1055/2023-36824(1)
Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5089/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года. Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Волковой М.О.,
судей Иноземцева И.В., Коваленко Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО «СЛС Благовещенск»: ФИО1, доверенность от 26.10.2023,
от Администрации г.Благовещенска: ФИО2, доверенность от 27.03.2023 № 01-10/3548,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «СЛС Благовещенск», Администрации города Благовещенска
на определение от 28.07.2023, решение от 28.07.2023 по делу №А04-2052/2023
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью «СЛС Благовещенск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об изменении условий концессионного соглашения
третьи лица: Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Министерство юстиции Амурской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, Министерство жилищно-
коммунального хозяйства Амурской области, публичное акционерное общество «Московский кредитный банк», Автономная некоммерческая организация «Центр развития территорий»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «СЛС Благовещенск» (ООО «СЛС Благовещенск») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации города Благовещенска (Администрация) об изменении условий концессионного соглашения № 1 от 19.04.2021 в части увеличения оплаты концессионера.
Требование мотивировано необходимостью установки дополнительных светильников для архитектурно-художественной подсветки (АХП) 15-ти объектов соглашения, что влечет увеличение постоянной части эксплуатационного платежа концессионеру за надлежащую эксплуатацию объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Министерство юстиции Амурской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, публичное акционерное общество «Московский кредитный банк», автономная некоммерческая организация «Центр развития территорий».
В соответствии с уточненными требованиями, принятыми судом к рассмотрению, истец просил внести изменения в концессионное соглашение согласно проекту дополнительного соглашения следующего содержания:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ №
к Концессионному соглашению в отношении объектов наружного
освещения, находящихся в собственности города Благовещенска, от 19 апреля
2021 г. № 1
г. Благовещенск « » 2023 г.
Муниципальное образование город Благовещенск, именуемое в дальнейшем «Концедент», от имени которого выступает администрация муниципального образования города Благовещенска, действующая на основании Устава муниципального образования города Благовещенска, принятого решением Думы города Благовещенска (третий созыв) от 26 мая 2005 г. № 62/89, в лице мэра города Благовещенска ФИО3, действующего на основании Устава, с одной стороны, и
Общество с ограниченной ответственностью «СЛС Благовещенск», в лице директора управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «БЛ Инвест» Табакова Валерия Алексеевича, действующего на основании Договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации № 02 от 20 апреля 2021г. и Устава общества, с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», в соответствии с пунктом 29.1 Концессионного соглашения в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Благовещенска, от 19 апреля 2021 г. № 1 (далее - «Концессионное соглашение») заключили настоящее дополнительное соглашение к Концессионному соглашению («Дополнительное соглашение») о нижеследующем:
«22.6.2. Размер Постоянной части Эксплуатационного платежа состоит из двух элементов - Постоянная часть Эксплуатационного платежа № 1 и Постоянная часть Эксплуатационного платежа № 2.
При этом:
a. во избежание сомнений, указанное количество светильников приведено исключительно для целей расчета Постоянной части Эксплуатационного платежа № 1;
b. при определении Постоянной части Эксплуатационного платежа № 1 в первых четырех отчетных периодах действия Соглашения размер удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника за отчетный период, указанный в абзаце 1 настоящего пункта, уменьшен на 1108 рублей 87 копеек за светильник (включая НДС) в силу согласованного Сторонами снижения размера участия Концедента в расходах
на эксплуатацию Объекта Соглашения в указанных отчетных периодах и принятия данных расходов на себя Концессионером в соответствующей части;
c. при определении Постоянной части Эксплуатационного платежа № 1 в следующих четырех отчетных периодах действия Соглашения размер удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника за отчетный период, указанный в абзаце 1 настоящего пункта, уменьшен на 570 рублей 29 копеек за светильник (включая НДС) в силу согласованного Сторонами снижения размера участия Концедента в расходах на эксплуатацию Объекта Соглашения в указанных отчетных периодах и принятия данных расходов на себя Концессионером в соответствующей части.
ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ В СОСТАВЕ ПЛАТЫ КОНЦЕ
ДЕНТА Раздел 1. Размер платежей в составе Платы Концедента за отчетный
период
тыс. руб.
Период | ||||||
Размер | в том числе: | в том числе: | в том числе: | в том числе: | ||
платы | Инвестиционный | Предельный размер | Постоянная часть | Постоянная часть | ||
(квартал) | ||||||
Концедент | платеж, | Переменной части | Эксплуатационного | Эксплуатационного | ||
N° п/п | а, всего | (не облагается | Эксплуатационного | платежа № 1, (в | платежа № 2, (в | |
НДС) | платежа, (в т.ч. НДС) | т.ч. НДС) | т.ч. НДС) | |||
16 298 | 8 663 | 0 | ||||
15 887 | 8 663 | 0 | ||||
13 737 | 8 663 | 0 | ||||
10 377 | 8 663 | 0 | ||||
7 840 | 17 721 | 0 | ||||
7 033 | 17 721 | 0 | ||||
7 103 | 17 721 | 0 | ||||
7 072 | 17 721 | 171,430 | ||||
7 039 | 27 292 | 182,859 | ||||
7 109 | 27 292 | 274,288 | ||||
7 119 | 27 292 | 457,147 |
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 129 | 27 292 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 199 | 28 384 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 270 | 28 384 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 342 | 28 384 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 414 | 28 384 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 487 | 29 519 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 561 | 29 519 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 635 | 29 519 | 514,290 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 711 | 29 519 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 787 | 30 700 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 863 | 30 700 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 941 | 30 700 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 019 | 30 700 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 098 | 31 928 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 178 | 31 928 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 258 | 31 928 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 340 | 31 928 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 422 | 33 205 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 505 | 33 205 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 589 | 33 205 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 673 | 33 205 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 759 | 34 533 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 845 | 34 533 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 932 | 34 533 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 020 | 34 533 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 109 | 35 915 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 199 | 35 915 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 290 | 35 915 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 381 | 35 915 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 474 | 37 351 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 920 664 | 148 350,924 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
подписания обеими Сторонами и является неотъемлемой частью Концессионного соглашения.
В ходе рассмотрения спора сторонами заявлено ходатайство о заключении мирового соглашения.
Определением от 28.07.2023 в удовлетворении данного ходатайства отказано.
По результатам рассмотрения спора решением от 28.07.2023 в удовлетворении иска отказано.
На указанные судебные акты ООО «СЛС Благовещенск» и Администрацией г.Благовещенска поданы апелляционные жалобы, в которых стороны считают определение и решение подлежащими отмене, ссылаясь на неверное определение судом взаимоотношений сторон, неправильное применение норм материального права.
В обоснование указано, что в ходе рассмотрения спора стороны договорились изменить условия концессионного соглашения путем подписания мирового соглашения, Администрацией признаны уточненные требования истца; изменения, согласованные сторонами, не относятся к существенным; возможность изменения условий концессионного соглашения, установленную частью 3 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; отсутствие нарушений требований антимонопольного законодательства, поскольку существенные условия соглашения не изменяются, при этом, допускается изменение существенных условий концессионного соглашения без согласования с антимонопольным органом; заключение концессионного соглашения в отсутствие конкурсных процедур; правомерность и законность заключения концессионного соглашения подтверждена решением Арбитражного суда Амурской области от 17.12.2020 по делу № А04-7969/2020.
По мнению заявителей жалоб, поскольку в согласованном сторонами мировом соглашении речь идет об изменении платы концедента, касающейся увеличения расходов на эксплуатацию объектов АХП (3,5% от суммы соглашения), что отнесено законодателем к иным (несущественным) условиям концессионных соглашений, каких-либо законодательных ограничений по заключению мирового соглашения на указанных условиях не установлено, стороны вправе на законных основаниях заключить такое мировое соглашение.
В судебном заседании представители ООО «СЛС Благовещенск» и Администрации г.Благовещенска поддержали доводы своих жалоб, ходатайствуя об отмене определения и решения суда и утверждении мирового соглашения на согласованных сторонами условиях.
Третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228- ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своих представителей и отзывы на жалобы не направили.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб, позицию сторон, апелляционный суд считает оспариваемые определение и решение подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела 24.04.2020 от ООО «СЛС Благовещенск» в Администрацию г.Благовещенска поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Благовещенска, с приложением проекта концессионного соглашения.
Предложение инвестора (включая проект концессионного соглашения), выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии частью 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях размещено на сайте www.torgi.gov.ru 13.07.2020.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения от 04.09.2020 № 1 следует, что поступила одна заявка о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении
объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Благовещенска, от ООО «Лига-Гарант». Конкурсной комиссией принято решение о признании заявки ООО «Лига-Гарант», не соответствующей требованиям, предусмотренным части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Согласно разделу 2 соглашения концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки на условиях, установленных соглашением, обеспечить проектирование, создание и (или) реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имуществ, входящего в объект соглашения в порядке и сроки, предусмотренные программой модернизации (приложение № 3); осуществлять деятельность по освещению территории путем использования (эксплуатации) объектов имущества в составе объекта соглашения, переданных концессионеру по соглашению, а также созданных в соответствии с программой модернизации.
Объектом соглашения является недвижимое имущество и технологически связанное с ним движимое имущество, существующее на дату заключения соглашения, а также создаваемое концессионером, а именно: линии (сети) наружного освещения и иное движимое имущество, связанное с линиями (сетями) наружного освещения, предназначенные для осуществления деятельности по наружному освещению, право собственности на которое принадлежит (будет принадлежать) концеденту.
Соглашение заключено на срок в 15 лет (пункт 4.1).
В соответствии с разделом 22 соглашения плата концедента состоит из инвестиционного платежа и эксплуатационного платежа.
Эксплуатационный платеж в составе платы концедента включает в себя постоянную часть и переменную часть.
Размер постоянной части эксплуатационного платежа в отчетном периоде определен как произведение удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника за отчетный период (1 688,63 руб., включая НДС) и количества светильников 14 943 шт., с учетом ежегодной индексации, начиная с 4 квартала 2021 года, на индекс потребительских цен на соответствующий год согласно Прогнозу социально-
экономического развития Российской Федерации, разработанному Министерством экономического развития РФ) и приведен в разделе 1 Приложения № 4 («Порядок направления платежей в составе Платы Концедента») к Соглашению (пункт 22.6.2).
При определении постоянной части эксплуатационного платежа в первых четырех отчетных периодах действия соглашения размер удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника за отчетный период, указанный в абзаце 1 настоящего пункта, уменьшен на 1 108,87 руб. за светильник (включая НДС) в силу согласованного сторонами снижения размера участия концедента в расходах на эксплуатацию объекта соглашения в указанных отчетных периодах и принятия данных расходов на себя концессионером в соответствующей части.
При определении постоянной части эксплуатационного платежа в следующих четырех отчетных периодах действия Соглашения размер удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника за отчетный период, указанный в абзаце I настоящего пункта, уменьшен на 570,29 руб. за светильник (включая НДС) в силу согласованного сторонами снижения размера участия концедента в расходах на эксплуатацию объекта соглашения в указанных отчетных периодах и принятия данных расходов на себя концессионером в соответствующей части.
В приложении А к приложению № 1 стороны указали перечень объектов наружного освещения, находящиеся в муниципальной собственности.
В приложении № 4 установлен порядок направления платежей в составе платы концедента.
Приложением Г к приложению № 1 стороны определили объекты для создания архитектурного освещения, согласно которому 15 зданий и сооружений подлежат архитектурной подсветке (с указанием адресов зданий и вида подсветки).
Согласно актам выполненных работ от 30.12.2022 концессионер выполнил работы по установке светильников архитектурно-художественной подсветки 5-ти объектов.
По результатам выполнения работ концессионер установил, что количество светильников для АХП, предусмотренных в концессионном соглашении, недостаточно для подсветки всех 15-ти объектов.
В этой связи концессионер письмом от 09.03.2023 обратился в Администрацию г.Благовещенска с предложением заключить дополнительное соглашение, исходя из количества 170 светильников на 15-ти объектах (2 550
светильников), с увеличением суммы расходов на эксплуатацию указанного количества светильников.
Письмом от 13.03.2023 № 01-11/2958 Администрация отказалась от подписания дополнительного соглашения ввиду отсутствия дополнительных средств в городском бюджете.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом уточнения).
Правоотношения сторон подлежат регулированию положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Закон о концессионных соглашениях), общими нормами об исполнении обязательств.
В соответствии со статьей 1 Закона о концессионных соглашениях концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В силу статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно статье 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий
городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
Концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, в том числе обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения (статья 10 Федерального закона № 115-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон.
Согласно части 4 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение по требованию стороны соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Порядок изменения концессионного соглашения от 19.04.2021 установлен разделом IX соглашения.
В соответствии с пунктом 29.1 соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия соглашения, определенные на основании постановления Администрации г.Благовещенска от 17.03.2021 № 871 «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Благовещенска», могут быть
изменены по соглашению сторон на основании решения концедента и в иных случаях, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях.
Соглашение по требованию одной из сторон может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Законодательством и (или) соглашением (пункт 29.2).
Изменение условий концессионного соглашения осуществляется по согласованию с антимонопольным органом в случаях, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях (пункт 29.3).
Изменение настоящего соглашения осуществляется в письменной форме путем подписания дополнительного соглашения (пункт 29.6).
Согласно части 3.8. статьи 13 Закона о концессионных соглашениях в случае, если концедентом по концессионному соглашению является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, изменение условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменение существенных условий концессионного соглашения, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются по согласованию с антимонопольным органом, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента в рамках финансового участия концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок.
Положения части 3.8 настоящей статьи не применяются к концессионным соглашениям, которые заключены без проведения конкурса с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 3.8-1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истец указал на следующие обстоятельства.
Согласно Приложению № 3 к концессионному соглашению концессионер выполняет работы по созданию архитектурного освещения зданий и сооружений в количестве 15-ти зданий в соответствии с Приложением Г к
Приложению № 1 на основании проекта, согласованного с концедентом согласно пункту 10.4 соглашения.
Поскольку на стадии заключения концессионного соглашения параметры архитектурного освещения и стоимость эксплуатации созданной архитектурной художественной подсветки (АХП) не были определены по обстоятельствам, не зависящим от сторон, предполагалось, что в количество светильников, используемых при создании АХП, войдет количество светильников, предусмотренных пунктом 22.6.2. соглашения (14 943 шт.).
После подписания сторонами концессионного соглашения Администрацией заключено соглашение о взаимодействии с АНО «Центр развития территорий» с целью создания единого архитектурного облика города.
Концессионером разработана и согласована с концедентом проектная документация в отношении объектов АХП.
Вместе с тем, в результате проектирования и монтажа на 15-ти объектах количество дополнительных светильников составило порядка 2 550 шт., (общее количество 17 493 шт.), что превышает установленное пунктом 22.6.2. соглашения количество (14 943 шт.).
Необходимость в обязательном порядке согласования проектов АХП с АНО «Центр развития территорий» привела к непредусмотренному увеличению количества эксплуатируемых светильников в составе АХП.
В свою очередь, согласование большего количества светильников с АНО «Центр развития территорий», их установка и эксплуатация приводит к дополнительным расходам концессионера на их содержание и эксплуатацию, в то время как соглашением не предусмотрено возмещение концессионеру дополнительных затрат.
При этом, изначально при подаче искового заявления истцом предложен расчет размера постоянной части эксплуатационного платежа, с учетом дополнительного количества светильников (2 550 шт.), после проектирования и монтажа на 15-ти объектах АХП (170 шт. в среднем на один объект АХП), исходя из удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника (1 688,63 руб.), установленной пунктом 22.6.2. концессионного соглашения.
Учитывая, что при таком подходе дополнительные расходы концедента за 13 лет действия соглашения составили бы 329 282 876 руб., в ходе рассмотрения настоящего спора, в целях уменьшения расходов концедента на эксплуатацию АХП, стороны пришли к соглашению о расчете платежа, исходя не из количества светоточек на каждом объекте АХП, а исходя из расходов на
эксплуатацию каждого объекта АХП, как единого объекта, без привязки к количеству светоточек, с учетом высотности здания, типа привлекаемой вышки, привлечения электриков-альпинистов и прочих обстоятельств.
В этой связи размер эксплуатационного платежа по соглашению сторон уменьшен до 148 350 924 руб. на период действия концессионного соглашения, что явилось предметом мирового соглашения и основанием для его подписания, то есть иной порядок расчета эксплуатационного платежа, который не зависит от количества светоточек.
Согласно частям 1-3 статьи 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иным федеральным законом.
Мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.
В соответствии с частью 1 статьи 141 АПК РФ мировое соглашение утверждается арбитражным судом, в производстве которого находится дело.
Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении ходатайства сторон о заключении мирового соглашения и в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе изменение количества светоточек, необходимых для АХП, не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть, а подписание после заключения концессионного соглашения между Администрацией г.Благовещенска и АНО «Центр развития территорий» 27.10.2021 соглашения о взаимодействии не является основанием для внесения изменений в концессионное соглашение, как не являющееся обстоятельством, предусмотренным статьей 451 ГК РФ; указанные истцом обстоятельства связаны с обнаружением ошибки, допущенной сторонами при заключении соглашения, и не могут быть квалифицированы как изменившиеся после его заключения.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истец не представил, наличие оснований для изменения условий концессионного соглашения не доказал.
Кроме того, суд счел, что внесение испрашиваемых истцом изменений в редакции представленного дополнительного соглашения может привести к нарушению норм антимонопольного законодательства, в частности, имеет признаки нарушения статей 15 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».
Указанные выводы суда являются неверными, исходя из следующего.
В соответствии с Приложением № 3 к концессионному соглашению в программу модернизации объекта соглашения входит создание архитектурного освещения зданий и сооружений – 15 зданий и сооружений, что свидетельствует об обязанности концессионера создать АХП.
Создание архитектурного освещения зданий и сооружений не изменяет переданное концессионеру количество светильников, поскольку архитектурное освещение должно быть вновь создано как объект движимого имущества, которое в последующем подлежит включению в реестр муниципальной собственности в количестве 15 зданий и сооружений.
При этом, количество светоточек (АХП) на определенном здании становится известным после разработки и согласования проекта такой подсветки, соответственно, стоимость содержания и эксплуатации подсветки при заключении концессионного соглашения не могла быть определена, которая зависит от этажности здания, его площади, цветового оформления, технических характеристик подсветки.
В этой связи после заключения концессионного соглашения 27.10.2021 Администрацией с АНО «ЦРТ» заключено соглашение о взаимодействии, в том числе по архитектурной и праздничной подсветке зданий, в рамках которого АНО «ЦРТ» разрабатываются эскизные предложения, применяющиеся в последующем как задание к разработке проекта архитектурной художественной подсветки.
Как указано выше, в ходе рассмотрения настоящего спора в целях уменьшения расходов концедента на эксплуатацию АХП, стороны пришли к соглашению о расчете платежа, исходя не из количества светоточек на каждом объекте АХП, а исходя из расходов на эксплуатацию каждого объекта АХП, как единого объекта, без привязки к количеству светоточек, с учетом высотности здания, типа привлекаемой вышки, привлечения электриков-альпинистов и прочих обстоятельств.
Таким образом, размер эксплуатационного платежа по соглашению сторон уменьшен до 148 350 924 руб. на период действия концессионного соглашения, что явилось предметом мирового соглашения и основанием для
его подписания, то есть иной порядок расчета эксплуатационного платежа, который не зависит от количества светоточек.
В этой связи судом сделан неверный вывод относительно увеличения количества светильников при заключении дополнительного соглашения (мирового соглашения), поскольку светоточки АХП не учитываются как отдельная единица при расчете эксплуатационного платежа, а учитывается 1 объект АХП на одном здании (по условиям концессионного соглашения – 15 зданий).
При этом, содержание объектов АХП при заключении концессионного соглашения не было учтено.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями части 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях Администрацией г.Благовещенска предложение о заключении концессионного соглашения размещено на официальном сайте в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения.
Конкурс Администрацией не проводился.
Концессионное соглашение заключено в порядке, предусмотренном статьей 37 Закона о концессионных соглашениях без проведения конкурса, исходя из того, что по прошествии установленного законом срока не поступило заявок о готовности участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом о концессионных соглашениях.
В связи с указанным концессионное соглашение заключено в порядке части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях с лицом, выступившим с инициативой о его заключении на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса.
Правомерность и законность заключения спорного концессионного соглашения подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 17.12.2020 по делу № А04-7969/2020.
С учетом установленного, вывод суда о том, что дополнительное соглашение (мировое соглашение) об увеличении платы концедента может иметь результат ограничения конкуренции и создание преимущественных условий для ООО «СЛС Благовещенск», является неверным.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для отказа как в утверждении мирового соглашения, так и в удовлетворения иска.
Доводы апелляционных жалоб, в связи с изложенным, признаются обоснованными.
В силу части 2 статьи 140 АПК РФ мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.
В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие федеральному закону.
Текст мирового соглашения аналогичен уточненным исковым требованиям, согласно которым стороны договорились изменить сумму эксплуатационного платежа путем внесения в концессионное соглашение № 1 от 19.04.2021 изменений в пункт 22.6.2 и Приложение № 4 («Порядок направления платежей в составе Платы Концедента»).
Учитывая, что мировое соглашение, оформленное в письменном виде и подписанное уполномоченными лицами, не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции считает ходатайство сторон об утверждении мирового соглашения подлежащим удовлетворению.
Поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, решение и определение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об утверждении мирового соглашения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 28.07.2023 и определение Арбитражного суда Амурской области от 28.07.2023 по делу № А04-2052/2023 отменить.
Утвердить заключенное обществом с ограниченной ответственностью «СЛС Благовещенск» и Администрацией города Благовещенска мировое соглашение в согласованной сторонами редакции:
«1. Стороны договорились изменить сумму эксплуатационного платежа, в связи с чем Стороны вносят в Концессионное соглашение № 1 от 19.04.2021 следующие изменения:
«22.6.2. Размер Постоянной части Эксплуатационного платежа состоит из двух элементов: Постоянная часть Эксплуатационного платежа № 1 и Постоянная часть Эксплуатационного платежа № 2.
a. во избежание сомнений, указанное количество светильников приведено исключительно для целей расчета Постоянной части Эксплуатационного платежа № 1;
b. при определении Постоянной части Эксплуатационного платежа № 1 в первых четырех отчетных периодах действия Соглашения размер удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника за отчетный период, указанный в абзаце 1 настоящего пункта, уменьшен на 1108 рублей 87 копеек за светильник (включая НДС) в силу согласованного Сторонами снижения размера участия Концедента в расходах на эксплуатацию Объекта Соглашения в указанных отчетных периодах и принятия данных расходов на себя Концессионером в соответствующей части;
с. при определении Постоянной части Эксплуатационного платежа № 1 в следующих четырех отчетных периодах действия Соглашения размер удельной стоимости эксплуатации, текущего ремонта и содержания одного светильника за отчетный период, указанный в абзаце I настоящего пункта, уменьшен на 570 рублей 29 копеек за светильник (включая НДС) в силу
согласованного Сторонами снижения размера участия Концедента в расходах на эксплуатацию Объекта Соглашения в указанных отчетных периодах и принятия данных расходов на себя Концессионером в соответствующей части.
ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ В СОСТАВЕ ПЛАТЫ КОНЦЕДЕНТА
Раздел 1. Размер платежей в составе Платы Концедента за отчетный период, тыс. руб.
Период |
в том числе: | в том числе: |
в том числе: |
Размер платы | Постоянная часть | Постоянная часть |
Инвестиционный |
(квартал), |
Концедента, | Эксплуатационного | Эксплуатационного |
платеж, (не | в том числе: |
всего | платежа № 1, (в т.ч. | платежа № 2, (в т.ч. |
№ п/п | облагается НДС) | Предельный размер |
НДС) | НДС) |
Переменной части |
Эксплуатационного |
платежа, (в т.ч. НДС) |
20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | |||||||||||||||||||||||||
552 874 | 148 350,924 | ||||||||||||||||||||||||
- Ответчик обязуется погасить судебные расходы Истца по уплате государственной пошлины в размере 25% - 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей (пункт I статьи 33340 НК РФ) в срок до 30.07.2023;
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 139, 140 и 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны просят утвердить настоящее мировое соглашение.
Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные частью 3 статьи 151, статьями 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сторонам известны».
Производство по делу № А04-2052/2023 прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.О. Волкова
Судьи И.В. Иноземцев
Н.Л. Коваленко