ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5061/2023 от 03.10.2023 АС Амурской области

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5061/2023

октября 2023 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2023 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего               Сапрыкиной Е.И.

судей                                                  Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска:  не явились;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: ФИО1;

от Администрации города Благовещенска:  не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления  жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска

на решение от  28.07.2023 по делу № А04-5213/2023

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска

к Управлению федеральной антимонопольной службы по Амурской области

о признании незаконным решения и предписания

третье лицо: Администрация города Благовещенска

УСТАНОВИЛ:

Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска (далее – управление ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – управление, антимонопольный орган) от 24.05.2023 по делу № 028/06/106-380/2023.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация города Благовещенска.

Решением суда от 28.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Управление ЖКХ обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, по мотиву нарушения судом норм материального права.

Антимонопольный орган  в отзыве на жалобу и в заседании суда апелляционной инстанции выразил несогласие с доводами апеллянта, указав на законность судебного решения.

Иные лица участия в судебном заседании не принимали; администрация отзыв не представила.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения  антимонопольного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что 24.04.2023 заказчиком - Управлением ЖКХ Администрации г. Благовещенска опубликовано извещение  о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию (техническому обслуживанию) муниципальных сетей наружного освещения и оборудования города Благовещенска.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.05.2023 №ЦПА1 на участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки, и в  соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 № ИЭА1 победителем электронного аукциона признается участник закупки идентификационный № 114184881.

ФИО2 обратился в УФАС России по Амурской области с жалобой на действия заказчика, указывая на нарушение в части не установления обязательных требований согласно части  2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Решением управления от  24.05.2023 по делу № 028/06/106-380/2023 жалоба признана обоснованной,  действия Управления ЖКХ признаны нарушающими  пункт 12 части 1 статьи 42, часть 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Также управлением  в адрес заявителя вынесено предписание, согласно которому в срок до 07.06.2023 заказчику указано отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 № ИЭА1; отменить протокол подачи ценовых предложений от 15.05.2023 № ЦПА1; внести в извещение (приложения к извещению) о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию (техническому обслуживанию) муниципальных сетей наружного освещения и оборудования города Благовещенска, объявленного извещением от 24.04.2023, изменения, соответствующие позиции Амурского УФАС России, отраженной в решении по делу № 028/06/106-380/2023; назначить новую дачу проведения электронного аукциона и продлить срок подачи заявок па участие в закупке; продолжить процедуру закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Оператору электронной площадки - РТС-тендер предписано: с момента выдачи предписания обеспечить Заказчику - Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска и уполномоченному органу — Администрации города Благовещенска возможность исполнения настоящего предписания; вернуть все поданные на участие в закупке заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи их вновь с учетом внесенных заказчиком изменений в извещение аукциона в электронной форме.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, Управление ЖКХ  обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействия) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.

Возражения заявителя  направлены на несогласие с данным выводом.

Проверив доводы апеллянта, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу  части 1 статьи  49 Закона № 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а», «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 данного Закона.

Пунктом  12 части 1 статьи 42 Закона  №44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с частью 2 статьи 31,  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В  случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31  Закона).

Дополнительные требования устанавливаются заказчиками в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, предметом закупки от 24.04.2023  являются услуги по содержанию (техническому обслуживанию) муниципальных сетей наружного освещения и оборудования города Благовещенска.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно положениям   пункта 23 части 2 статьи 2  Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Определение понятие «сооружение» также приведено в Общероссийском классификаторе ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст), cсогласно которому  примерами сооружения могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов, мосты, эстакады, тоннели, водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи, местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха.

С учетом изложенного, к сооружениям могут быть отнесены опоры освещения линий электропередач (линейно-кабельные сооружения).

Согласно Техническому заданию заказчика к оборудованию сетей наружного освещения относятся воздушные и наземные линии и их элементы, светильники и крепежные элементы, пункты питания, опоры, прочно связанные с землей, что также подтверждается техническим заданием, счетчики электрической энергии.

Таким образом, на обслуживание передается целый комплекс оборудования, являющийся по сути линейной строительной системой, имеющий в своем составе как наземную (опоры, светильники и крепежные элементы, пункты питания, счетчики электрической энергии), надземную (воздушная линия освещения) так и подземную части (подземная линия освещения – провода).

Также Техническим заданием, содержащим перечень мероприятий по обслуживанию опор (осмотр состояния опоры,  в том числе вспучивания бетона), подтверждается прочная связь объекта обслуживания с землей, поскольку нижняя часть опоры линии уличного освещения представляет собой основание прочно связанное с грунтом посредством бетонной стяжки. Это подтверждается тем, что опора является специальным приспособлением, предназначенным для удержания проводов и другого сопутствующего оборудования. Задача опоры – удержать подвешенные на ней кабели (провода), выдержать их одностороннее натяжение и устоять под воздействием ветра и климатических осадков. Бетонирование – это технологический процесс в строительстве, связанный с укладкой и твердением бетона для создания прочных основ и конструкций, обеспечивающих прочную связь с землей.

Помимо этого, металлические опоры, представленные техническим заданием заказчика, особенно нуждаются в укреплении последних бетоном из-за их меньшего веса по сравнению с бетонными столбами.

Таким образом, муниципальные сети наружного освещения и оборудования города Благовещенска, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, имеют линейную строительную систему, состоящую из надземной, наземной и подземной частей, что подтверждается,  в том числе техническим заданием заказчика.

Кроме того, опоры являются неотъемлемой частью сетей уличного освещения и не являются самостоятельным объектом, а составляют единую конструкцию, предназначенную в том числе для установки светильников наружного освещения, обеспечивающих надлежащее функционирование уличного освещения, обслуживание которых входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Следовательно, воздушные линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами составляют единый функциональный комплекс по смыслу пункта  1 статьи  133 ГК РФ, а именно – сооружение, прочно связанное с землей.

При этом позицией 14 Постановления Правительства РФ  № 2571 установлено, что в случае осуществления закупки по техническому обслуживанию зданий, сооружений, Заказчик устанавливает следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг.

 Пунктом 3  этого Постановления установлено, что позиция 14 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.

Из материалов дела следует, что начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки  3 398 500,00 рублей. Соответственно, заказчик обязан установить дополнительные требования в извещении рассматриваемой закупки.

Вместе с тем, поскольку данные требования не были заказчиком соблюдены, вывод антимонопольного органа об имевшем месте нарушении признается верным.

Следовательно,  вывод арбитражного суда о законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа  является обоснованным.

Оснований для признания недействительным  оспариваемого предписания  также не имеется, поскольку оно вынесено на основании вышеуказанного решения управления.

Доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от  28.07.2023 по делу № А04-5213/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец