Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4981/2021
22 сентября 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ротаря С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России: Меркурьевой А.А., представителя по доверенности от 10.09.2021,
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района: Селивоновой А.В., представителя по доверенности от 22.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России
на определениеот 14.07.2021
по делу № А73-11436/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района
об отсрочке исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.01.2021 удовлетворены исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании с Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Комитет) 53678944,66 рубля убытков.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 решение суда от 20.01.2021 оставлено в силе.
Судом первой инстанции 23.04.2021 выдан исполнительный лист серия ФС 034492674.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.07.2021 судебные акты от 20.01.2021, от 01.04.2021 оставлены без изменения.
В рамках данного дела Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда сроком до 01.02.2022.
Определением суда от 14.07.2021 заявление Комитета удовлетворенно.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в апелляционной жалобе, а также через своего представителя в судебном заседании, просит определение от 14.07.2021 отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований или существенно сократить срок предоставленной отсрочки.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что заявителем не представлено доказательств принятия мер по внесению изменений в сводную бюджетную роспись для получения финансирования, полагает, что предоставление отсрочки на длительный срок негативно отразится на финансовом положении взыскателя, в связи с чем оснований для ее предоставления не имеется.
Представитель Комитета в судебном заседании в отношении доводов апелляционной жалобы представил возражения, оспоренное в апелляционном порядке определение суда от 14.07.2021 просил оставить в силе.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит перечня конкретных оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела, решать вопрос о возможности рассрочки, отсрочки.
Пунктом 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018, предусмотрено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Таким образом, наличие обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, в каждом конкретном случае определяется арбитражным судом самостоятельно. При этом отсрочка (рассрочка) исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и реальной возможности исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом указанной нормы должник должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также то, что отсрочка его исполнения после окончания ее срока позволит исполнить судебный акт.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Таким образом, арбитражный суд должен разрешать вопрос об отсрочке исполнения судебного акта с учетом установленных им фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, и с учетом оценки представленных доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая при этом необходимость соблюдения баланса интересов взыскателя и должника.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ: финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
Суд первой инстанции в данном случае, учитывая статус должника, верно определил, что исполнение судебного акта должно осуществляться в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Комитет не имеет собственных источников доходов, выделение финансовой помощи из бюджета Хабаровского края является единственным источником поступления денежных средств для исполнения решения суда.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В силу статьи 217 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.
В подтверждение отсутствия денежных средств в достаточном для исполнения судебного акта объеме Комитетом в материалы дела представлены сведения о лимитах на субсидию в целях реализации получателем мероприятий: поставка тепловой энергии населению для нужд отопления; уведомление от 01.06.2021 о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.
Согласно сведениям о лимитах на субсидию, распределённых на 2021 год от 15.06.2021, остаток средств для распределения на 2021 год составляет 1273023,16 рубля (л.д.8).
В подтверждение достаточности денежных средств для исполнения судебного акта к февралю 2022 года, Комитетом в материалы дела представлено письмо Министерства ЖКХ Хабаровского края, согласно которому вопрос увеличения бюджетных ассигнований по субвенциям будет рассмотрен при очередном уточнении краевого бюджета на 2021 год в соответствии с установленным порядком.
Оценив представленные должником доказательства, установив затруднительность исполнения судебного акта, с учетом специфики деятельности должника, особенности его финансирования, поддерживающего заявленное требование, как по существу, так и по периоду испрашиваемой отсрочки, суд первой инстанции, исходя из необходимости достижения баланса интересов сторон, учитывая наличие объективной возможности осуществления финансовой помощи, которая будет направлена на погашение задолженности, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Комитета сроком до 01.02.2022.
Оснований для уменьшения указанного срока у суда апелляционной инстанции не имеется, учитывая отсутствие доказательств возможности исполнения Комитетом обязательств ранее установленной даты.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие доказательств о внесении изменения в сводную бюджетную роспись, во внимание не принимается, поскольку материалами дела подтверждён факт обращения Администрации в Министерство ЖКХ Хабаровского края по вопросу увеличения суммы бюджетных ассигнований на обеспечение обязательств администрации района в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 № 150, для погашения задолженности.
При изложенных обстоятельствах не является основанием для отмены либо изменения оспоренного в апелляционном порядке судебного акта и ссылка подателя жалобы на то, что предоставление отсрочки на длительный срок негативно отразится на финансовом положении взыскателя.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 14.07.2021 по делу № А73-11436/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Судья С.Б. Ротарь