатационного характера, потребовавшей восстановление естественного износа деталей;  в данном деле имеются исключительные случаи, наличие которых является основанием для снижения неустойки по  ст. 333 ГК РФ.

              В представленных  в суд возражениях   на апелляционную жалобу, АО «Ванинский морской торговый порт» просит отказать ОАО «РЖД» в удовлетворении требований,  заявленных в апелляционной жалобе.

              Представитель истца, извещенного надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. 

              Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного выше лица в силу положений статьи 156 АПК РФ.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт.

             Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений  на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, истец является грузополучателем, ответчик перевозчиком.

  Согласно статье 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

  В силу положений  статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Федеральный закон                  № 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ) сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики; грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 07.08.2015    № 245 (далее – Правила № 245, Правила), где  также определены обстоятельства, которые могут служить основанием для увеличения срока доставки.

В силу положений части 1 статьи 97 УЖТ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

             Ответчик, возражая против иска по накладной № ЭЫ 449910 (вагоны №№  61156451 и 61051876) указывает, что отцепка вагонов в пути следования состоялась по причине технической (технологической) неисправности; в отношении  накладной № ЭЭ 676903 (вагон 63193270)  ответчик ссылается на техническую (эксплуатационную) неисправность.  

           По накладной № ЭЫ 449910 (вагон № 61051876) суд верно пришел к следующим выводам.  

            Согласно пункту 6.3 Правил № 245, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.

            На основании  пункта 7 Правил№ 245 о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 № 45. 

           Приказ № 45 отменен в связи с введением в действие Приказа Минтранса России от 27.07.2020 № 256 "Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2020 № 60411).

            Согласно пункту 67 Правил № 256 о составлении акта общей формы в накладной делается отметка в соответствии с главой IV настоящих Правил.

            По  пункту 213 Правил (глава IV), в графе 89 "Отметки перевозчика" накладной, заполняемой перевозчиком, указывается должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного представителя перевозчика, которым была внесена отметка, при этом данная запись заверяется строчным штемпелем станции, на которой она была внесена.

  При обнаружении в процессе перевозки групповой или маршрутной отправки вагона (вагонов), контейнера, имеющего технические неисправности, препятствующие дальнейшему осуществлению перевозки, и необходимости проведения текущего отцепочного ремонта, на станции обнаружения технической неисправности на основании акта общей формы и уведомления на ремонт вагона, контейнера и составлении досылочной дорожной ведомости, указываются следующие сведения: номер отцепленного вагона; наименование станции, где был отцеплен вагон; номер и дата уведомления на ремонт вагона; номер и дата досылочной дорожной ведомости; номер и дата акта общей формы.

           Пунктом 43 Правил, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

          В накладной имеется отметка о составлении акта общей формы не на предмет технической неисправности, а на предмет «общие причины».

          Между тем акт общей формы  от 17.10.2022 № 2/6777, указанный в накладной, в материалы дела не представлен, представлены иные акты, не указанные в накладной.

          В соответствии с пунктом 81  Правил № 256, при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера в пути следования и необходимости направления вагона, контейнера в ремонт перевозчик составляет уведомление на ремонт вагона, контейнера, уведомление об обнаруженной технической неисправности вагона, контейнера, акт общей формы; перевозчик направляет грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона, контейнера уведомление об обнаруженной технической неисправности вагона, контейнера. Уведомление об обнаруженной технической неисправности передается грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона, контейнера в порядке, установленном соглашением между грузоотправителем (отправителем) и перевозчиком.

Ответчиком не представлены доказательства соблюдения указанного пункта Правил.  

Факт технологической неисправности фиксируется в акте-рекламации формы ВУ-41М на основании  п. п. 2.2.7.6 Регламента взаимодействия ОАО «РЖД» и участников перевозочного процесса, утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.05.2015.   

           Также в акте-рекламации указана организация,  осуществлявшая последний деповской ремонт в октябре  2021 г. – АО «ОМК Стальной путь». 

            Как отражено  в п.2.1 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного Президентом НП «ОПЖТ» 18.03.2020,   ВЧДЭ в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные ВЧДЭ, ВРП, ВСЗ о случае отцепки (приложение 10).

           Ответчиком  представлена копия телеграммы  в адрес иного ремонтного предприятия– ОАО «ВРК-3», при этом   доказательства   фактической  отправки этой телеграммы, документы подтверждающие  преемственность  АО «ОМК Стальной путь» и ОАО «ВРК-3»  не представлены.

           По накладной № ЭЫ 449910 (вагон № 61156451),  суд верно пришел к следующим выводам.  

           В материалах дела отсутствует уведомление собственника вагона и организации осуществлявшей последний деповской ремонт (указанной в акте-рекламации и справке ИВЦ ЖА – ООО «НВК»).

           Представлена копия телеграммы адресованной дежурному станции с целью извещения о претензиях к качеству деповоского ремонта иного ремонтного предприятия – ООО «КВРП «Новотранс»,  при этом   документы,  подтверждающие  преемственность ООО «НВК») и ООО «КВРП «Новотранс»,  не представлены.

            В акте-рекламации было указано, что присутствовали представители предприятия, но не указано какого. 

           Таким образом, акты-рекламации верно расценены судом как ненадлежащие доказательства.

          Согласно пункту 84 Правил, при составлении акта об обнаружении технической неисправности вагона, контейнера, в осмотре допускается участие грузоотправителя (отправителя) вагона, контейнера, владельца вагона, контейнера или уполномоченного ими лица (далее - представитель).

В акте общей формы указывается время направления перевозчиком уведомления грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона и время окончания ожидания их прибытия или их представителей для участия в осмотре вагона, контейнера. Время окончания ожидания прибытия представителя наступает через сорок восемь часов со времени уведомления владельца вагона.

При присутствии представителя в акте указывается о согласии или несогласии представителя с установленной технической неисправностью и время окончания осмотра вагона представителем.

В случае если в течение сорока восьми часов представитель не прибыл, перевозчиком в акте общей формы делается запись о неприбытии представителя, акт подписывается перевозчиком без участия представителя.

         Кроме того по обоим вагонам  акты общей формы не содержат указаний на время направления перевозчиком уведомления грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона и время окончания ожидания их прибытия или их представителей для участия в осмотре вагонов.

         Согласно отметке в накладной № ЭЭ676903, вагон № 63193270 был отцеплен на промежуточной станции Белогорск по общей технической неисправности;  отметка содержит ссылку на составление акта общей формы от 24.12.2022; срок доставки груза по данной накладной 17.12.2023.

Как установлено в  пункте 6.3. Правил № 245, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, увеличиваются если эти неисправности возникли в пределах сроках срока доставки груза.

         В соответствии   статьей 20 УЖТ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик; перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.

При обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы; владелец указанных вагонов, контейнеров уведомляется об их технической неисправности и (или) непригодности в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

           Ответственными за содержание в исправном техническом состоянии железнодорожного подвижного состава, соблюдение периодичности выполнения планово-предупредительных ремонтов, за соблюдение назначенного срока службы (ресурса) железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава (пункт 130 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022                     № 250).

Владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) осуществляет контроль соблюдения указанных требований при эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30, в соответствии со статьей 20 Устава перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретного груза вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением несъемных); техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов и контейнеров определяет перевозчик.

Погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает последнего от ответственности за несохранность груза.

При этом в случае, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность несет перевозчик; перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он предотвратить не мог и устранение которых от него не зависело, либо представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.

           Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ  лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

 Согласно п.2 Классификатора неисправности грузовых вагонов,  эксплуатационная неисправность – неисправность,  вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или по причинам не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта. 

  Так, в актах общей формы в части технологической неисправности   указан вид  неисправности – грение буксы. 

           В пункте 3.3.1 Инструкции установлено, что запрещается постановка в поезд и следование в нем вагонов, у которых буксовый узел имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: ослабление болтового крепления смотровой или крепительной крышек буксы, вмятины смотровой крышки, выпуклости и протертости; повышенный нагрев верхней части корпуса буксы.

 Таким образом, при постановке в поезд вагонов перевозчик обязан проверить исправность указанных деталей с целью недопущения отцепки вагонов по причине технологической неисправности  и проверить технической состояние состояние деталей и узлов вагона на предмет их эксплуатационного износа.  

 Вагоны  были приняты к перевозке без возражений со стороны перевозчика;  в связи с чем   перевозчик,  приняв вагоны к перевозке, подтвердил, что они не имеют недостатков,  препятствующих перевозке, находятся в надлежащем техническом состоянии.

  Перевозчиком не представлено доказательств того, что эти неисправности является скрытыми, что их  невозможно обнаружить при приме груза к перевозке.   

            Ответчик, возражая против иска в части накладных №№ ЭЫ450988, ЭЭ676832, ЭЭ676868, ЭЭ676903, ссылается назадержку вагонов  в пути следования на промежуточных станциях в связи с невозможностью приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя/владельца путей необщего пользовании АО «Порт Ванино».

Также указывает, что по накладной № ЭЫ450988перевозились вагоны, которые были задержаны в пути следования на промежуточной станции Кундур-Хабаровский Дальневосточной железной дороги в период с 02.11.2022  по 15.11.2022  в связи с невозможностью приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя/владельца путей необщего пользовании АО «Порт Ванино».  

Согласно накладным №№ ЭЭ676832, ЭЭ676868, ЭЭ676903вагоны были задержаны в пути следования на промежуточной станции Мостовой Восточно-Сибирской железной дороги в период с 04.12.2022  по 20.12.2022 в связи с невозможностью приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя/владельца путей необщего пользовании АО «Порт Ванино».

Спорные вагоны были задержаны на основании приказов на бросание и подняты на основании приказа о поднятии поезда (от 02.11.2022 № 3445, 766, от 07.11.2022  № 3496, от 04.12.2022 № 11280, от 20.12.2022  № 10798), извещения о задержке и отправлении поезда от 02.11.2022 № 3445, от 15.11.2022  № 3496, от 02.12.2022 № 3744,

По данному факту  составлены акты общей формы на начало задержки и на окончание задержки (от 02.11.2022 № 509, от 15.11.2022 № 517, от 04.12.2022  № 1243, от 20.12.2022                  № 1338, приложены к отзыву); срок доставки был продлен от 13 до 17 суток на основании актов станции назначения».

    Согласно  накладной № ЭЫ450988 содержит отметку о составлении акта общей формы от 18.11.2022 № 8/10206   (без указания причины его составления) между тем срок доставки груза по этой накладной 02.11.2022.

    Акт общей формы от 18.11.2022 № 8/10206 составлен на станции назначении Ванино, в котором  имеется ссылка на составление актов общей формы на станции Кундур на начало задержки от 02.11.2022 и на окончание задержки 15.11.2022.  

     Кроме того накладная не содержит сведений о составлении актов общей формы на промежуточной станции. 

           Согласно п. 4.7 Правил, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 № 26, задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.

Также в соответствии с  этим распоряжением перевозчик извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки; станция назначения извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования;  в таком же  порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования; согласно этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

          Согласно п. 77 Правил № 256, акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения.

Следовательно, акт общей формы на предмет задержки вагонов на промежуточной станции по причине занятости фронтов выгрузки грузополучателя на станции назначения  должен составляться в день обнаружения обстоятельства послужившего основанием для задержки вагонов на промежуточной станции (на путях общего пользования).

 Однако такой акт ответчиком не представлен.

        Распоряжение уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки, указанное в п. 4.7 Правил ответчиком не представлено.

       Представлен оперативный приказ, в котором имеется ссылка на распоряжение от 22.10.2022  № 11498, но  само распоряжение не представлено.  

Также накладная № ЭЭ676832 содержит отметки об отцепке пяти  вагонов из 52 следовавших по этой накладной  на ст. Мостовая (указана ответчиком в отзыве); причина отцепки – перелом веса.

Иных отметок о  составлении акта общей формы на станции Слюдянка накладная не содержит. 

Накладная содержит отметку о составлении акта общей формы от 28.12.2022 № 8/12422   (без указания причины его составления);  срок доставки груза по этой накладной 13.12.2022.

Акт общей формы от 28.12.2022 №  8/12422   составлен на станции назначении Ванино, в котором  имеется ссылка на составление актов общей формы на станции Мостовая на начало задержки от 04.12.2022 и на окончание задержки 20.12.2022.

 Кроме того  накладная не содержит сведений о составлении указанных актов общей формы на промежуточной станции.

 Распоряжение уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки, указанное в п. 4.7 Правил ответчиком не представлено.

   При этом представлен оперативный приказ от 04.12.2022 № 11280, который не содержит номера вагонов указано их общее количество  71, однако  в накладной указано 52 вагона;  номер накладной не указан, в связи с чем невозможно установить, к какой накладной относится данный приказ.

   Также ссылка на данный  оперативный приказ  имеется так же в актах общей формы, составленных на начало и окончание задержки вагонов на  промежуточной станции  по накладной №  ЭЭ676903.

   Не представлено  нормативно  установленных документов и в отношении накладной                    №  ЭЭ676868.

   Более того анализ занятости путей необщего пользования, составленный в одностороннем порядке работником  ответчика, не свидетельствует о  фактической занятости путей разгрузки ответчика.   

          Относительно заявленного ответчиком  ходатайства  о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, и с учетом правовой позиции пунктов 73, 75, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 7), Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 № 263-О (принято во внимание, что перевозка  по всем накладных начата  период  после 02.08.2019;  согласно ст. 97 УЖТ РФ перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов…; размер неустойки ограничен законом, в связи с большим количеством суток просрочки (от 10 до 51) размер пени по каждой спорной накладной не превышает 50% размера провозной платы),   суд  пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ.

В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем,  признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными  и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта. 

Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  13 июля 2023 года по делу                                          № А73-1979/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

         Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

         И.А. Мильчина

               Е.А. Швец