ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5246/19 от 19.09.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5246/2019

23 сентября 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.,

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Оловянная рудная компания»: ФИО1 по доверенности от 25.12.2018, Палеха А.В. по доверенности от 25.12.2018;

от департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: ФИО2 по доверенности от 18.01.2019, ФИО3 по доверенности от 22.04.2019;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу

на решение от  25.07.2019

по делу № А73-6763/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьейЗверевой А.В.

по заявлению акционерного общества «Оловянная рудная компания»

к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу

о признании незаконным и отмене требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду

и по встречному иску департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу

к акционерному обществу «Оловянная рудная компания»

о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 19 051 324 руб. 73 коп., пени в размере 1 673 341 руб. 36 коп.,

установил:

акционерное общество «Оловянная рудная компания» (далее – Общество, АО «ОРК») является природопользователем, которое, среди прочего, размещает отходы производства и потребления.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее – Департамент, уполномоченный орган) в адрес АО «ОРК» направил требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) пояснений и внесении исправлений в декларации о плате за НВОС за 2016-2017 годы.

14.08.2018 в адрес АО «ОРК» направлен акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС за 2017 года.

21.02.2019 Департамент в адрес Общества направил требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС, согласно которому сумма задолженности АО «ОРК» подлежащая уплате составила 19 051 324 руб. 73 коп., сумма пени за несвоевременную оплату составила 1 673 341 руб. 36 коп.

Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением признать такое требование недействительным.

Вместе с тем, неисполнение требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС послужило Департаменту основанием для обращения со встречным иском о взыскании с АО «ОРК» указанных в требовании сумм основного долга и пени.

Решением от 25.07.2019 арбитражный суд признал незаконным требование Департамента от 21.02.2019 № 6 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, вынесенное в отношении АО «ОРК». В удовлетворении встречного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – отменить решение об удовлетворении заявления Общества, а встречный иск уполномоченного органа удовлетворить в полном объеме.

Заявитель жалобы указывает, что Общество, осуществляя деятельность по размещению отходов IV класса опасности, должно плату за НВОС исчислить путем умножения величины платежной базы на ставку платы при размещении отходов IV класса опасности. Вместе с тем, АО «ОРК» неверно толкуя пункт 16 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой  и своевременностью ее внесения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила), при расчете платы за вид отхода «отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям», имеющим IV класс опасности отходов в соответствии с ФККО, незаконно применило ставку платы для отходов V класса опасности (добывающей промышленности) – 1,1 руб. за тонну.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители заявителя жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу. Просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители  Общества  отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (статья 3, часть 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за такие виды негативное воздействия как:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (часть 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1, 3, 4 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из пункта 4 раздела III «Ставки платы за размещение отходов» для отходов IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) на 2017 год установлена ставка 663 руб. 2 коп. за тонну.

Согласно пункту 5 раздела III «Ставки платы за размещение отходов» для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности на 2017 год установлена ставка 1 руб. 1 коп. за тонну.

Вместе с тем, ставки платы за размещение отходов V класса опасности подразделяются: для отходов добывающей промышленности, отходов перерабатывающей промышленности, прочих отходов.

В соответствии с пунктом 8 Правил плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее – платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 131 б-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – Постановление № 913), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением № 913 и Постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункт 32 Правил).

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи закона и пунктах 32 и 34 настоящих Правил (пункт 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункт 33 Правил).

Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункту 35 Правил не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее соответственно – декларация о плате, плата) лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 установлены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 № 45747).

Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 37 Правил).

В соответствии с разделом 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ», пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», с 01.10.2010 функции администратора платежей за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Как установлено судом по материалам дела, АО «ОРК» 16.03.2018 представило в Департамент Росприроднадзора декларацию о плате за НВОС.

В ходе проверки указанной декларации установлено, что в Разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» значится вид отхода «отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям» согласно графы 4 расчетов имеет IV класс опасности отходов.

В соответствии с Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 11.08.2016 № 81-11/16 и лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.03.2016 № 27 00164 данный отход также имеет IV класс опасности отходов в соответствии с ФККО.

ОАО «ОРК», руководствуясь пунктом 16 Правил, при расчете платы за вид отхода «отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям», имеющим IV класс опасности отходов в соответствии с ФККО, соответственно неверно применило ставку платы для отходов V класса опасности (добывающей промышленности) – 1 руб. 1 коп за тонну.

Согласно Постановлению № 913 ставка платы при размещении отходов IV класс опасности в 2017 году составляет 663 руб. 20 коп. за тонну.

Указанное послужило основанием для направления 09.07.2018 требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС пояснений и внесении исправлений в декларации о плате за НВОС за 2016-2017 годы.

В связи с тем, что исправления не устранены, в адрес ОАО «ОРК» 14.08.2018 направлен Акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС за 2017 год.

21.02.2019 Департаментом выполнены доначисления платы за размещение отхода «отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждением» в сумме 19 051 324 руб. 73 коп. и 21.02.2019 направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за НВОС в сумме 19 051 324 руб. 73 коп. и пени в размере 1 673 341 руб. 36 коп.

Между тем, из пункта 16 Правил следует, что для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные постановлением N 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

Таким образом, как верно отмечено арбитражным судом, для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых из буквального текста указанного пункта Правил следует необходимость применения ставки платы, установленной постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

Оценивая буквальный текст пункта 16 Правил судом не установлено прямого указания на его распространение исключительно на отходы V класса опасности, а не на все виды отходов. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем исходя из буквального значения, содержащихся в указанном пункте слов и выражений, обоснованно применены при расчете платы за размещение отходов ставки платы для отходов V класса опасности (добывающей промышленности) -1,1 рубль за тонну.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что оспоренное требование не соответствует вышеуказанному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанное также свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска Департамента о взыскании с АО "ОРК" доначисленной суммы платежей за НВОС, а также пени за несвоевременную оплату указанной суммы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 25.07.2019 по делу № А73-6763/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.И. Сапрыкина