Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4852/2018
03 октября 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ФИО1: не явились;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска: ФИО2, представителя по доверенности от 12.01.2018;
от ООО «Транспортная компания «Лидер»: не явились;
от Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска: не явились;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО3 ЕН.В., представителя по доверенности от 29.12.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1
на решение от 17.07.2018 по делу № А73-8934/2018
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Манником С.Д
по заявлению ФИО1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
о признании незаконными решений об отказе в регистрации
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Лидер»; Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска; Управление Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – ФИО1) обратился в Арбитражный суд Хабаровского с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 28.02.2018 № 823-А, № 917А об отказе в регистрации по внесению в ЕГРЮЛ сведений в отношении ООО «Транспортная компания «Лидер».
К участию в деле привлечены ООО «Транспортная компания «Лидер» (далее – ООО «ТК «Лидер»), Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее – ИФНС по Индустриальному району) и Управление Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю.
Решением от 17.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением всех обстоятельств спора.
Представители налоговых органов в суде второй инстанции возражали против требований ФИО1 по основаниям, указанным в отзывах на апелляционную жалобу.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
ООО «ТК «Лидер» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав пояснения налоговых органов, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ТК «Лидер» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.10.2016 и единственным учредителем (участником) и директором общества являлась ФИО4.
Общество находится в стадии ликвидации с 01.09.2017.
На основании принятого от имени единственного участника общества решения о ликвидации общества в ЕГРЮЛ 01.09.2017 (ГРН 2172724504775) внесены сведения о начале ликвидации, назначении ФИО5 ликвидатором общества.
Вступившим 19.10.2017 в силу постановлением мирового судьи судебного участка № 7 судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» от 27.07.2017 № 5-460/2017-7 ФИО5 дисквалифицирован сроком на 1 год.
13.12.2017 за ГРН 2172724671733 внесена запись о дисквалификации ликвидатора общества ФИО5
В связи с дисквалификацией данного лица 22.12.2017 на основании представленного заявителем ФИО1 заявления по форме № Р14001 с приложением решения участника общества ФИО6 в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидаторе ФИО1, и об адресе общества, одновременно являющимся адресом места жительства ФИО1: <...>. кв. 34.
22.01.2018 от имени ликвидатора ФИО1 на государственную регистрацию поступило уведомление ООО «ТК «Лидер» о ликвидации юридического лица по форме № Р15001, и о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Также 23.01.2018 ликвидатором подано заявление ООО «ТК «Лидер» о ликвидации юридического лица по форме № Р16001, ликвидационный баланс, решение единственного участника общества, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
После проведения проверочных мероприятий регистрирующий орган 28.02.2018 принял решение об отказе в государственной регистрации № 823А во внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Этой же датой - 28.02.2018 принято решение №917А об отказе в государственной регистрации ликвидации общества.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 09.04.2018 № 13-12/27/07550 жалоба ФИО1 на решения регистрирующего органа оставлена без удовлетворения.
С 04.05.2018 сведения о ликвидаторе общества ФИО1 имеют в ЕГРЮЛ статус недостоверных (ГРН 2182724279428).
Не согласившись с решениями регистрирующего органа, ФИО1 оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Нормами статьи 32 Федерального Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен состав органов управления общества с ограниченной ответственностью, где указано, что высшим органом общества является общее собрание участников общества или единственный участник общества.
Исходя из подпункта 11 пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ основанием для ликвидации общества с ограниченной ответственностью является решение высшего органа общества: общего собрания участников или единственного участника Общества.
Согласно подпунктам 11-12 пункта 2 статьи 33 Закона № 14- ФЗ участники общества назначают ликвидатора, утверждают ликвидационные балансы.
Общий порядок ликвидации юридических лиц утвержден статьями 61 - 64.1 ГК РФ.
Пунктом 2 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс юридического лица утверждается его учредителями (участниками).
В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу (пункт 1 статьи 64.1 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации юридического лица, установлен пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации.
Документы, предусмотренные статьей 21 Закона о регистрации, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 Закона).
В силу статьи 4 Закона о регистрации ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Этой же нормой права на регистрирующие органы возложена обязанность обеспечить единство и сопоставимость сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
Единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона о регистрации такая проверка проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Статьей 51 ГК РФ и пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации установлен принцип публичности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий.
Пунктом 17 Приказа № ММВ-7-14/72@ установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность таких сведений, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.
При этом недостоверность сведений о юридическом лице в части его органов свидетельствует о том, что документы, представленные для государственной регистрации юридического лица, не соответствуют требованиям ГК РФ, Закона о регистрации, Закона № 149-ФЗ и Закона № 14- ФЗ.
Из пункта 4.4 статьи 9 Закона о регистрации следует, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых и единый государственный реестр юридических лиц.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации, подпунктом «х» которого предусмотрен отказ в государственной регистрации в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом о регистрации и качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Материалами дела подтверждено, что 22.01.2018 ООО «ТК «Лидер» лице ФИО1 представило в электронном виде на государственную регистрацию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15001 (входящий № 823А), а 23.01.2018 - заявление о ликвидации по форме № Р16001, ликвидационный баланс, решение единственного участника общества (входящий № 917Л).
29.01.2018 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации и проведены проверочные мероприятия.
В результате такой проверки установлена недостоверность сведений, включенных и включаемых в ЕГРЮЛ.
Так, инспекцией установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ общество создано 17.10.2016, единственным участником являлась ФИО6, до принятия решения о ликвидации (01.09.2017) ООО «ТК «Лидер» являлась его директором.
По информации налогового органа по месту регистрации учредителя - Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю, ФИО6 на повестки от 24.11.2017 № 2085, от 19.12.2017 № 2243 налогового органа на допрос в качестве свидетеля не является; фактическое место ее нахождения не установлено.
Налоговым органом направлялось обращение в правоохранительные органы от 12.01.2018 о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении учредителя ФИО4 в целях ее розыска и обеспечения явки, но такие мероприятия положительных результатов не дали.
Таким образом, учредитель общества уклоняется от явки, дачи пояснений, необходимых для проведения проверочных мероприятий, что указывает на «номинальность» учредителя и бывшего директора ООО «ТК «Лидер».
Относительно достоверности адреса места нахождения общества установлено следующее.
При государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ внесены сведения об адресе места нахождения общества: 680000, <...>, офис 13А.
При проверке достоверности этих сведений установлено отсутствие постоянно действующего исполнительного органа, что послужило основанием для внесения 13.09.2017 за ГРН 2172724522980 в ЕГРЮЛ записи о недостоверности адреса общества.
Касательно ликвидатора названного общество, находящегося в стадии ликвидации с 01.09.2017.
На основании принятого единственным участником решения о ликвидации в ЕГРЮЛ 01.09.2017 (ГРН 2172724504775) внесены сведения о начале ликвидации и назначении ФИО5 ликвидатором.
Вместе с тем, ФИО5 19.10.2017 дисквалифицирован сроком на 1 год, в связи с чем в ЕГРЮЛ 13.12.2017 за ГРН 2172724671733 внесена соответствующая запись.
Кроме того, налоговыми органами в отношении ФИО5 установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ он является «массовым учредителем», руководителем управляющих организаций (всего 47 юридических лиц), имеющих признаки отсутствия реальной финансово-хозяйственной деятельности (отчетность с нулевыми показателями, отсутствие материальных и трудовых ресурсов). При этом данное лицо активно использует правовой инструмент реорганизации юридических лиц в форме присоединения к «проблемным» юридическим лицам, как «схему ухода» от налогообложения, после завершения процедуры реорганизации ликвидирует правопреемника. Также, ФИО5 является ликвидатором юридических лиц, в отношении которых имеются такие признаки недостоверности, как указание юридического адреса, сведений о руководителе или учредителе.
В то же время, в связи с дисквалификацией ФИО5 (22.12.2017) и, предполагая наступление негативных последствий для ООО «ТК «Лидер», единственным участником общества ФИО4 принято решение о назначении нового ликвидатора, а именно, ФИО1 В связи с чем, регистрирующий орган на основании представленного заявления по форме № Р14001, решения ФИО4 22.12.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидаторе ФИО1
Одновременно был изменен и юридический адрес общества, который является и адресом места регистрации ФИО1: <...>.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес указанного жилого помещения, является адресом еще пяти юридических лип: ООО «ТК «Лидер», ООО «Метеор Инвест», OOО «Снаб», ООО «Глория», ООО «Вэлснаб». Полномочия должностного лица в указанных обществах прекращены у дисквалифицированного лица ФИО5 и возложены на ФИО1
Территориальный налоговый орган неоднократно проводил осмотр места нахождения выше названных юридических лиц по адресу ФИО1, что отражено в соответствующих актах от 22.11.2017, 19.12.2017, 25.01.2018, 06.03.2018, но место нахождения законного представителя юридических лиц не установлено.
Так же в отношении ООО «ТК «Лидер» установлено участие в «схемах получения необоснованной налоговой выгоды по НДС».
В ходе проверочных мероприятий по поручению регистрирующего органа ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска проведен допрос ликвидатора ФИО1
Согласно протоколу 05.02.2018, ФИО1 не осуществляет самостоятельно полномочия ликвидатора, поскольку обладает поверхностной информацией о порядке ликвидации спорного юридического лица.
Кроме того, имеются доверенности от 26.12.2017, выданные ФИО1 на имя ФИО5 с предоставлением последнему полномочий ликвидатора. Также установлено, что в пункте 5.6.2 представленного в электронном виде на государственную регистрацию уведомления № Р15001 и в пункте 2.6.2 заявления № Р16001 указан адрес электронной почты: oooukvostok@bk.ru, который принадлежит ФИО7
В сообщении о ликвидации общества, опубликованном в Вестнике государственной регистрации, указан адрес для предъявления требований кредиторами: <...>, являющийся одновременно адресом регистрации по месту жительства ФИО5; изменения в сообщение о ликвидации общества не вносились.
Таким образом, в течение срока приостановления государственной регистрации уполномоченным органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности сведений о юридическом лице и части его единственного участника, ликвидатора и адреса, что обоснованно позволило арбитражному суду согласиться с законностью обжалуемых решений инспекции.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, и новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, то основания для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.07.2018 по делу № А73-8934/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | А.П. Тищенко |
Е.А. Швец |