ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5152/19 от 26.09.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5152/2019

02 октября 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.,

при участии  в заседании:

от индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Аркадьевича: Токарев Е.А. по доверенности от 14.03.2019 № 27АА1343640;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: Кузьмина А.А. по доверенности от 09.11.2018 № ДОВ-053,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Аркадьевича

на решение от  12.07.2019

по делу № А73-6859/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

позаявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Аркадьевича (ОГРНИП 3082721100500034, ИНН 272100027225)

к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630)

о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, изложенного в уведомлении от 01.03.2019 № КУВД-001/2019-2063652/1,

о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, изложенного в уведомлении от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-2063652/2,

об обязании осуществить постановку на государственный учет земельного участка,

третьи лица: Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска,

установил:

в собственности индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Аркадьевича (далее – предприниматель, Кузнецов В.А.) с 11.08.2008 находится земельный участок с кадастровым номером 27:23:050102:0043, общей площадью 475,8 кв. м, расположенный в границах участка, адрес ориентира: г. Хабаровск, пер. Дзержинского, д. 11В, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под здание гаража.

Также в собственности Кузнецова В.А. с 11.08.2008 находится гараж, назначение нежилое, 3-этажное, общая площадь 468,40 кв. м, инв. № 6875, лит. В, В1, В2, адрес объекта г. Хабаровск, пер. Дзержинского, д. 11В.

13.07.2016 между Департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска  (далее – ДМС г. Хабаровска) (арендодатель) и Кузнецовым В.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с предметом которого арендодатель предоставил арендатору земельный участок с кадастровым номером 27:23:050102:594, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 272 кв. м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, прилегающий к земельному участку по пер. Дзержинского, 11В, для использования под временную открытую площадку - место для парковки легкового автотранспорта (для временного пребывания на стоянке автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения) на земельном участке, прилегающим к земельному участку, на котором расположен нежилой объект - гараж, принадлежащий арендатору на праве собственности, по пер. Дзержинского, 11В.

Срок действия условий договора определен с 13.07.2016 по 12.07.2017. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра, регистрирующий орган) 28.07.2016.

Названные земельные участки являются смежными.

28.09.2017 Кузнецов В.А. обратился в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска (далее – ДАСиЗ администрации г. Хабаровска) с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 27:23:050102:0043 по пер. Дзержинского, 11В, находящегося в собственности Кузнецова В.А. и земельного участка с кадастровым номером 27:23:050102:594, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденном постановлением администрации г. Хабаровска от 14.09.2017 № 3122 «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) в границах ул. Запарина - ул. Гамарника - ул. Волочаевской - пер. Фабричного - ул. Пионерской в Центральном и Индустриальном районах г. Хабаровска».

Письмом от 25.10.2017 № 01-109/2679 ДАСиЗ администрации г. Хабаровска дал согласие на перераспределение земельных участков, указав в нем, что Кузнецов В.А. обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который образуется в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

В этой связи Кузнецов В.А. обеспечил выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка путем перераспределения, оформленного заключением кадастрового инженера Седугина В.А. от 25.09.2018. Согласно этому заключению площадь образованного земельного участка составила 1 111 кв. м.

04.12.2018 ДМС г. Хабаровска и Кузнецов В.А. заключили соглашение о расторжении договора земельного участка от 13.07.2016 № 155.

22.02.2019 Кузнецов В.А. обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 1 111 кв. м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Дзержинского, д. 11В.

Уведомлением от 01.03.2019 № КУВД-001/2019-2063652/1 государственный регистратор Управления Росреестра известил Кузнецова В.А. о приостановлении постановки на кадастровый учет объекта недвижимости на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) до 28.05.2019. При этом основанием для приостановления регистрации послужило то обстоятельство, что в данном случае в перераспределении участвуют земли и два земельных участка, в связи с чем, не может быть образован один новый земельный участок.

Решением апелляционной комиссии Управления Росреестра от 02.04.2019 № 27/19-4 заявление Кузнецова В.А. об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета отклонено.

Не согласившись с решением Управления Росреестра о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, ИП Кузнецов В.А. обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором, с учетом дальнейшего уточнения, просил: признать незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, изложенного в уведомлении от 01.03.2019 № КУВД-001/2019-2063652/1 и решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, изложенного в уведомлении от 28.05.2019 № КУВД-001/2019-2063652/2, обязать регистрирующий орган осуществить постановку на государственный учет земельный участок.

Определением от 22.04.2019 заявление предпринимателя было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-6859/2019.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ДМС г. Хабаровска, ДАСиЗ администрации г. Хабаровска.

Решением от 12.07.2019 арбитражный  суд отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

Не согласившись с вышеуказанным решением, ИП Кузнецов В.А. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные предпринимателем требования в полном объеме.

Заявитель жалобы указывает на следующее:

- суд первой инстанции вышел за пределы предмета заявленных требований (суд возложил обязанность доказывания на истца, произвел выводы о наличии оснований у уполномоченного органа для отказа в заключении соглашения с ИП Кузнецовым В.А. о перераспределении земельных участков);

- выводы суда относительно чересполосицы основаны на собственных предположениях и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела;

- размер образуемого земельного участка не превышает установленные предельные максимальные размеры земельных участков, установленные законодательством о градостроительной деятельности.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Хабаровскому краю не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

ДМС администрации г. Хабаровска и ДАСиЗ администрации г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителей предпринимателя и регистрирующего органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункты 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ).

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случае, если перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ).

Таким образом, для осуществления перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установить наличие одновременно трех условий: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (при наличии договора о развитии застроенной территории); целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.

Наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие условий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 № 1266-О, Земельным кодексом в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.

С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.

В указанном выше определении Конституционного Суда Российской Федерации отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

Судом по материалам дела установлено, что в сформированный ИП Кузнецовым В.А. земельный участок площадью 1 111 кв. м фактически вошли земельный участок площадью 475,8 кв. м с кадастровым номером 27:23:050102:0043, находящийся в частной собственности и земельный участок площадью 272 кв. м с кадастровым номером 27:23:050102:594, находящийся в муниципальной собственности, и земли, право государственной собственности на которые не разграничено.

Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие невозможность использования каждого из указанных земельных участков в соответствии с их назначением, с учетом того, что ранее публичный земельный участок с кадастровым номером 27:23:050102:594 предоставлялись этому предпринимателю в аренду для использования под временную открытую площадку – место для парковки легкового автотранспорта (для временного пребывания на стоянке автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения).

Фактической целью получения спорного земельного участка является приобретение его в частную собственность в обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления публичных земельных участков в собственность объектов недвижимости, поскольку фактически предприниматель испрашивал спорный земельный участок в порядке перераспределения для приобретения его в собственность, а не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, у заявителя отсутствовало право на получение публичных участков посредством данной процедуры без торгов. При этом в границах застроенной территории договор о развитии застроенной территории не заключался.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Как уже указано выше, в частной собственности Кузнецова В.А. находится земельный участок с кадастровым номером 27:23:050102:0043, общей площадью 475,8 кв. м. Ранее арендуемый им смежный земельный участок с кадастровым номером 27:23:050102:594 имеет площадь 272 кв. м. В результате межевания указанных и соседних участков вновь образованный земельный участок имеет площадь 1 111 кв. м. Таким образом, в результате перераспределения площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, увеличивается более чем вдвое, что, как верно отмечено судом первой инстанции, противоречит вышеприведенной норме права.

Согласие ДАСиЗ администрации г. Хабаровска на перераспределение земельных участков, вопреки вышеизложенному, не обязывает Управление Росреестра к принятию аналогичного решения.

При этом согласие ДАСиЗ администрации г. Хабаровска на перераспределение земельных участков фактически направлено на объединение земельного участка, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, и земельного участка, находящегося в распоряжении муниципального образования и ранее предоставленного предпринимателю на праве аренды, а также иных неразграниченных земель, что так же противоречит действующему законодательству.

Правомерно не принята во внимание позиция предпринимателя, согласно которой перераспределение земель и нескольких земельных участков допускается и не противоречит действующему законодательству.

Так, в ответе на запрос Росреестра Минэкономразвития РФ письмом от 24.08.2018 № Д23и-4640 подтверждает ранее высказанную в письме от 10.10.2017 № Д23и-5855 позицию о невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель, а также указывает, что судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации и не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленных статьей 2 ЗК РФ.

Также обоснованно не принята во внимание ссылка заявителя на положения подпункта 10 пункта 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.

Как следует из указанной правовой нормы, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, то есть указанная норма дублирует положения пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ и указывает на то, перераспределяться могут, земли и земельный участок, находящийся в частной собственности или земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и земельный участок, находящийся в частной собственности. Перераспределение земель, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности одновременно указанной нормой не предусмотрено.

Также в соответствии с указанной нормой государственный кадастровый учет осуществляется на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В письменных пояснениях предприниматель указывает, что им представлены данные документы, а именно – согласие на перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков (земельного участка), находящихся в частной собственности, выданное ДАСиЗ администрации г. Хабаровска от 25.10.2017 № 01-109/2679. Однако, как правильно отмечено судом, указанный документ не является документом, подтверждающим согласие органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков. Кроме того, ДАСиЗ администрации г. Хабаровска не имеет полномочий на заключение соглашения о перераспределении, данными полномочиями наделен ДМС администрации г. Хабаровска.

Доводы о том, что из участвующего в процедуре перераспределения земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050102:594 и земель невозможно сформировать самостоятельный земельный участок, так как площадь такого участка будет меньше минимального размера земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» не являются доказательством того, что земельный участок площадью 1 111 кв. м может быть образован исключительно путем перераспределения указанного участка, земель и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050102:43.

Кроме того, согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050102:594 площадью 272 кв. м "для устройства временной открытой площадки - места для парковки легкового транспорта", может использоваться, несмотря на то, что его размер не соответствует градостроительному регламенту.

Судом также установлено, что довод предпринимателя о том, что на выполненной кадастровым инженером схеме наглядно видно, что образование земельного участка площадью 1 111 кв. м устраняет чересполосицу, не соответствуют действительности.

Чересполосица – расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками (Толковый словарь Ушакова Д.Н., 1935-1940).

Согласно представленной в дело схеме расположения земельного участка, земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0050102:43, 27:23:0050102:594 не являются едиными землепользованиями, состоящими из обособленных земельных участков, расположенных вразброс, отдельными полосами или вперемежку с чужими земельными участками. Таким образом, перераспределение данных участков не может устранять чересполосицу ввиду ее отсутствия.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований ИП Кузнецовым В.А.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе основаниям, поскольку выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от  12.07.2019 по делу № А73-6859/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Кузнецову Владимиру Аркадьевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 01.08.2019 № 24.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.А. Швец