Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5249/2019
24 сентября 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска:ФИО1, представитель по доверенности от 01.07.2019 № 7250.6/08-37;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 09.08.2019 № 5/7527;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТ": ФИО3, представитель по доверенности от 01.02.2019; индивидуального предпринимателя ФИО4: ФИО3, представитель по доверенности от 02.09.2019;
индивидуального предпринимателя ФИО5: ФИО6, представитель по доверенности от 27.02.2019; ФИО7, представитель по доверенности от 20.05.2019;
индивидуального предпринимателя ФИО8: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 05.07.2019
по делу № А73-7848/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решение и предписание
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТ"; индивидуальный предприниматель ФИО4; индивидуальный предприниматель ФИО5; индивидуальный предприниматель ФИО8
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – заявитель, ДМС г. Хабаровска, департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) о признании недействительными решение от 16.04.2019 № 8-01/78 по делу № 027/01/18.1-55/2019 и предписание от 16.04.2019 № 8-01/78 по делу № 027/01/18.1-55/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: индивидуальный предприниматель ФИО4, индивидуальный предприниматель ФИО5, индивидуальный предприниматель ФИО8, общество с ограниченной ответственностью «Элит» (далее – третьи лица).
Решением от 05.07.2019 суд в удовлетворении заявленных департаментом требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ДМС г. Хабаровска обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указал, что ИП ФИО4 было отказано в допуске к участию в конкурсе, так как предпринимателем были представлены недостоверные сведения, в части продолжительности практического опыта (более 5 лет) в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций, подразумевающее наличие разрешений и договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, так как по данным городского электронного реестра разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ИП ФИО4 не выдавались и, соответственно, договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ИП ФИО4 не заключались.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представитель Хабаровского УФАС России в представленном отзыве, в судебном заседании, отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИП ФИО9 в представленном отзыве, представитель ИП ФИО9 и ООО «Элит» в судебном заседании поддержали позицию Хабаровского УФАС России, отклонив доводы апелляционной жалобы.
ИП ФИО5 в представленном отзыве, представители предпринимателя в судебном заседании подержали позицию ДМС г. Хабаровска, изложенную в апелляционной жалобе.
ИП ФИО8, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании своего представителя не обеспечил, отзыв на заявление не представил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие этого лица.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 26.02.2019 ДМС г. Хабаровска размещено на официальном сайте www.khabarovskadm.ru и в официальном печатном издании «Хабаровские вести» от 26.02.2019 № 30(3837) извещение № 3 о проведении конкурса в соответствии с Порядком проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, утвержденным Постановлением Администрации города Хабаровска от 03.06.2014 № 2258 в отношении 35 лотов, конкурсная документация.
Организатором торгов внесены изменения в извещение № 3 на 28.03.2019 в части увеличения количества лотов с 35 до 44, которые опубликованы в официальном печатном издании «Хабаровские вести» от 05.03.2019 № 33(3840), в соответствии с пунктом 8.5 Порядка № 2258.
Дата начала срока подачи заявок 26.02.2019. Дата и время окончания подачи заявок 27.03.2019 в 17:30 по местному времени заказчика. Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 28.03.2019. Дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе с 28.03.2019 до 01.04.2019. Дата оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с 02.04.2019 по 04.04.2019, дата подведения итогов 05.04.2019.
В пункте 17 документации о проведении конкурса указаны требования к участникам конкурса, пунктом 18 документации установлены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В пунктах 23, 24 документации о проведении конкурса отражены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, параметры предложений, рейтинг критериев оценки предложений участников конкурса.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 28.03.219 № СЗ-1/12-08 поступило 104 заявки на все лоты, из них по лотам:
1) лот № 15: 3 заявки от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4; все заявки признаны соответствующими конкурсной документации;
2) лот № 20: 4 заявки от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4, ИП ФИО5; все заявки признаны соответствующими конкурсной документации;
3) лот № 26: 5 заявок от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО8; все заявки признаны соответствующими конкурсной документации;
4) лот № 31: 6 заявок от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4, ИП ФИО5, ООО «Стрит-Медиа», ФИО10; все заявки признаны соответствующими конкурсной документации;
5) лот № 32: 5 заявок от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4, ИП ФИО5, ООО «Стрит-Медиа», все заявки признаны соответствующими конкурсной документации;
6) лот № 36: 4 заявки от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4, ООО «Даль-МОЛ», все заявки признаны соответствующими конкурсной документации;
7) лот № 37: 5 заявок от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4, ООО «Даль-МОЛ», ИП ФИО5; все заявки признаны соответствующими конкурсной документации;
8) лот № 41: 5 заявок от ООО «Аскона», ООО «Элит», ИП ФИО4, ИП ФИО5, ООО «Стрит-Медиа»; все заявки признаны соответствующими конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 01.04.2019 № С3-2/12-08 все заявки претендентов допущены к участию в торгах за исключением ИП ФИО4 (заявки №№ 73, 74, 75, 81, 82, 83, 84, 85) по лотам №№ 15, 20, 26, 31, 32, 36, 37, 41. Согласно данному протоколу предпринимателю отказано в допуске к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 6.2 Порядка № 2258.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 05.04.2019 № С3-3/12-08 по лотам №№ 15, 20, 26, 31, 32, 36, 37, 41 победителями признаны следующие участники: лот 15 - ООО «Элит», лот 20 - ИП ФИО5, лот 26 - ИП ФИО8, лот 31 - ООО «Элит», лот 32 - ИП ФИО5, лот 36 - ООО «Элит», лот 37 - ИП ФИО5, лот 41 - ИП ФИО5
Не согласившись с действиями конкурсной комиссии, об отказе в допуске к участию в конкурсе, ИП ФИО4 обратилась с соответствующей жалобой в Хабаровское УФАС России.
Решением комиссии Хабаровского УФАС России от 16.04.2019 № 9-01/78:
жалоба ИП ФИО4 признана обоснованной (пункт 1);
действия конкурсной комиссии при проведении конкурса признаны нарушающими подпункт 2 пункта 6 и пункты 12.7, 14.2 Постановления Администрации г. Хабаровска от 03.06.2014 № 2258 (пункт 2);
решено выдать ДМС г. Хабаровска предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки (пункт 3);
решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для оценки действий ДМС г. Хабаровска при проведении конкурса, связанных с установлением несоизмеримых требований, на предмет соответствия статье 17 Закона о защите конкуренции (пункт 4);
решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.4 КоАП РФ (пункт 5).
В соответствии с решением Хабаровским УФАС России выдано предписание от 16.04.2019 № 8-01/78, в соответствии с которым ДМС г. Хабаровска предписано в срок до 13.05.2019совершить действия, направленные на устранение нарушений подпункта 2 пункта 6 и пунктов 12.7, 14.2 Постановления администрации города Хабаровска от 03.06.2014 № 2258, допущенного при проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена» (извещение № 3 на 28.03.2019) по лотам №№ 15, 20, 26, 31, 32, 36, 37, 41, с целью чего:
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 01.04.2019 № С3-2/12-08 и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 05.04.2019 № С3-3/12-08 заседания комиссии ДМС г. Хабаровска при проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (извещение № 3 от 20.03.2019) по лотам №№ 15, 20, 26, 31, 32, 36, 37, 41;
- повторно провести рассмотрение, оценку и сопоставление заявок с учетом замечаний, изложенных в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 16.04.2019 по делу №027/01/18.1-55/2019;
- информацию об отмене протоколов от 01.04.2019 № С3-2/12-08 и от 05.04.2019 № С3-3/12-08, о результатах повторного рассмотрения, в установленные Постановлением администрации города Хабаровска от 03.06.2014 № 2258 сроки разместить на официальном сайте и официальном печатном издании;
- об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
Не согласившись с решением и предписанием Хабаровского УФАС России и считая их незаконными, ДМС г. Хабаровска обратился с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проведение таких торгов на территории г. Хабаровска регулируется Порядком проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, утвержденным Постановлением Администрации города Хабаровска от 03.06.2014 № 2258 (далее - Порядок № 2258).
Согласно пункту 12.4 Порядка № 2258 заявка на участие в конкурсе оформляется по форме, установленной конкурсной документацией, и должна содержать: сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку; сведения о рекламной конструкции, адресе установки и ее технических параметрах; согласие на обработку персональных данных (для физических лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации; заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя.
В соответствии с пунктом 12.5 Порядка № 2258 к заявке прилагаются следующие документы: данные о заявителе; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; предложения участника конкурса, оформленные в соответствии с требованиями конкурсной документации, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе и определены конкурсной документацией; эскизный проект рекламной конструкции.
Пунктом 12.6 Порядка № 2258 установлены требования, предъявляемые к оформлению заявки и прилагаемых к ней документов:
1) заявка на участие в конкурсе должна быть подписана заявителем либо его представителем;
2) заявка на участие в конкурсе подается в напечатанном виде, подчистки и исправления не допускаются;
3) ценовое предложение указывается числом и прописью;
4) все листы заявки на участие в конкурсе с приложенными документами должны быть прошиты, пронумерованы, заверены подписью заявителя или его уполномоченным лицом и скреплены печатью (при наличии печати);
5) заявка на участие в конкурсе должна содержать опись входящих в ее состав документов;
6) достоверность копий документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе, должна быть подтверждена подписью уполномоченного лица и заверена печатью (при наличии печати).
В силу пункта 12.7. Порядка № 2258, не допускается требовать от заявителей предоставления иного, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктами 12.4, 12.5, 12.6 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 14.2. Порядка № 2258 организатор конкурса, конкурсная комиссия вправе запрашивать информацию и документы, в целях проверки соответствия заявителей требованиям, указанным в разделе 5 настоящего Порядка, а также достоверности сведений, указанных в пунктах 12.4., 12.5, в органах власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в соответствующем конкурсе.
Пунктом 14.1 Порядка № 2258 предусмотрено, что конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия заявителей требованиям, установленным в разделе 5 настоящего Порядка, требованиям, установленным конкурсной документацией и соблюдению заявителем требований, предъявляемых к заявки и прилагаемых к ней документов и их оформлению указанных в пунктах 12.4, 12.5, 12.6 настоящего Порядка.
Согласно подпункту 2 пункта 6.2 Порядка № 2258 заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации либо непредставление заявителем документов, сведений и информации, предусмотренных пунктами 12.4 и 12.5 настоящего Порядка, и (или) оформление заявки и прилагаемых к ней документов с нарушением требований, предъявляемых пунктом 12.6. настоящего Порядка, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
Аналогичные правовые нормы предусмотрены и в конкурсной документации к извещению № 3 о проведении спорного конкурса.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО4 направила в конкурсную комиссию ДМС г. Хабаровска заявки на участие в конкурсе по лотам №№ 15, 20, 26, 31, 32, 36, 37, 41, в которых в предложениях участника конкурса указала продолжительность практического опыта в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций – более 5 лет.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 28.03.219 № С3-1/12-08 поступило 104 заявки участников на все лоты, в том числе и заявки ИП ФИО4, конкурсной комиссией признаны соответствующими конкурсной документации.
Вместе с тем в нарушение пунктов 12.7, 14.2 Порядка № 2258, которыми установлен запрет на истребование документов у заявителя не предусмотренных пунктами 12.4, 12.5, 12.6 Порядка № 2258 (за исключением органов власти и иных лиц), в адрес ФИО4 по электронной почте из Отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций направлена информация в отношении торгов от 28.03.2019, согласно которой в срок до 01.04.2019 14.00, необходимо представить документы, подтверждающие практический опыт ИП ФИО4 в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций (копии разрешительной документации).
ИП ФИО4 представлены в ДМС г. Хабаровска различные договоры, муниципальные контракты за период с 2006 по 2018 гг., которые по ее мнению, подтверждают практический опыт в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций более 5 лет, как и было указано этим участником в заявках на участие в конкурсе по лотам №№ 15, 20, 26, 31, 32, 36, 37, 41.
Несмотря на это, решением конкурсной комиссии, предпринимателю отказано в допуске к участию в конкурсе.
Поскольку конкурсной комиссией необоснованно у участника затребованы дополнительные документы, суд первой инстанции правомерно поддержал вывод Хабаровского УФАС России о нарушении конкурсной комиссией пунктов 12.7, 14.2 Порядка № 2258.
Подпункт 2 пункта 6.2 Порядка № 2258 содержит несколько оснований, когда заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, а именно:
в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации либо непредставление заявителем документов, сведений и информации, предусмотренных пунктами 12.4 и 12.5 настоящего Порядка,
и (или) оформление заявки и прилагаемых к ней документов с нарушением требований, предъявляемых пунктом 12.6. настоящего Порядка,
либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
Согласно протоколу конкурсной комиссии от 01.04.2019 № С3-2/12-08 ИП ФИО4 отказано в допуске к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 6.2 Порядка № 2258, но без указания конкретного основания, послужившего причиной отказа в допуске.
Как установлено судом, отказ в допуске ИП ФИО4 к участию в конкурсе связан с недостоверностью представленных документов о практическом опыте в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций более 5 лет.
При этом, по мнению ДМС г. Хабаровска, продолжительность практического опыта в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций подразумевает наличие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые ИП ФИО4 не выдавались.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, указанные доводы противоречат условиям Порядка № 2258 и конкурсной документации.
Так, в пункте 17 документации о проведении конкурса указано, что участником конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заинтересованное в заключении договора.
В пунктах 23, 24 документации о проведении конкурса отражены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, параметры предложений, рейтинг критериев оценки предложений участников конкурса, в том числе: квалификация участника конкурса (Р5), максимальный рейтинг – 3 балла, учитывая продолжительность практического опыта в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций: более 5 лет – 2 балла, до 5 лет – 1 балл, нет опыта – 0 баллов.
Таким образом, из конкурсной документации следует, что участником конкурса может быть любое лицо, как с практическим опытом, так и без практического опыта в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций. При этом квалификация участника при наличии (отсутствии) продолжительности практического опыта в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций подлежит учету конкурсной комиссией только при оценке заявок участников конкурса по всем рейтингам Р1 – Р5.
В рассматриваемом случае, отказывая в допуске ИП ФИО4 в участии в конкурсе, конкурсная комиссия исходила из недостоверности представленных этим участником сведений о практическом опыте в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций более 5 лет, полагая, что представленные договоры не подтверждают такой опыт участника.
Однако при таких обстоятельствах конкурсная комиссия могла дать оценку критерию квалификации участника (Р5) – 0 баллов. Вместе с тем, судить о недостоверности представленных участником договоров о практическом опыте, конкурсная комиссия неправомочна.
При таких обстоятельствах у конкурсной комиссии отсутствовали законные основания для отказа в допуске ИП ФИО4 к участию в конкурсе.
Довод ДМС г. Хабаровска о том, что продолжительность практического опыта в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций подразумевает наличие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является необоснованным и связан с неверным толкованием Закона о рекламе, Порядка № 2258 и конкурсной документации.
Ни Закон о рекламе, ни Порядок № 2258, а также конкурсная документация не содержат условий, что практический опыт в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций означает обязательное наличие у участников разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
При таких обстоятельствах вывод комиссии Хабаровского УФАС России о нарушении конкурсной комиссией подпункта 2 пункта 6.2 Порядка № 2258 также является правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.07.2019 по делу № А73-7848/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
А.П. Тищенко |