ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4821/2022 от 06.09.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4821/2022

сентября 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Нью Форест Про»: Бесхлебный А.Е. по доверенности от 14.10.2021, Турбина И.Е. по доверенности от 07.11.2019;

от министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: Щербакова А.Г. по доверенности от 15.02.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Нью Форест Про» на решение от 27.06.2022 по делу № А73-5548/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению акционерного общества «Нью Форест Про» (ОГРН 1182724030312, ИНН 2709016533) к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053) о признании незаконным бездействия в виде фактического не проведения конкурсов,

установил:

по обращению акционерного общества «Нью Форест Про» (далее – АО «Нью Форест Про», Общество) о наличии свободных лесных участков, поступила информация Комитета лесного хозяйства от 19.06.2020 № 02-30/9368 о возможности представления 8-ми лесных участков, объемом 330 тыс. куб метров древесины в год, а также проведении работ по их проектированию.

В период 2020-2021 гг. специализированными проектными организациями Федеральным бюджетным учреждением «Дальлеспроект» и обществом с ограниченной ответственностью «Лессцентр» выполнены проектные работы по постановке лесных участков на кадастровый учет. Проектная документация на лесные участки АО «Нью Форест Про» сдана и принята Комитетом лесного хозяйства начиная с апреля 2021 года.

АО «Нью Форест Про» в Комитет лесного хозяйства направлены 7 заявлений о проведении конкурса на право заключения договоров аренды лесных участков, в том числе: от 08.04.2021 б/н (лесной участок 27:09:0002101:281); от 27.04.2021 б/н (лесной участок 27:04:0804001:147); от 27.05.2021 б/н (лесной участок 27:07:0060104:503); от 27.05.2021 б/н (лесной участок 27:04:0207002:266); от 09.08.2021 № 1/08 (лесной участок 27:00:0000000:10201); 13.09.2021 б/н (лесной участок 27:04:0207002:283).

Письмом от 06.12.2021 № 05-49/16727 Комитет лесного хозяйства сообщил Обществу о том, что по 1 заявке (лесной участок с кадастровым номером 27:13:0801001:2243) вынесено решение об отказе в проведении конкурса (исх. от 24.11.2021 № 05-49/16058). По 6 заявкам (лесные участки с кадастровыми номерами 27:09:0002101:281, 27:07:0060104:503, 27:04:0207002:266, 27:04:0804001:147, 27:00:0000000:10201, 27:04:0207002:283, 27:13:0801001:2243) организована закупка на оказание услуг по оценке арендной платы лесных участков. Выявлен победитель – ООО «Аира Торрес». Ориентировочная дата заключения контракта на оказание услуг – 17.12.2021. Срок его исполнения составляет 15 дней с момента подписания контракта. По получении результатов проведения оценки арендной платы лесных участков Комитетом планируется организовать конкурсы на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины.

Письмом от 13.01.2022 № 05-50/224 в дополнение к письму от 06.12.2021 № 05-49/16727 Комитет лесного хозяйства сообщил АО «Нью Форест Про» следующее: по 5 заявкам (лесные участки с кадастровыми номерами 27:09:0002101:281, 27:07:0060104:503, 27:04:0207002:266, 27:04:0804001:147, 27:00:0000000:10201) ООО «Айра Торрес» осуществлена оценка рыночной стоимости ежегодной арендной платы за право пользования земельными участками. В соответствии с условиями контракта на оказание услуг результаты проведения оценки арендной платы лесных участков приняты комитетом лесного хозяйства Правительства Хабаровского края 27.12.2021. По 1 заявке (лесной участок с кадастровым номером 27:04:0207002:283) закупка в 2021 году не состоялась ввиду отклонения ее комитетом государственного заказа Правительства края в связи с невозможностью исполнить контракт до 31.12.2021. Сообщаем, что давность лесоустройства заявленных лесных участков составляет более 20 лет. С 01.01.2022 вступила в действие часть 10 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и со статьей 74 настоящего Кодекса), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка). Таким образом, организовать проведение открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, по лесным участкам с кадастровыми номерами 27:09:0002101:281, 27:07:0060104:503, 27:04:0207002:266, 27:04:0804001:147, 27:00:0000000:10201, 27:04:0207002:283 не представляется возможным.

На действия Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее – Министерство, ранее – Комитет лесного хозяйства) АО «Нью Форест Про» направило обращение в Хабаровскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

Заместителем Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в адрес министра лесного хозяйства внесено представление от 16.03.2022 № 2-16-2022 об устранении нарушений лесного законодательства, которым предложено рассмотреть настоящее представление с участием представителя Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры. Принять меры к недопущению впредь подобных нарушений.

Рассмотрев представление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений лесного законодательства от 16.03.2022 № 2-16-2022, Министерством принято решение: доводы о нарушениях требований лесного законодательства, указанные в представлении, приняты Министерством в полном объеме. По 6 заявлениям Общества конкурсы не организованы и не проведены в связи с длительностью процедур подготовки к проведению открытых конкурсов, установленных законодательством. В связи с тем, что указанные мероприятия были завершены 27.12.2021, осуществить проведение открытых конкурсов в 2021 году не представилось возможным.

АО «Нью Форест Про», не согласившись с решением Министерства от 13.01.2022 № 05-50/224 об отказе в проведении конкурсов, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в котором просило признать недействительным бездействие Министерства в виде фактического не проведения конкурсов в нормативные сроки согласно письма о невозможности проведения конкурсов от 13.01.2022 № 05-50/224. Кроме того, обязать Министерство провести конкурсы на право аренды 6-ти лесных участков кад. № 27:04:0207002:283, кад. № 27:04:0804001:147, кад. № 27:00:0000000:10201, кад. № 27:04:0207002:266, кад. № 27:07:0060104:503, кад. № 27:09:0002101:281.

Определением от 08.04.2022 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-5548/2022.

Решением от 27.06.2022 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования частично, обязать Министерство провести конкурсы на право аренды 6-ти лесных участков кад. № 27:04:0207002:283, кад. № 27:04:0804001:147, кад. № 27:00:0000000:10201, кад. № 27:04:0207002:266, кад. № 27:07:0060104:503, кад. № 27:09:0002101:281 с условиями о проведении таксации лесных участков и оформления лесоустроительной документации за счет победителя конкурса, в течении 2-х лет после подписания договоров аренды.

Заявитель жалобы указывает на то, что Министерством (ранее – Комитет лесного хозяйства) нарушены нормативные сроки, предусмотренные лесным законодательством для организации и проведения конкурса свыше 6 месяцев. Также считает, что Министерство лесного хозяйства могло не нанимать оценочную компанию, а рассчитать ставки самостоятельно по группам породного состава, перечень которых предоставлен заявителем на основании данных заявки. Полагает, что отказ в проведении конкурса негативно влияет на содержание, санитарную и пожарную безопасность вышеуказанных участков, т.к. они вышли из промышленного освоения минимум до 2025 года (до согласования бюджетного финансирования лесоустройства на 2023 год и 2 года для проведения таксационных работ и лесоустроительных совещаний).

Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 05.08.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда.

Министерство в отзыве не согласилось с доводами Общества, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали апелляционную жалобу и отзыв на нее соответственно.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

На основании частей 1, 2, 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в соответствии с ЛК РФ.

По общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса (часть 1 статьи 73.1 ЛК РФ).

В силу части 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 указанной статьи.

Частью 22 статьи 80.1 ЛК РФ организатору торгов предоставлено право на отказ от проведения конкурса в сроки, предусмотренные гражданским законодательством.

При этом указанное право организатора торгов не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия каких-либо оснований.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно материалам дела, основанием для принятия оспариваемого решения явилось вступление с 01.01.2022 в действие части 10 статьи 29 ЛК РФ, согласно которой предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и со статьей 74 ЛК РФ), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 ЛК РФ, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).

Судом по материалам дела установлено и не оспаривается Обществом, давность таксации лесных участков с кадастровыми номерами: 27:04:0207002:283, 27:04:0804001:147, 27:00:0000000:10201, 27:04:0207002:266, 27:07:0060104:503, 27:09:0002101:281, расположенных на территории Хабаровского края, Ванинского муниципального района, Уктурского лесничества составляет более 20 лет.

Невозможность проведения в настоящее время аукционов спорных лесных участков связана с отсутствием актуальных данных лесоустройства соответствующих лесных участков (исходя из имеющейся лесоустроительной документации), в силу прямого запрета, установленного частью 10 статьи 29 ЛК РФ. Проведение работ по составлению новой лесоустроительной документации предполагает значительный период времени, на который лесные участки, являющиеся предметом договора аренды, фактически выпадают из оборота.

С учетом изложенного правового регулирования и установленных по делу фактических обстоятельств, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования об оспаривании бездействия Министерства.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано: признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Поскольку отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Министерства, отсутствуют основания для удовлетворения требования апелляционной жалобы – обязать Министерство провести конкурсы на право аренды шести лесных участков.

 Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными, следовательно, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

При названных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, не подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 27.06.2022 по делу № А73-5548/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

     А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец