Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4918/2015
01 октября 2015 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2015 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" муниципального района имени Лазо: ФИО1;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО2, ФИО3, ФИО4;
от Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края: ФИО5
от Прокуратуры района имени Лазо Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" муниципального района имени Лазо
на решение от 10.08.2015 по делу № А73-4920/2015
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" муниципального района имени Лазо
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
третьи лица: Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края; Прокуратура района имени Лазо Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Хорская ТЭЦ» (ОГРН <***>; далее – предприятие, МУП «Хорская ТЭЦ») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 09.04.2015 № 0019/07-01 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в качестве третьи лиц привлечены: Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - администрация), Прокуратура района имени Лазо Хабаровского края (далее - прокуратура).
Решением суда от 10.08.2015 требование удовлетворено частично, указанное постановление управления отменено в части назначения заявителю административного штрафа, превышающего 561 096,65 руб., с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение полностью и прекратить производство по делу.
В обоснование своей жалобы приводит доводы о том, что предприятие использовало норму неснижаемого запаса топлива в условиях крайне необходимости, предотвратило наступление опасности, непосредственно угрожающей правам неопределенного круга лиц, что в силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным нарушением.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а также ссылалась на отсутствие вины в совершении административного правонарушения.
Представители управления отклонили доводы заявителя жалобы; в части снижения штрафной санкции ниже низшего предела возражений не высказали.
В заседании апелляционного суда представитель администрации поддержала позицию предприятия, указывая, что с ее стороны и стороны МУП «Хорская ТЭЦ» предпринимались все меры к тому, чтобы запас топлива соответствовал неснижаемому объему.
Прокуратура района участия не принимала, отзыв не представила.
В судебном заседании объявлялся перерыв.
Исследовав материалы настоящего дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, что 09.02.2015 прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Хорская ТЭЦ» требований законодательства об электроэнергетике, в ходе которой установлено нарушение статьи 46.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), выразившееся в том, что норма неснижаемого запаса топлива на предприятии составлял 1273 тонны, тогда как согласно Приказу Минэнерго России от 10.08.2012 № 377, Распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Правительства Хабаровского края от 09.07.2013 № 766-р для предприятия этот запас должно составлять 3 610 тонн.
12.02.2015 прокурором составлен акт осмотра и 13.02.2015 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, материалы которого направлены для рассмотрения в Дальневосточное управление Ростехнадзора.
09.04.2015 по результатам рассмотрения дела управлением вынесено постановление № 0019/07-01, которым МУП «Хорская ТЭЦ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.17 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 4 529 315,30 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, предприятие оспорило указанное постановление.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях заявителя имеется состав вмененного правонарушения, а также отсутствия оснований для применения положения о малозначительности. Вместе с тем, исследовав представленные в дело доказательства, установил, что нарушение неснижаемого запаса топлива на 09.02.2015 составило 598,2 тонны, следовательно, штрафная санкция должна составлять 1 122 193,29 руб.. Приняв во внимание характер совершенного административного правонарушения и положения статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, суд посчитал возможным снизить наказание ниже низшего предела, установив штраф в сумме 561 096,65 руб.
Возражения заявителя апелляционной жалобы и администрации направлены на несогласие с выводом суда о наличии вины предприятия во вмененном нарушении.
В силу статьи 46.1 Закона № 35-ФЗ собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».
Согласно пункту 2 данного Приказа норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (пункт 3).
Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункт 8).
Во исполнение данных документов Министерством жилищно-коммунального хозяйства Правительства Хабаровского края 09.07.2013 издано распоряжение № 766-р, которым для МУП «Хорская ТЭЦ» утвержден неснижаемый запас топлива на 2014-2017 годы в размере 3 610 тонн.
Из оспариваемого постановления и материалов настоящего дела следует, что предприятию вменено нарушение указанных выше нормоположений, выразившиеся в том, что на момент проверки запас топлива на МУП «Хорская ТЭЦ» составил ниже утвержденного норматива неснижаемого запаса топлива.
За нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, предусмотренной статьей 9.17 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Субъектом административной ответственности по статье 9.17 КоАП РФ выступает лицо, являющееся собственником или законным владельцем тепловой электростанции, производящей электрическую или тепловую энергию для потребителей.
Из материалов дела усматривается, что административным органом правильно определен субъект ответственности по вмененному нарушению - МУП «Хорская ТЭЦ».
Объективной стороной административного правонарушения является нарушение норм и правил нормативов запаса топлива, а также порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива.
Из представленных в порядке статьи 65 АПК РФ лицами, участвующими в деле, доказательств видно, что по состоянию на 09.02.2015 запас топлива на предприятии составлял 3011,8 тонн, что ниже установленного ННЗП на 598,2 тонны (3610 т – 3011,8 т).
Следовательно, в действиях заявителя имеется объективная сторона нарушения по статье 9.17 КоАП РФ.
Довод предприятия о том, что оно использовало ННЗП в условиях крайне необходимости и предотвратило наступление опасности, непосредственно угрожающей правам неопределенного круга лиц, не принимается во внимание, так как по смыслу статьи 46.1 Федерального закона №35-ФЗ нормативы создания запасов топлива обеспечиваются беспрерывно с момента утверждения нормативов создаваемых запасов топлива. При этом, обязанность по обеспечению нормативов запасов топлива возложена именно на собственников или иных законных владельцев тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, каковым в данном случае является МУП «Хорская ТЭЦ».
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Из оспариваемого постановления управления № 0019/07-01 видно, что субъективная сторона предприятия заключается в том, что оно не предприняло необходимых мер для обеспечения соблюдения законодательства в вышеназванной области.
Довод МУП «Хорская ТЭЦ» об отсутствии вины во вмененном нарушении со ссылкой на наличие договор поручения от 10.01.2014, заключенного с Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края в целях исполнения распоряжения Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 №461-р, отклоняется апелляционным судом.
Действительно, в силу названного договора, администрация взяла на себя обязательства от имени и за счет предприятия организовать поставку топлива для нужд предприятия, в том числе, заключить договор на поставку топлива по железной дороге в Муниципальный район имени Лазо с ООО «Межрайтопливо»; осуществлять контрольные функции за поставщика; согласовывать с последним сроки поставки топлива; осуществлять контроль за работой по завозу, учету и использованию топлива для выработки тепловой и электрической энергии.
В подтверждение выполнения перечисленных обязательств в материалы дела администрацией представлена переписка с поставщиком топлива, перевозчиком и Министерством ЖКХ Хабаровского края по отгрузке топлива (л.д.19-22, 49-51 т.1).
Однако надлежащих доказательств того, что предприятие само предпринимало необходимые и своевременные меры к соблюдению нормативов запасов топлива в материалы дела не представлено.
Ссылка на то, что еженедельно в администрацию подавалась оперативная информация о состоянии топлива в отопительном сезоне 2014/2015 года, в том числе на 04.02.2015, не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку не признается достаточной мерой по смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При том, что из таблицы на указанную дату уже видно, что запас на отчетную дату составляет 3 635,67 тонн при утвержденном ННЗТ 3 610 тонн.
Таким образом, в ходе повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, объективно препятствующих заявителю соблюсти требования действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд второй инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.17 КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы предприятия не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.08.2015 по делу № А73-4920/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Т.Д. Пескова |