Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4712/2023
октября 2023 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2023 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Результат Девелопмент»: ФИО1 представителя по доверенности от 17.05.2023, сроком по 31.12.2023; ФИО2 представителя по доверенности от 01.07.2023, сроком по 31.12.2023;
от Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска: ФИО3 представителя по доверенности от 30.09.2022, сроком по 31.12.2023;
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае: ФИО4 представителя по доверенности от 25.09.2023, сроком до 30.09.2024;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска
на решение от 18.07.2023
по делу № А73-20591/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Результат Девелопмент» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае
о признании незаконным решения от 11.11.2022 № 955 «О направлении документации по планировке территории на доработку»,
об обязании утвердить проект внесения изменений в документацию по планировке территории земельного участка № 3 с кадастровым номером 27:23:0000000:28591 в Железнодорожном районе города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Результат Девелопмент» (далее - заявитель, ООО «СЗ «Результат Девелопмент», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее - ДАСиЗ администрации г. Хабаровска, Департамент) о признании незаконным решения от 11.11.2022 № 955 «О направлении документации по планировке территории на доработку», об обязании утвердить проект внесения изменений в документацию по планировке территории земельного участка № 3 с кадастровым номером 27:23:0000000:28591 в Железнодорожном районе города Хабаровска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае (далее – Уполномоченный).
Решением суда от 18.07.2023: заявленные обществом требования удовлетворены- признано незаконным оспариваемое решение Департамента, с обязанием последнего устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения его заявления от 18.10.2022 и подготовки по нему мотивированного решения; с Департамента в пользу общества взысканы 3000 руб. в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины; последнему из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «СЗ «Результат Девелопмент».
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: факт несоответствия законодательству замечаний, указанных Департаментом в решении от 11.11.2022 № 955, заявителем доказан не был, экспертиза по делу не проводилась; не обладая знаниями в вопросе архитектуры и градостроительства, ФИО5, не вправе давать оценку решению от 11.11.2022 № 955, поскольку такое решение вынесено в отношении документации по планировке территории, в вопросах которой у ФИО5 не имеется ни образования, ни практического опыта работы; незаконность решения от 11.11.2022 № 955 «О направлении документации по планировке территории на доработку» имеющимися в материалах дела документами и доводами заявителя не доказана.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ООО «СЗ «Результат Девелопмент» отклоняет доводы такой жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представители общества поддерживают доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Уполномоченного поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между Администрацией города Хабаровска в лице заместителя Мэра города Хабаровска, директора департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска и ООО «Специализированный застройщик «Результат Девелопмент» (правопреемник ООО «ДВПИ») заключен договор о комплексном освоении территории, расположенной по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, р-н Железнодорожный, номер земельного участка 3 от 19.01.2018 года (далее - Договор об освоении).
Согласно указанного договора 19.01.2018 между обществом и Департаментом заключен договор аренды земельного участка № 102 (далее - Договор аренды).
На основании вышеназванных договоров стороны осуществляют совместную деятельность по комплексному освоению территории в границах земельного участка с кадастровым № 27:23:0000000:28591.
Согласно ст. 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции, действовавшей на момент заключения договорам и исполнения обязательств по договору) комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории,образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории; по договору о комплексном освоении территории одна сторона в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить обязательства, предусмотренные законом (п. 2-4 и 7 ч. 5 ст. 46.4 ГрК РФ), а другая сторона (исполнительныйорган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения этих обязательств.
Администрацией города Хабаровска 10.02.2022 вынесено Постановление «О подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания) земельного участка № 3 с кадастровым номером 27:23: 0000000:28591 в Железнодорожном районе города Хабаровска, утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 19.10.2018 № 3640.
Администрация города Хабаровска постановила подготовить проект внесения изменений в документацию по планировке территории, Департаменту архитектуры, строительства и землепользования Администрации г.Хабаровска необходимо обеспечить проведение процедур, установленных ст. 46 ГрК РФ.
Обществом был подготовлен проект внесения изменений в документацию по планировке территории, в связи с чем 31.10.2022 заявление общества от 18.10.2022 с проектной документацией и комплектом документов поступило в Департамент, которым принято решение от 11.11.2022 № 955 «О направлении документации по планировке территории на доработку».
Обществу, согласно приложению № 1 к данному решению, указано на необходимость устранения следующих замечаний: уточнить принадлежность улично-дорожной сети в границах элемента планировочной структуры; обеспечить жилую застройку объектами социальной инфраструктуры; дополнить проект информацией о перспективном строительстве в юго-восточной части элемента планировочной структуры; дополнить пояснительную записку разделами водоснабжения, теплоснабжения, планами наружных сетей.
Общество, не согласившись с решением Департамента от 11.11.2022 № 955, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Статьей 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа: решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории; решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа (часть 3.1 статьи 46 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга) - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.
Утверждение документации по планировке территории является вопросом местного значения городского округа (пункт 26 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).
Постановлением Администрации города Хабаровска от 07.06.2018 № 2008 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении документации по планировке территорий (проектов планировки, проектов межевания) на территории городского округа «Город Хабаровск», внесении изменений в такую документацию, отмене такой документации или ее отдельных частей, признании отдельных частей такой документации не подлежащими применению» (далее -Административный регламент), согласно п. 2.3. которого (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) результатом предоставления муниципальной услуги является: принятие решения об утверждении документации по планировке территории; принятие решения об отклонении документации и о направлении ее на доработку в связи с ее несоответствием требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; принятие решения об утверждении проекта внесения изменений в документацию по планировке территории; принятие решения об отказе в принятии решения об утверждении проекта внесения изменений в документацию по планировке территории; принятие решения об отмене документации по планировке территории или ее отдельных частей; принятие решения об отказе в принятии решения об отмене документации по планировке территории или ее отдельных частей; принятие решения о признании отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению; принятие решения об отказе в признании отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению.
То есть, как верно установил суд, результатом предоставления муниципальной услуги по утверждению проекта внесения изменений в документацию по планировке территории может являться: принятие решения об утверждении проекта внесения изменений в документацию по планировке территории; принятие решения об отказе в принятии решения об утверждении проекта внесения изменений в документацию по планировке территории.
В соответствии с требованиями положений данного Административного регламента результат предоставления муниципальной услуги является стандартом предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 2.4. Административного регламента установлен срок предоставления муниципальной услуги.
Срок принятия решения об утверждении (об отклонении) документации по планировке территории составляет не более 5 месяцев со дня регистрации заявления.
Соответственно, Департамент, не принявший в пределах своей компетенции решение, установленное п. 2.3 Административного регламента (направив документацию по планировке территории на доработку, принял иное решение), нарушил требования положений Закона 210-ФЗ и Административного регламента, не оказав муниципальную услугу обществу.
Согласно пункту 2.12. Административного регламента одним из показателей доступности и качества муниципальной услуги в рамках стандарта предоставления муниципальной услуги является соблюдение сроков предоставления услуги.
В силу п. 1 ст. 5 Закона 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным решения Департамента от 11.11.2022 № 955, подлежат удовлетворению.
При это, суд верно посчитал, что надлежащим способом восстановления права, в рассматриваемом случае, будет обязание Департамента повторного рассмотреть заявление ООО «Специализированный застройщик «Результат Девелопмент» от 18.10.2022, и принять по нему мотивированное решение, в соответствии с п. 2.3 Административного регламента.
Приведенные доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 июля 2023 года по делу № А73-20591/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |