ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4684/2021 от 28.09.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4684/2021

30 сентября 2021 года

г. Хабаровск

   Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
   Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО1, представитель по доверенности от 07.06.2021 №6/6063;

от управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска: ФИО2, представитель по доверенности от 25.12.2020 № 18.1-14/7170/2;

от индивидуального предпринимателя  ФИО3: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  индивидуального предпринимателя  ФИО3

на решение от  16.06.2021

по делу № А73-3485/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению индивидуального предпринимателя  ФИО3

к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о  признании незаконным решения

третье лицо: управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее - заявитель, ИП ФИО3, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решение от 15.12.2020 № 8-01/449 (027/01/18.1-1797/2020).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска (далее – управление промышленности).

Решением суда от 16.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с судебным актом, ИП ФИО3 обжаловал его в апелляционном порядке. В жалобе, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 № 16486/09, приводит доводы о том, что обязанность  вместе с заявкой на участие в конкурсе представить документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, не распространяется на индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени. Так же указывает на то, что ставя подпись в заявке, и заверяя ее печатью, ИП ФИО3 подтвердил свои полномочия. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.

В судебном заседании апелляционного суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, представители антимонопольного органа и управление промышленности, выразили несогласие с доводами жалобы, просили оставить решение суда без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.

Предприниматель участие в заседании суда не принимал. До судебного заседания заявил письменное ходатайство о приобщении к материалам дела копии адвокатского запроса № 01/07/1 от 03.08.2021 и ответа  управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска от 26.08.2021 № 18.5-3/4308.

 Выслушав мнения представителей антимонопольного органа и управления промышленности по заявленному ходатайству, которые возражали, суд отказывает в приобщении дополнительных доказательств, в соответствии со статьями 68, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что 08.10.2020 на официальном сайте администрации города Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.khabarovskadm.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозов, конкурсная документация.

На участие в конкурсе по лоту № 1 (маршруты № 17-1, 49, 54-1, 88, 29П-1, 29К-1) поданы следующие заявки: ООО «Бояр», ИП ФИО4, ООО «Витмас», ООО «Реилком» (заявка отозвана), ИП ФИО5, ООО «Деметра Авто», ИП ФИО6, ИП ФИО3, ООО «РусАвто», ИП ФИО7, ООО «Реилком» (заявка отозвана), ООО «Бриз» (заявка отозвана), ООО «Бриз», ООО «Реилком», ИП ФИО8, ООО «Таксибас», ООО «Прим Авто», ООО «ДВ-Автобизнес», ООО «Влад Рейс», ИП ФИО9, ИП ФИО10

В соответствии с протоколом от 24.11.2020 № 2 о допуске к участию в открытом конкурсе, к участию в открытом конкурсе по лоту № 1 допущены: ООО «Бриз», ООО «Реилком», ООО «Деметра Авто», заявки признаны подлежащими оценке и сопоставлению; заявка ИП ФИО3 отклонена в связи с несоответствием требованиям, установленным подпунктом 4) пункта 2.2 Порядка проведения открытого конкурса (не приложены копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку).

Победителем конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, включенным в состав лота № 1, признано ООО «Реилком» (протокол № 3 от 27.11.2020).

Полагая, что заявка ИП ФИО3 отклонена необоснованно, предприниматель, обратился с жалобой в Хабаровское УФАС России на действия конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 15.12.2020 № 8-01/449 (027/01/18.1-1797/2020), в соответствии с которым жалоба предпринимателя признана необоснованной.

Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения предпринимателя с заявлением в арбитражный суд.

 Организация органами местного самоуправления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Предмет конкурса, порядок проведения конкурса, требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса регламентируются статьями 21, 22, 23, 24 Федерального закона № 220-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ).

В извещении о проведении открытого конкурса указываются, в том числе предмет открытого конкурса (пункт 2 части 2 статьи 22 Федерального закона № 220-ФЗ).

Извещение о проведении открытого конкурса может включать в себя иные предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом не указанные в части 2 настоящей статьи сведения (часть 3 статьи 22 Федерального закона № 220-ФЗ).

К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям, в том числе принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (пункт 2 часть 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ).

Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ).

Постановлением администрации города Хабаровска от 16.03.2016 № 771 утвержден порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее – Порядок № 771).

Согласно подпункту 4 пункта 2.2 Порядка № 771, к заявке прилагаются в том числе: копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку.

В соответствии с пунктом 2.4. заявка оформляется машинописным текстом на русском языке. Заявка и прилагаемые к ней документы должны быть заверены подписью участника открытого конкурса (уполномоченного представителя участника открытого конкурса) и скреплены печатью (в случае, если обязательность наличия печати у участника открытого конкурса предусмотрена законом). Заявка и прилагаемые к ней документы прошиваются, листы нумеруются.

Пунктом 3.5 Порядка № 771 установлено, что в течение срока, не превышающего двадцати пяти дней со дня вскрытия конвертов с заявками, конкурсная комиссия:

1) организует запрос информации в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти о соответствии участников открытого конкурса требованиям пунктов 1, 4 части 1 статьи 23 Закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, а также информации о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника открытого конкурса или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса;

2) принимает решение о допуске к участию в открытом конкурсе участников открытого конкурса, соответствующих требованиям статьи 23 Закона № 220-ФЗ;

3) проверяет заявки, а также приложенные к ним документы, на соответствие требованиям, установленным пунктами 2.1 - 2.6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 3.6. Порядка № 771 по результатам действий, указанных в пункте 3.5 настоящего Порядка, конкурсная комиссия определяет заявки участников открытого конкурса, подлежащих оценке и сопоставлению.

Заявки, которые содержат недостоверные сведения, и не соответствующие установленным настоящим Порядком форме и требованиям к их содержанию, отклоняются конкурсной комиссией (пункт 3.7. Порядка).

Как следует из материалов дела, ИП ФИО3, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе, не было соблюдено требование, установленное подпунктом 4 пункта 2.2 Порядка № 771 (не приложены копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку), в связи с чем, его заявка была отклонена.

По мнению предпринимателя, поскольку заявка подписывалась непосредственно им, то он действовал от своего имени, в связи с чем, каких-либо документов, подтверждающих полномочия, не требуется. Кроме того, Постановление администрации города Хабаровска от 16.03.2016 № 771 не содержит конкретного перечня документов, способных подтвердить полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Указанные выводы, являются ошибочными в силу следующего.

Так, из системного анализа пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ в его взаимосвязи с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что гражданин имеет право осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГ'РИП).

Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утверждено положение о паспорте гражданина Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в настоящем случае документом, подтверждающим полномочия ИП, является паспорт гражданина Российской Федерации и выписка из ЕГРИП, так как именно с внесением регистрирующим органом соответствующей записи в данный реестр закон связывает наступление права гражданина заниматься предпринимательской деятельностью в качестве ИП.

Поскольку в составе заявки № 13 ИП ФИО3, поданной на участие в конкурсе по лоту № 1, отсутствовали копии документов, подтверждающих полномочия лица (копия паспорта), подписавшего заявку, решение конкурсной комиссии по отклонению заявки ИП ФИО3 следует признать правомерным.

Ссылки предпринимателя на постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 № 16486/09 по делу № А34-1010/2019 не могут быть приняты во внимание в силу различия характера правового регулирования правоотношений, регламентированных законодательством о закупках и правоотношений, связанных с организацией регулярных перевозок. В указанном постановлении не рассматривался вопрос о наличии или отсутствии в правовом поле документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявку. Президиумом рассмотрен вопрос правомерности требования от участника торгов документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, учитывая отсутствие такого требования в законодательстве о закупках.

При этом, Федеральный закон № 220-ФЗ не устанавливает порядка проведения открытого конкурса и требований к его проведению, а полномочия по его проведению возлагаются на орган местного самоуправления.

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  16.06.2021 по делу № А73-3485/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

     Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

     А.П. Тищенко