1165/2023-37840(1)
Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5037/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Воронцова А.И., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в судебном заседании:
представителя акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт» Сидоренко А.В. по доверенности от 28 мая 2021 года
представителей общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» Афанасенко Е.Л. по доверенности от 9 января 2023 года № 31, Ким В.Х. по доверенности от 7 октября 2022 года № 180
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ»
на решение от 26 июля 2023 года
по делу № А73-3100/2023 Арбитражного суда Хабаровского края по иску акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт»
к обществу с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ»
о признании задолженности недействительной и об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
установил: акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» о признании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля по сентябрь 2022 года в сумме 272 047, 83 рублей отсутствующей, об урегулировании разногласий, возникших при заключении
договора от 11 июля 2022 года № ТКО-161/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец изменил предмет иска в части, просил признать указанный договор незаключенным.
Суд принял изменения истцом предмета иска в указанной части.
Решением суда от 26 июля 2023 года иск удовлетворен полностью.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в иске, по мотиву неполного выяснения судом обстоятельств дела, неправильного применения норм материального права. В обоснование указано, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения пункта 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила № 1156), согласно которому в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, такой договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора. Отсутствие в письменном виде договора, заключенного сторонами, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика возникает обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях в отношении принадлежащих ему объектов. Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их не иначе, как посредством услуг регионального оператора. На дату начала деятельности регионального оператора согласно Реестру мест площадок накопления ТКО и Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края у истца отсутствовали контейнерные площадки для объектов по указанным выше адресам; контейнерные площадки истца внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО только 30 сентября 2022 года. Учитывая отсутствие доказательств согласованного сторонами условия договора о коммерческом учете исходя из количества и объема контейнеров накопления ТКО, доказательств организации и включения места (площадки) накопления ТКО в реестр, территориальную схему, коммерческий учет объема и (или) массы ТКО правомерно производен ответчиком расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО. Доказательств, подтверждающих, что в спорный период услуга по вывозу ТКО ответчиком не оказана, либо оказана ненадлежащего качества, истец суду не представил.
Истец в отзыве заявил о несостоятельности доводов жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Представитель ответчика представил суду апелляционной инстанции отчеты по системе ГЛОНАСС и схемы размещения контейнерных площадок, ходатайствовал о приобщении к материалам дела.
Заслушав объяснения представителей, суд апелляционной инстанции приобщил представленные дополнительные доказательства к материалам дела, и удовлетворил ходатайство представителя истца об отложении судебного разбирательства для предоставления истцу возможности представить письменные мотивированные возражения по представленным доказательствам в целях соблюдения состязательности процесса и равноправия сторон.
К судебному заседанию 15 ноября 2023 года истец представил суду дополнительные доказательства и дополнительный отзыв, в обоснование, указав, что истец не имел объективной возможности пользоваться контейнерными площадками, указанными ответчиком, настаивал на доводе о том, что в соответствии с приказом по предприятию сотрудниками были минимизированы ТКО.
Заслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу обоснованной.
По материалам дела установлено, что ответчик, являющийся региональным оператором по обращению с ТКО 26 мая 2022 года направил истцу (потребитель) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Соглашение по существенным условиям договора на оказание услуг по вывозу ТКО с территории порта между сторонами не достигнуто.
Ответчик направил истцу проект договора от 11 июля 2022 года № ТКО- 161/ЮЛ на оказание услуг по обращению с ТКО.
Не согласившись с условиями, истец составил протокол разногласий от 6 сентября 2022 года, в ответ на который ответчиком направлен протокол рассмотрения разногласий о несогласии с заявленными истцом условиями.
Для оплаты за услуги по обращению с ТКО за период июль, август, сентябрь 2022 года региональный оператор выставил истцу счета-фактуры на общую сумму 272 047, 83 рублей, в том числе от 31 июля 2022 года на сумму 90 682, 61 рублей, от 31 августа 2022 года на сумму 90 682, 61 рублей и от 30 сентября 2022 года на сумму 90 682, 61 рубля.
Полагая договор на период июль, август, сентябрь 2022 года незаключенным, а услуги по обращению с ТКО не оказанными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев настоящее дело повторно, суд апелляционной инстанции не установил оснований признать выводы суда о правомерности исковых требований обоснованными.
Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора),
заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (пункт 3 указанной статьи Кодекса).
Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО урегулирован в разделе I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее - Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (пункт 8 (5) Правил № 1145).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8 (7) настоящих Правил рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
Согласно пункту 8 (10) Правил № 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8 (11) Правил № 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил № 1156).
В силу пункта 8 (15) Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок,
предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Таким образом, согласно приведенным нормам права в рассматриваемом случае, поскольку разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами не урегулированы, между ними заключен типовой договор на обращение с ТКО по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, соответственно, у истца, являющего потребителем, возникло обязательство по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях в отношении принадлежащих ему объектов.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о незаключенности договора на период июль, август, сентябрь 2022 года противоречит применимым нормам права.
Согласно пунктам 16 и 17 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видео фиксации и в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение трех рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Таким образом, надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Истец не представил суду доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО за спорный период.
Довод истца о минимизации образования ТКО апелляционным судом не принят, поскольку образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 года № 309-ЭС15-13978).
Следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Доказательств, подтверждающих приостановление деятельности порта, нахождение сотрудников порта на удаленной системе выполнения трудовых функций и т.п., позволяющие сделать бесспорный вывод о том, что в спорный период ТКО не образовывалось и, соответственно, не могло вывозиться региональным оператором, суду не представлено.
Представленные суду объяснения работников надлежащими доказательствами судом не признаны, поскольку не отвечают критериям допустимости доказательств в арбитражном суде, и не могут достоверно подтверждать заявленные доводы.
Довод истца о том, что истец не имел объективной возможности пользоваться контейнерными площадками, указанными ответчиком, судом апелляционной инстанции также отклоняется.
Региональный оператор осуществляет прием ТКО потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами, и несет ответственность за обращение с отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Региональный оператор обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную схемой обращения с отходами субъекта РФ, обязан принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с требованиями закона.
Схема потоков ТКО является неотъемлемой частью Территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года № 477-пр (далее – Территориальная схема Хабаровского края).
Территориальная схема Хабаровского края содержит приложение № 8 (2), в котором указана схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно данному приложению отходы, образуемые на территории г. Хабаровска направляются на обработку (в схеме указаны объекты обработки), на утилизацию (также указаны объекты утилизации), размещение (полигон ТКО для города Хабаровска).
В соответствии с Правилами № 1156 региональный оператор несет ответственность за соблюдение указанной императивно установленной схемы обращения с ТКО.
Таким образом, все собираемые на территории г. Хабаровска отходы транспортируются исключительно на те объекты обработки, утилизации и размещения ТКО, которые указаны в Территориальной схеме.
Собираются ТКО региональным оператором со всех мест накопления (контейнерных площадок), включенных в Территориальную схему.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила № 1039), в соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил № 1039, потребитель обязан складировать ТКО в контейнеры для накопления ТКО, которые располагаются на контейнерных площадках, которые включены в реестры мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих установленным требованиям; которые соответствуют законодательству Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; которые соответствуют правилам благоустройства муниципального образования, на территории которого находится контейнерная площадка.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами создание контейнерной площадки должно быть согласовано органом местного самоуправления, либо контейнерная площадка должна быть создана органом местного самоуправления самостоятельно.
Контейнерная площадка должна быть включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.
На основании пунктов 15 - 19 Правил № 1039 реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке.
В силу пунктов 10, 15 Правил № 1156, пункта 13 Типового договора потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 (далее - Правила № 505); обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их только посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Отсутствие у истца индивидуально-определенной, зарегистрированной за ним контейнерной площадки, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных на него обязанностей.
В силу возложенных на потребителя услуги по обращению с ТКО вышеназванных обязанностей, учитывая отсутствие собственной образованной в соответствии с требованиями закона контейнерной площадки, истец обязан был обеспечить складирование ТКО на общедоступных контейнерных площадках, в частности на контейнерных площадках, указанных ответчиком (близлежащих), либо на других общедоступных контейнерных площадках.
Поскольку полное отсутствие ТКО суд исключает, так как деятельность порта не приостанавливалась, презюмируется складирование истцом ТКО на
любой общедоступной контейнерной площадке, и, соответственно, оказание ответчиком истцу услуги по обращению с ТКО, которые подлежат оплате по установленному нормативу в соответствии с условиями типового договора, заключенного между сторонами в спорный период.
На основании совокупности изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в иске полностью.
Расходы на государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
В приобщении представленной истцом суду видеозаписи контейнерных площадок судом апелляционной инстанции отказано, поскольку истцом нарушено требование закона о раскрытии доказательств перед другой стороной.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 июля 2023 года по делу № А73-3100/2023 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт» (ОГРН: 1022701126106, ИНН: 2722011196) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» (ОГРН: 1162724068352, ИНН: 2723187548) расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Ж.В. Жолондзь
Судьи А.И. Воронцов
Н.Л. Коваленко