Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5172/2016
12 октября 2016 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2016 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация «РОД»: ФИО1. представителя по доверенности от 01.07.2016 (сроком на три года); ФИО2, представителя по доверенности от 01.07.2016 (сроком на три года)
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО3, представителя по доверенности от 31.12.2015 № 09/02 (сроком по 31.12.2016);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 22.07.2016
по делу № А73-7624/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация «РОД»
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД» (далее – ООО «НПО БИФХИФ Корпорация РОД»; общество; заявитель; корпорация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами; Управление) о признании незаконным решения от 26.05.2016 № 02-19/5348 об отказе в принятии лесных деклараций; об обязании Управления лесами принять лесные декларации №№ 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 по договору аренды лесного участка от 16.03.2012 № 1030/2012.
Решением суда от 22.07.2016 заявленные требования удовлетворены; оспариваемое решение Управления признано незаконным, с обязанием последнего принять вышеперечисленные лесные декларации, кроме того, с Управления в пользу корпорации взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, и проанализировав часть 1 статьи 198, статьи 71, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 29, 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пункты 2, 3, 4.3, 4.4, 6 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (далее – Порядок № 17), пункты 2.3, 2.4, 2.8 Административного Регламента, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.12.2012 № 124, установил, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии лесной декларации содержатся в пункте 6 Порядка № 17, пункте 2.8 Административного регламента, утвержденного Постановлением Губернатора № 124, которые, при представлении лесных деклараций общество не нарушило, а все замечания и обнаруженные Управлением несоответствия основаны на положениях пунктов 20, 44, 46, 47 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 (далее – Правила, утвержденные Приказом Рослесхоза № 337), которые не могут быть положены в основу несоответствия лесной декларации, на основании чего пришел к выводу об обоснованности заявленных требований общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесами обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований общества.
Заявитель жалобы, ссылается, в том числе, на часть 1 статьи 26 ЛК РФ, пункт 5 Правил, утвержденных приказом Рослесхоза № 337 и утверждает о том, что: решение суда вынесено с неправильным применением норм материального права, так как, вопреки выводам суда в письменном отказе Управления содержатся ссылки на несоответствие содержащейся в поданных лесных декларациях информации проекту освоения лесов, по договору аренды лесного участка, Правилам, утвержденным приказом Рослесхоза № 337, а суд же пришел к выводу, что все замечания и обнаруженные несоответствия основаны исключительно на положениях пунктов 20, 44, 46, 47 Правил, утвержденных приказом Рослесхоза № 337; заявленные в лесных декларациях объемы древесины по хозяйству не соответствуют материалам лесоустройства, а следовательно, и проекту освоения лесов, поскольку проект освоения лесов составляется именно на основании действующих материалов лесоустройства; замечания об отсутствии сведений об объектах привязки лесосек основано на пункте 4.4 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России № 17; вывод суда о том, что положения Правил заготовки, утвержденные Приказом Рослесхоза № 337 не должны учитываться при принятии лесных деклараций, не соответствует требованиям лесного законодательства; возложение на Управление обязанности принять лесные декларации незаконно, так как вопрос о принятии либо отказе в принятии лесных деклараций относится к исключительной компетенции Управления.
В своем отзыве на апелляционную жалобу ООО «НПО БИФХИФ Корпорация РОД» доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Вместе с отзывом в суд представлены дополнительные документы.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения; просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители общества отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу; просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснили о том, что письма, приложенные к отзыву, представлены для обозрения суда.
В связи с этим, дополнительные документы, представленные обществом вместе с отзывом в суд для обозрения, возвращены представителям общества в зале судебного заседания, после обозрения их судом.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела общество является арендатором лесного участка площадью 108096 га, расположенного на территории Кур-Урмийского лесничества, который в соответствии с договором от 16.03.2012 № 0130/2012 предоставлен Правительством Хабаровского края в целях заготовки древесины на срок 25 лет ООО «Лесная корпорация «РОД», правопреемником которого является ООО «НПО БИФХИФ Корпорация РОД»; по условиям договора арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию; на этом основании общество 20.05.2016 подало лесные декларации №№ 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, в которых указало, что в период с 31.05.2015 по 30.05.2017 намеревается использовать леса для заготовки объемов древесины в соответствующих кварталах и расчетных лесосеках; к каждой лесной декларации обществом приложены в том числе: объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы (приложение № 1); общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2016 году (приложение № 3); схема размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры в 2016 году (приложение № 4).
Управление лесами письмом от 26.05.2016 № 02-19/5348 известило общество о невозможности принятия лесных деклараций по следующим причинам: «Расположение лесосек № 1, 2, 3, 4, заявленных в декларациях № 14, 15, 17, 18 в квартале № 174; лесосеки № 1, заявленной в декларации № 13 в квартале № 189 по отношению к лесосеке № 2 квартала № 207; лесосеки № 4, заявленной в декларации № 12 по отношению к лесосеке № 3 квартала № 207 Куканского участкового лесничества Кур-Урмийского лесничества не соответствует п. 44 Правил заготовки древесины, в соответствии с которым лесосеки одного года рубки (зарубы) размещаются в установленном порядке на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от ширины лесосеки; на схемах размещения лесосек в декларациях № 14, 15, 16, 17, 18 (приложения № 4 к лесным декларациям) не показаны сведения об объектах привязки лесосек; привязка лесосек должна осуществляться к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; месторасположение заявленных в рубку лесосек, показанное в приложениях № 3 к лесным декларациям не соответствует месторасположению заявленных в рубку лесосек, показанное в приложениях № 4 всех заявленных лесных деклараций; в соответствии с лесными декларациями № 12, № 16 указано мягколиственное хозяйство, в то время как древесина хвойных пород составляет в них 61 % и 58 % от общего объема, декларируемого к рубке; в соответствии с декларируемым к рубке составом, насаждения относятся к хвойному хозяйству; в декларируемых лесосеках планируются к вырубке породы деревьев, не указанные в таксационном описании; заявленные в лесных декларациях объемы древесины по природному составу не соответствуют материалам лесоустройства, например, по данным лесоустройства, формула состава насаждений выдела 7 квартала № 207 Куканского участкового лесничества – 4Бб4Ос1Л1Лп+Е, в то время как в лесной декларации № 12, расположенной в выделе № 7 квартала № 207 заявленный в рубку состав насаждения – 3Бб1Лп1Л3ЕЕ2П; в соответствии с пунктом 20 Правил заготовки древесины, утвержденным приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные размеры лесосек, установленные настоящими Правилами; фактические, в лесных декларациях предлагается проведение рубок, направленных на изъятие только лучшей и самой ценной части древостоя, что противоречит принципам ЛК РФ в части рационального, непрерывного, неистощительного природопользования, а также нарушает подпункт «о» пункта 12 договора аренды, в соответствии с которым арендатор обязан принимать необходимые меры для полного и рационального использования всех имеющихся запасов древесины».
Не согласившись с решением об отказе в приеме лесных деклараций, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду; форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка № 17 установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов; срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Согласно абзацу 1 пункта 3 Порядка № 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В приложении 3 к лесной декларации указывается общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с приложениями 1 и 2 к лесной декларации; при размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним (пункт 4.3 Порядка № 17).
Согласно пункту 4.4 Порядка № 17 в приложении к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.
Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки не эксплуатационные участки.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
На территории Хабаровского края предоставление Управлением лесами соответствующей государственной услуги по приему лесных деклараций регламентировано Административным регламентом № 124, в разделе 2 которого установлены следующие существенные стандарты предоставления государственной услуги: результат предоставления государственной услуги - результатом предоставления государственной услуги является прием лесной декларации или отказ в приеме лесной декларации; срок предоставления государственной услуги - государственная услуга предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения Управлением
лесной декларации в порядке, установленном настоящим Административным регламентом (включая направление письма о приеме или об отказе в приеме лесной декларации); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги - основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является выявление несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации; при принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги заявителю направляется письмо об отказе в приеме лесной декларации.
Таким образом, из анализа положений пункта 6 Порядка № 17 и пункта 2.8 Административного регламента следует, что в них содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятия лесной декларации, а именно: несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов; недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, отказ в принятии лесных деклараций, отраженных в оспариваемом решении Управления от 26.05.2016 № 02-19/5348, основан на замечаниях и обнаруженных несоответствиях, применительно к положениям пунктов 20, 44, 46, 47 Правил № 337.
Однако Управлением лесами не учтено, что Правила № 337 приняты в соответствии со статьей 29 ЛК РФ и устанавливают только требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации, представляющей собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (пункты 1, 2, 5 Правил).
При этом в Правилах № 337 не содержатся правовые нормы и требования к форме, порядку заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации.
Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что Правила № 337 не могут быть положены в основу несоответствия лесной декларации положениям Правил заготовки древесины.
Форма и содержание направленных обществом лесных деклараций соответствуют Порядку № 17.
В общих схемах расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов (приложение 3 3 к лесным декларациям) обществом указаны схемы размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним, что соответствует пункту 4.3 Порядка № 17.
В схемах размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры (приложение № 4 к лесным декларациям) для каждой лесосеки декларируемого периода указаны: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки не эксплуатационные участки, что также соответствует пункту 4.4 Порядка № 17.
В этой связи все претензии Управления: 1) к неверному расположению, размещению декларируемых лесосек, несоответствию расстояний между ними на схемах размещения лесосек, выполненных в масштабе 1:25000, при измерении линейкой (в мм.) и определении размещения лесосек (в метрах) на требуемом необходимом расстоянии; 2) к схемам общества о невозможности определить местонахождение к рубке лесосек на местности, в связи с отсутствием на схемах необходимых просек, основанные на использовании положений ОСТ 56-44-80 «Знаки натуральные лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования», утвержденные приказом (распоряжением) Государственного комитета СССР по лесному законодательству от 19.08.1980 № 142; 3) к лесным декларациям № 12, № 16 о том, что заявленные в рубку составы насаждений не соответствуют (не пропорциональны) формуле таксационного описания выдела, являются неосновательными, поскольку: 1) схемы лесосек не относятся к картографическим материалам (топографическим картам), содержат упрощенно-обобщенные изображения элементов содержания, не соотносимы с назначением схем и не предусмотрены Порядком № 17; 2) такие требования не предусмотрены Порядком № 17, а положения ОСТ могут быть использованы только при фактической заготовке (рубке) древесины; 3) по существу в рассматриваемом отказе изложены не понятно для лесопользователя в целях возможного устранения недостатков, нормативно применительно к Порядку № 17 не обоснованы и также основаны на использовании положений Правил заготовки древесины (пункты 18 – 20), кроме того, нет доказательств несоответствия сведений о таксиционных описаниях указанных деклараций Проекту освоения лесов, Лесоустроительной инструкции.
Таким образом, вышеизложенное приводит к лишению общества возможности исправить нарушения, допущенные при составлении лесной декларации, следовательно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая установленные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Управления лесами от 26.05.2016 №02-19/5348 не соответствует положениям Порядка № 17 и Административного регламента, приводит лишению общества исправить возможные нарушения, допущенные при составлении лесной декларации, следовательно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив содержание письма корпорации исх. № 3 от 20.05.2016, адресованного руководителю Управления лесами Правительства Хабаровского края (о повторности направления на рассмотрение лесных деклараций), арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает решение суда первой инстанции и в части необходимости устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, путем обязания Управления принять лесные деклараций №№ 12 - 18 по договору аренды лесного участка от 16.03.2012 № 1030/2012, что не противоречит пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Таким образом, поскольку решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 июля 2016 года по делу № А73-7624/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.Г. Харьковская |
Е.А. Швец |