ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5214/2022 от 19.10.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5214/2022

октября 2022 года

г. Хабаровск

    Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
   Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                  Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от товарищества собственников жилья «Корона»: Босслер А.В. по доверенности от 25.07.2022 № 23;

от главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району г. Хабаровска: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  товарищества собственников жилья «Корона»

на решение от  12.07.2022

по делу № А73-2437/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению товарищества собственников жилья «Корона»

к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району г. Хабаровска

об оспаривании предписания

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Корона» (далее - заявитель, ТСЖ «Корона») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с которым просит признать недействительным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району города Хабаровска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - орган пожарного надзора) от 06.12.2021 № 183/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения дела ТСЖ «Корона» заявлено ходатайство об отказе от требований в части пунктов 3, 4, 9, 10, 11, 18, 20, 25, 26, 29, 31, 33, 34, 35 предписания от 06.12.2021№ 183/1.

Решением суда от 12.07.2022 производство по делу в части оспаривания пунктов №№ 3, 4, 9, 10, 11, 18, 20, 25, 26, 29, 31, 33, 34, 35 предписания от 06.12.2021 № 183/1 прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными пункты 7, 8, 28, 32 предписания,  в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом в части неудовлетворенных требований, ТСЖ «Корона» обратилось в апелляционный суд с жалобой, дополнением к ней, в которых просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что акт выездной проверки не может являться надлежащим доказательством, поскольку сроки, указанные в решении о проведении проверки и акте не совпадают. Так, в решении указаны сроки проведения проверки с 17.11.2021 по 30.11.2021, при этом в акте указано с 25.11.2021 по 06.12.2021. Также указывает, что предписание не содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить в целях его исполнения.

Возражений на жалобу не поступило.

Представитель ТСЖ «Корона» в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал, просил решение изменить с учетом приведенных доводов.

Орган пожарного надзора участие в заседании суда не принимал. Жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и дополнения к ней, выслушав представителя ТСЖ, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании решения от 10.11.2021 должностным лицом органа пожарного надзора проведена плановая выездная проверка ТСЖ «Корона» по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 85 и находящимся в управлении ТСЖ «Корона».

В ходе проверочных мероприятий надзорным органом были выявлены нарушения пожарной безопасности, что отражено в акте проверки от 06.12.2021 № 183.

В тот же день товариществу выдано предписание № 182/1 об устранении в срок до 03.10.2022 выявленных нарушений, а именно:

-    в нарушение пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской
Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
16.09.2020 № 1479, пункта 31 норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной
безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от
12.12.2007 № 645 (далее - НПБ № 645), председатель правления ТСЖ «Корона» Тенетко
Н.И. не прошла обучение по программе пожарно-технического минимума руководителей
организаций не связанных с взрывопожароопасным производством (документы,
подтверждающие прохождение не представлены) (пункт 1);

-в нарушение п. 18 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на дверях технического этажа, подвала, в которых по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей и должны быть закрыты, отсутствует размещенная информация о месте хранения ключей (пункт 2);

-в нарушение п. 23 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов из коридора 25 этажа не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов). Изменения в проектную документацию надлежащим образом не вносились, расчет пожарных рисков не проводился, условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 6 федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соблюдены (пункт 3);

-в нарушение п. 23 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов из коридора 24 этажа не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов). Изменения в проектную документацию надлежащим образом не вносились, расчет пожарных рисков не проводился, условия соответствия объекта зашиты требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 6 федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не соблюдены (пункт 4);

-в п. 6.1.11 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 19 марта 2020 г. № 194, остекление дверей ПВХ в лестничных клетках выполнено не с армированным стеклом (документы о применении стекла с классом защиты не ниже СМ 4 по ГОСТ 30826 контролируемым лицом не представлены) (пункт 5);

-в нарушение п. 26 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, двери последовательно расположенных дверей на путях эвакуации на незадымляемую лестничную клетку (типа Н1) через воздушную зону оборудованы запорами, не обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (замки с цилиндром ключ/ключ) (пункт 6);

-    в нарушение п. 4.4.9 СП 1.13130 «Системы противопожарной зашиты.
Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 19 марта 2020 г. № 194, в
незадымляемой лестничной клетке типа ИЗ (с выходом через тамбур-шлюз с подпором
воздуха при пожаре) размешено вентиляционное оборудование (короба вентиляции),
выступающее из плоскости стен на высоте до 2.2 м от поверхности площадки 23
технического этажа (пункт 7);

в нарушение п. 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации»,
утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1419, противопожарные двери
помещений вентиляционных расположенных в техническом 23 этаже не оборудованы
устройствами самозакрывания (пункт 8);

-   в п. 26 пп. «б» п. 27 «Правил противопожарного режима в Российской
Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, дверь на путях
эвакуации на незадымляемую лестничную клетку (типа Н1) из коридора на уровне 20
этажа, оборудована запором не обеспечивающими возможность его свободного
открывания изнутри без ключа (замок с цилиндром ключ/ключ), заблокирована в
закрытом состоянии (пункт 9);

-в нарушение п. 26 пп. «б» п. 27 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, дверь на путях эвакуации на незадымляемую лестничную клетку (типа Н1) из коридора на уровне 18 этажа оборудована запором, не обеспечивающим возможность его свободного открывания изнутри без ключа (замок с цилиндром ключ/ключ), заблокирована в закрытом состоянии (пункт 10);

-в нарушение п. 26 пп. «б» п.27 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, дверь на путях эвакуации на незадымляемую лестничную клетку (типа Н1) из коридора на уровне 16 этажа, оборудована запором не обеспечивающими возможность его свободного открывания изнутри без ключа (замок с цилиндром ключ/ключ), заблокирована закрытом состоянии (пункт 11);

-в нарушение пп. «м» п. 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на открытом переходе наружной воздушной зоны 14 этажа незадымляемой лестничной клетки (типа Н1) размещен внешний блок кондиционера (пункт 12);

-в нарушение пп. «м» п. 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на открытом переходе наружной воздушной зоны 11 этажа незадымляемой лестничной клетки (типа Н1) размещен внешний блок кондиционера (пункт 13);

-в нарушение пп. «ж» п. 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на путях эвакуации коридора 8 этажа допущено размещение предметов домашнего обихода (шкаф) (пункт 14);

-в нарушение п. 26 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, двери на путях эвакуации из лестничных клеток типа Н1 и НЗ на уровне 1 этажа оборудованы запорами не обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (замки с цилиндром ключ/ключ) (пункт 15);

-в нарушение п. 25 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при отделке первого этажа применен отделочный материал для потолка (пленочный натяжной потолок), на который отсутствует хранящаяся на объекте документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности (ч. 6 ст. 36. таблица № 28 федерального закона №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной для покрытия потолков с классом пожарной опасности не более КМ1) (пункт 16);

-в нарушение п. 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, противопожарные двери

лифтового холла, с системой создания избыточного давления воздуха в шахту лифтов не оборудованы устройствами самозакрывания (пункт 17);

-в нарушение пп. «ж» п. 16 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на путях эвакуации из помещений ТСЖ непосредственно наружу допущено размещение предметов мебели, мебельных щитов, баллона «Пропан» (пункт 18);

-в нарушение п. 25 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при отделке стен путей эвакуации из помещений ТСЖ непосредственно наружу применен отделочный материал для стен (панели МДФ), на который отсутствует хранящаяся на объекте документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности (ч. 6 ст. 36. таблица №28 Федерального закона №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной для покрытия стен с классом пожарной опасности не более КМ1) (пункт 19);

-в нарушение ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.12 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 19 марта 2020 № 194, п.7.74 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», п.4.2.1. п.4.2.1.1 ГОСТ Р 55842-2013 (ИС О 30061:2007) Освещение аварийное. Классификация и нормы) в незадымляемых лестничных клетках отсутствует (неисправно) аварийное (эвакуационное) освещение в соответствии с требованиями (на лестницах каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени) (пункт 20);

-в нарушение ТПБ установленных п. 26 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, двери последовательно расположенных дверей на путях эвакуации из помещений верхнего/нижнего уровней встроенной подземной стоянки в лестничную клетку оборудованы запорами, не обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (замки с цилиндром ключ/ключ) (пункт 21);

-в нарушение п. 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, противопожарные двери тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре эвакуационного выхода в лестничную клетку двух уровней встроенной подземной стоянки, не оборудованы устройствами самозакрывания (пункт 22);

-в нарушение п. 26 пп. «б» п. 27 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, дверь непосредственно наружу на путях эвакуации из лестничной клетки двух уровней встроенной подземной стоянки, оборудована запором, не обеспечивающим возможность его свободного открывания изнутри без ключа, заблокирована в закрытом состоянии (пункт 23);

-в нарушение ч. 1 ст. 83. ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте отсутствует (не предоставлена) проектная документация на автоматическую установку пожарной сигнализации (пункт 24);

-в нарушение п. 4.3 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. приказом МЧС РФ от 21.02.2013 № 115, электропитание систем пожарной автоматики не обеспечивается электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (пункт 25);

-в нарушение ч. 2 ст. 82 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 от 22.07.2008, п.3.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, т. 2 ГОСТ 31565-2012 «КАБЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ Требования пожарной безопасности»   Соединительные   линии   систем   обнаружения   пожара,   оповещения   и управления эвакуацией людей при пожаре в помещении лифтерной 1 этажа многоквартирного жилого дома, не выполнены специальным огнестойким кабелем, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Для прокладки кабельных изделий в системах противопожарной зашиты должны использоваться кабеля с типом исполнения согласно таблице 2. ГОСТ 31565-2012 (пункт 26);

-в нарушение п. 6.4.4 СП 484.1311500.2020 (таб. А 1) «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной зашиты. Нормы и правила проектирования», утв. Приказ МЧС России от 31.07.2020 № 582, в жилом доме установлена безадресная система пожарной сигнализации (пункт 27);

-в нарушение п. 4.14. п. 4.4 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной зашиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. приказом МЧС РФ от 21.02.2013 №115, нарушены правила параллельной прокладки кабелей систем пожарной автоматики (пункт 28);

-в нарушение п. 54 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на приемно-контрольном приборе АУПС световая индикация шлейфов 24 и 25 этажей находятся в режиме «Неисправность» (пункт 29);

-в нарушение п. 5.17 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной зашиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной зашиты. Нормы и правила проектирования», утв. Приказ МЧС России от 31.07.2020 № 582, линии Формирования сигналов управления систем АУПС и СОУЭ объекта не обеспечивают автоматический контроль их исправности (пункт 30);

-в нарушение п. 7.7.2 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной зашиты. Нормы и правила проектирования», утв. Приказ МЧС России от 31.07.2020 № 582, запуск системы противодымной вентиляции в шахтах лифтов не осуществляется автоматически от сигналов А УПС (пункт 31);

-в нарушение п. 54 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке (пункт 32);

-в нарушение п. 3.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты.
Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной
безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, система оповещения и
управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) на 20 этаже здания не включается
автоматически от командного сигнала. Формируемого автоматической установкой
пожарной сигнализации (пункт 33);

-в нарушение п. 54 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на приемно-контрольном приборе А УПС автостоянки световая индикация шлейфов зон первого этажа № 2. 4 и зон второго этажа № 1.2 находится в режиме «Неисправность» (пункт 34);

-в нарушение п. 51 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, помещение насосной станции в подвальном этаже не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов, на задвижках и пожарных насосных агрегатах (насосах-повысителях) отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях            (пункт 35).

   Не согласившись с выданным предписанием, ТСЖ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев спор, суд первой инстанции, с учетом ходатайства товарищества о частичном отказе от заявленных требований, прекратил производство по делу в части признания незаконными пунктов №№ 3, 4, 9, 10, 11, 18, 20, 25, 26, 29, 31, 33, 34, 35 предписания от 06.12.2021 № 183/1, в остальной части удовлетворил требования частично: признал незаконными пункты 7, 8, 28, 32 предписания,  в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.

Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к оспариванию решения суда в неудовлетворенной части, в связи с чем, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определенных апелляционной жалобой в силу пункта 5 статьи 268 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

В соответствии со статьей 1 названного Закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3 Закона № 69-ФЗ).

По смыслу статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров также принят Закон № 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).

Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Закона № 69-ФЗ. Указанной правовой нормой предусмотрено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

По правилам статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

- собственники имущества;

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила № 1479, ППР) лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно пунктам 31,32 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 12.12.2007 № 645 (далее-НПБ № 645), руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре; обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

В соответствии с пунктом 34 НПБ № 645 обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Пунктом 36 НПБ предусмотрено, что обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Из анализа указанных норм права следует, что пожарно-техническому минимуму обязаны обучиться не только работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, но и руководители организации,   как   лица,   осуществляющие   непосредственное   руководство   системой пожарной безопасности и несущие ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Таким образом, поскольку руководителем ТСЖ «Корона» является председатель Тенетко Н.И., указанное лицо обязано пройти обучение по пожарно-техническому минимуму, поскольку является лицом, фактически осуществляющим непосредственное руководство системой пожарной безопасности и несущее ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах пунктом 1 предписания на заявителя правомерно возложена обязанность - устранить указанное нарушение.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 1479 двери чердачных помещений, а также технических этажей, подполий и подвалов, в которых по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей, закрываются на замок. На дверях указанных помещений размещается информация о месте хранения ключей.

В ходе проверки было установлено наличие на двери таблички следующего содержания: «Ответственный за противопожарное состояние Чебуков А.В., тел. 112 о пожаре звонить 45-11-03, тел. 101. Ключ от технического этажа находится в помещении ТСЖ «Корона» у дежурной».

Между тем, как верно указал суд первой инстанции информация, отраженная в указанной табличке, не свидетельствует о соблюдении требования пункта 18 Правил           № 1479, поскольку имеется лишь общая информация, что ключи находятся в помещении ТСЖ «Корона» у дежурной, без указания конкретных сведений о расположении помещения, в котором находятся ключи (номер этажа, номер помещения).

При этом, наличие указанной информации необходимо в целях оперативного доступа к ключам, что не может быть достигнуто при отсутствии на табличке соответствующей информации о помещении.

В связи с чем, оснований для признания незаконным пункта 2 предписания, не имеется.

Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194 утвержден Свод правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты» (далее - СП 1.13130.2020), в соответствии с пунктом 6.1.11 которого в лестничных клетках и лифтовых холлах допускается предусматривать остекленные двери, при этом в зданиях высотой более одного этажа, как правило, - с армированным стеклом. Допускается вместо армированного стекла использование стекла с классом защиты не ниже СМ4 по ГОСТ 30826 или противопожарных дверей с остеклением, соответствующим указанному классу защиты.

В нарушение указанного пункта остекление дверей ПВХ в лестничных клетках выполнено не с армированным стеклом (документы о применении стекла с классом защиты не ниже СМ4 по ГОСТ 30826 контролируемым лицом не представлены).

Таким образом, оснований для признания незаконным пункта 5 предписания не имеется.

Пунктом 26 Правил № 1479, предусмотрено, что запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.

В ходе проверки установлено, что двери последовательно расположенных дверей на путях эвакуации на незадымляемую лестничную клетку (типа Н1) через воздушную зону оборудованы замками с цилиндром ключ/ключ, что свидетельствует о не обеспечении возможности свободного открывания дверей изнутри без ключа (пункт 6 предписания).

Также проверкой установлено, что двери на путях эвакуации из лестничных клеток типа Н1 и НЗ на уровне 1 этажа оборудованы запорами, не обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (замки с цилиндром ключ/ключ) (пункт 15 предписания).

При этом ссылки товарищества о том, что замки дверей не используются, а доступ предоставлен, судом не принимаются, поскольку наличие такого типа замков свидетельствует о наличии потенциальной возможности блокировать свободное открывание дверей путем использования установленных в дверях замков и невозможность их свободного открывания без использования ключей.

Также судом не принимаются ссылки на акт осмотра, в котором зафиксирован факт неиспользования замков, поскольку данным актом подтверждается лишь то обстоятельство, что замки не использовались на дату осмотра и не подтверждает невозможность их использования в дальнейшем.

В связи с чем, оснований для признания незаконным пунктов 6, 15 предписания, не имеется.

В соответствии с подпунктами «ж», «м» пункта 16 Правил № 1479 на объектах защиты (зданий, сооружений, помещений организаций) запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров.

В нарушение указанных пунктов правил в ходе проверочных мероприятий установлено, что в открытых переходах наружной воздушной зоны 14 и 11 этажей незадымляемой лестничной клетки (типа Н1) размещены внешние блоки кондиционеров; на путях эвакуации коридора 8 этажа допущено размещение предметов домашнего обихода (шкаф).

При этом ссылки ТСЖ «Корона» на то, что ответственными за устранение указанных нарушений должны являться собственники квартир, установившие данные блоки кондиционеров, шкаф, судом не принимаются, поскольку ТСЖ, принимая на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, также принимает на себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, обеспечение их выполнения, вне зависимости от действий (бездействия) третьих лиц.

Приняв в управление спорный МКД, в силу изложенных выше требований ЖК РФ и Закона № 69-ФЗ, товарищество обязано обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при содержании общего имущества многоквартирного дома (к которому относятся также переходы лестничных клеток) в целях защиты жизни и здоровья жителей дома.

Таким образом, пунктами 12, 13, 14 предписания обязанность по устранению выявленных нарушений правомерно возложена на ТСЖ «Корона», в связи с чем оснований для признания этих пунктов незаконными не имеется.

В случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов (пункт 25 Правил № 1479).

В частях 1, 6 статьи 134, таблице 28 Закона № 123-ФЗ содержится указание на то, какой класс должны иметь декоративно-отделочные, облицовочные материалы, в том числе стен и потолков общих коридоров, холлов, фойе зданий с классом пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), имеющих более 17 этажей, в зависимости от класса функциональной пожарной опасности здания.

Так МКД, находящийся в управлении ТСЖ «Корона» имеет более 17 этажей, следовательно, для потолков и стен общих коридоров подлежат применению декоративно - отделочные и облицовочные материалы с классом пожарной опасности не более КМ1, а документация, подтверждающая класс пожарной опасности, должна храниться на объекте защиты.

Проверкой установлено, что при отделке первого этажа применен отделочный материал для потолка (пленочный натяжной потолок), а при отделке стен путей эвакуации из помещений ТСЖ наружу применен отделочный материал для стен (панели МДВ), при этом документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности, на объекте отсутствует.

На основании изложенного, оснований для признания незаконными пунктов 16, 19 предписания не имеется.

В соответствии с пунктом 24 Правил № 1479 руководитель организации обеспечивает наличие на противопожарных дверях и воротах и исправное состояние приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.

В соответствии со статьей 56 Закона № 123-ФЗ, система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.

В нарушение указанных нормоположений противопожарные двери лифтового холла с системой создания избыточного давления воздуха в шахту лифтов, а также противопожарные двери тамбура-шлюза с подпором воздуха при пожаре эвакуационного выхода на лестничную клетку двух уровней подземной стоянки не оборудованы устройствами самозакрывания.

При этом ссылки ТСЖ на то, что с момента ввода дома в эксплуатацию изменения не вносились, судом не принимаются, поскольку безусловная обязанность обеспечивать наличие на противопожарных дверях приспособлений для самозакрывания возложена на руководителя организации.

Поскольку такая обязанность применительно к противопожарным дверям лифтовых холлов ТСЖ «Корона» не исполнена, оснований для признания незаконными пунктов 17, 22 предписания не имеется.

Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа (пункт 26 Правил № 1479)

При этом подпунктом «б» пункта 27 этих же Правил установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

В ходе проверочных мероприятий было установлено, что двери последовательно расположенных дверей на путях эвакуации из помещений верхнего/нижнего уровней встроенной подземной стоянки в лестничную клетку оборудованы запорами, не обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (замки с цилиндром ключ/ключ).

При этом то обстоятельство, что запоры такого типа были установлены застройщиком,  правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку  данное   обстоятельство  не  влияет  на наличие обязанности ТСЖ соблюдать требования пожарной безопасности и устранять нарушения.

Кроме того, как указывалось ранее, факт того, что замки не используются, а ключи отсутствуют, не свидетельствует об отсутствии факта нарушения, поскольку само по себе наличие замков сохраняет возможность их использования.

Таким образом, оснований для признания незаконными пунктов 21, 23 предписания не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Закона № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Согласно Приложению (таблица 1) к Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, жилые здания высотой более 28 м. независимо от площади подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

В настоящем случае, МКД имеет высоту более 28 м. и оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации.

Между тем ТСЖ не представлено документов, подтверждающих монтаж сигнализации в соответствии с проектной документацией, проектная документация на сигнализацию не представлена.

При этом указание товарищества на то, что данная документация не передана застройщиком, судом отклоняются, как не влияющие на обязанность ТСЖ обеспечить наличие автоматической пожарной сигнализации, установленной в соответствии с проектной документации, поскольку отсутствие такой документации не позволяет проверить правильность функционирования данной сигнализации и ее соответствие предъявляемым требованиям применительно к конкретному объекту защиты.

В связи с чем, оснований для признания пункта 24 предписания не имеется.

Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582 утвержден Свод правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», в соответствии с пунктом 1.1 которого, данный свод устанавливает нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

Согласно пункту 3 таблицы А1 Приложения А к СП 484.1311500.2020 многоквартирные жилые дома при высоте здания 28 м. и более должны быть оснащены адресной системой пожарной сигнализации.

В нарушение указанной нормы, в жилом доме установлена безадресная система пожарной сигнализации.

При этом указание товарищества на то, что система пожарной сигнализации смонтирована застройщиком, с момента ввода дома в эксплуатацию изменения не вносились, не могут быть приняты судом, поскольку, как указывалось ранее, проектная документация на установленную в доме автоматическую установку пожарной сигнализации ТСЖ «Корона» не представлена, что не позволяет проверить ее соответствие предъявляемым требованиям применительно к конкретному объекту защиты.

Таким образом, оснований для признания незаконным пункта 27 оспариваемого предписания не имеется.

Согласно пункту 5.17 СП 484.1311500.2020 линии связи между компонентами СПА, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.

Согласно протоколу № 42/20/2021Г испытаний технических средств АУПС и СОУЭ установлено, что в МКД линии формирования сигналов управления АУПС и СОУЭ не обеспечивают автоматический контроль их исправности. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, заявителем не представлено.

Таким образом, возложение на ТСЖ обязанности устранить нарушение требований указанного пункта, является правомерным, оснований для признания пункта 30 предписания, не имеется.

Доводы жалобы о том, что акт выездной проверки не может являться надлежащим доказательством, поскольку сроки, указанные в решении о проведении проверки и акте не совпадают, так, в решении указаны сроки проведения проверки с 17.11.2021 по 30.11.2021, при этом в акте указано с 25.11.2021 по 06.12.2021, апелляционным судом отклоняются, поскольку  распоряжением начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району г. Хабаровска от 29.11.2021 № 15 на основании мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля (надзора) от 29.11.2021 срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия приостанавливался до 03.12.2021 на срок осуществления испытаний и оформления соответствующих результатов.

Таким образом, поскольку срок проведения мероприятия приостанавливался на 5 рабочих дней, в акте проверки правомерно отражен период проведения проверки – с 25.11.2021 по 06.12.2021.

Также подлежат отклонению доводы о незаконности приостановления проведения проверки, поскольку какие-либо экспертизы не проводились.

Согласно части 13 статьи 65 Закона № 248-ФЗ срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Из анализа указанного пункта следует, что основанием для приостановления срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия является возможное превышение срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае проведения, как экспертизы, так и иных испытаний.

Протоколом от 03.12.2021 № 42/20/2021Г испытаний технических средств АУПС и СОУЭ подтверждается факт проведения испытаний в ходе проведения проверки.

Таким образом, у надзорного органа имелись основания для приостановления проведения проверки.

Доводы о том, что предписание не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, не могут быть приняты во внимание, поскольку орган пожарного надзора, как административный орган, не вправе определять конкретные способы достижения заложенной в предписании цели, ограничивая тем самым хозяйствующий субъект в свободе его выбора, вторгаясь в его хозяйственную деятельность.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.

В связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 решение Арбитражного суда Хабаровского края от  12.07.2022 по делу                                № А73-2437/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить Товариществу собственников жилья «Корона» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 427 от 31.08.2022 государственную пошлину в размере 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

                 Е.А. Швец

Судьи

                 И.А. Мильчина

Е.И. Сапрыкина