Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-527/2022
18 февраля 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: представитель не явился;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представительне явился;
от Администрации города Комсомольска-на-Амуре: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Администрации города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 25.11.2021
по делу № А73-3905/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о взыскании убытков в размере 19224065,11 руб.
третье лицо: Городскойокруг город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее -
Управление ЖКХ, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ, Министерство, ответчик) о взыскании убытков в размере 19224065,11 руб., в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком контрольных мероприятий правильности расчетов компенсации.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Городской округ город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее – Администрация города Комсомольска-на-Амуре).
Решением суда от 25.11.2021 в удовлетворении иска отказано.
Суд установил отсутствие противоправности в поведении ответчика и отсутствие вины последнего в расходах истца.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление ЖКХ, Администрация города Комсомольска-на-Амуре обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалобы утверждают следующее: взыскание 19224065,11 руб. произошло по причине ненадлежащего исполнения Министерством полномочий контроля над правильностью производимых органом местного самоуправления расчетов компенсации расходов и неоказании необходимой консультативно-методической помощи; финансирование на установку программного продукта, необходимого для проведения расчетов компенсации расходов Министерством не производилось; пп. 3.2.2 Соглашения от 11.03.2019 между Управлением ЖКХ и АО «ДГК» предусмотрено право Управления ЖКХ снизить размер средств субсидий.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 11.03.2019 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и АО «ДГК» заключено Соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, предметом которого является предоставление из муниципального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного Соглашения перечисление средств субсидии ресурсоснабжающей организации осуществляется в порядке,
предусмотренном Постановлением Администрации города Комсомольска –на-Амуре от 13.06.2018 №1321-па (далее Порядок № 1321-па).
Согласно пункту 4 Порядка№ 1321-па, перечисление субсидии осуществляется Управлением ЖКХ не позднее десятого рабочего дня после принятия решения о предоставлении субсидий на счет получателя субсидий, указанный в Соглашении.
АО «ДГК» проведены мероприятия для реализации законных интересов жителей муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края по оказанию услуг горячего водоснабжения; в квитанциях граждан была отражена рассчитанная Управлением ЖКХ сумма по компенсации на оплату услуги горячего водоснабжения за август-октябрь 2019 года на территории города Комсомольска-на-Амуре.
Сумма рассчитанной компенсации части расходов потребителей на оплату услуги горячего водоснабжения с учетом частичной оплаты составила 19224065,11 руб.
Недополучение АО «ДГК» компенсаций его выпадающих доходов явилось поводом для обращения последнего в арбитражный суд; факт взыскания компенсации расходов в размере 19224065,11 руб. подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2020 по делу № А73-21134/2019; определением суда от 08.02.2021 исполнение решения суда от 03.07.2020 по делу № А73-21134/2019 рассрочено на 6 месяцев; платежным поручением от 25.02.2021 №4509 денежные средства в размере 3300000 руб. перечислены на счет АО «ДГК».
Управление ЖКХ полагая, что взыскание денежных средств произошло по причине ненадлежащего исполнения Министерством полномочий по контролю над правильностью производимых органом местного самоуправления расчетов компенсации расходов и неоказании необходимой консультативно-методической помощи, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
По статье 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
То есть, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков, а также противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, что, в данном случае, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
В силу статьи 1 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан
на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее - Закон Хабаровского края № 357) органы местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск» наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Финансирование отдельных государственных полномочий осуществляется субъектом Российской Федерации за счет собственных средств и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам (ч. 1 и ч. 5 ст. 19, ч. 1, 3, 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 86, ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом
платы за данные услуги»).
По статье 3 Закона Хабаровского края № 357 обязанность по предоставлению компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, возлагается на органы местного самоуправления.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий возложен на Министерство (часть 1 статьи 8 Закона Хабаровского края № 357; пункт 3 постановления Правительства Хабаровского края от 06.06.2014 № 176-пр «О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги»).
Порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за коммунальные услуги, а также расходование субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели регулируется вышеуказанным постановлением Правительства Хабаровского края от 06.06.2014 № 176-пр (далее – Порядок № 176-пр).
Согласно пунктам 4.1, 5.1, 5.2, 5.4 Порядка № 176-пр, размер компенсации определяется органами местного самоуправления края ежемесячно и предоставляется в Министерство одновременно с кассовой заявкой; перечисление субвенции органам местного самоуправления края осуществляется ежемесячно на основании расчетов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе края о краевом бюджете на текущий год и плановый период.
Органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты по установлению порядка предоставления организациям информации, необходимой для осуществления государственных полномочий.
Перечисление организациям компенсации производится на основании заключенных договоров между муниципальным образованием и организациями; размер компенсации определяется ежемесячно на основании
предоставленной организациями информации о размерах начисления платы
гражданам за коммунальные услуги; росле расчета компенсации главой муниципального образования принимается решение о предоставлении компенсации.
По поступлению субвенции распределяются между организациями на основании решения (распоряжения) в течение 5 рабочих дней.
Права и обязанности органов исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий регламентированы в статье 4 Закона Хабаровского края № 357 и не предусматривают возможность проведения выплат органами исполнительной власти напрямую ресурсоснабжающим организациям.
То есть, органы местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре самостоятельно предоставляют компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим коммунальные услуги, установлен Порядком № 1321-па, в соответствии с пунктом 1.1 которого уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Расчет же компенсации производится с учетом определенных пунктом 2.5 Порядка № 1321-па условий сопоставимости показателей увеличения стоимости услуг, заданных пунктом 4.2 Порядка № 176-пр.
Таким образом, Управление ЖКХ - орган уполномоченный Порядком № 1321-па исполнять переданные муниципалитету государственные полномочия, как следствие, несет ответственность за ненадлежащий контроль правильности расчетов сумм компенсации.
Согласно контрольным мероприятиям по вопросу соблюдения порядка предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, в 2019 году в отношении Управления ЖКХ установлено, что последнее функции по расчету компенсации в соответствии с переданными полномочиями не выполняет - расчет компенсации производится с нарушением установленного Порядка № 1321-па.
Вынесены предложения по устранению недостатков работы (пункт 8).
Расчет компенсации в городе Комсомольске-на-Амуре осуществляет МУП «ЕРКЦ» на основании пункта 2.5 Порядка № 1321-па и Соглашения на оказание услуг от 01.07.2017; ответственность за достоверность предоставляемых сведений о начисленных платежах и расчетов компенсации возложена Соглашением на РСО и МУП «ЕРКЦ».
Управлению ЖКХ Министерством вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий нарушений от 03.12.2019, при этом, в самом акте проверки содержатся указания на ошибку в расчетах.
Акт сверки расчетов между Министерством и Администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по субвенции за 2019 год подписан с задолженностью последней перед краевым бюджетом на сумму - 9753380,11 руб.
По состоянию на 01.01.2020 задолженность Министерства, как главного распорядителя средств краевого бюджета, по субвенции, предоставленной для осуществления государственных полномочий по предоставлению компенсации, перед Администрацией отсутствовала; перерасчет Администрацией городского округа «Город Комсомольск-на- Амуре» в АО «ДГК» не был представлен, и в отсутствие перерасчета рассматриваемая сумма взыскана с Управления ЖКХ в пользу ресурсоснабжающей организации в судебном порядке.
Следовательно, как верно установлено судом, по представленным в материалы дела доказательствам следует, что контроль ответчиком осуществляется в пределах предоставленных ему полномочий.
Ни из положений статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ни из положений Закона Хабаровского края № 357, не следует, что корректировка (проверка) расчетов, осуществляемых МУП «ЕРКЦ», а также предоставление рекомендаций в отношении начислений Управления ЖКХ входит в обязанности главного распорядителя бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, обоснован вывод суда первой инстанции об отсутствии: противоправности в поведении ответчика; его вины в расходах истца; причинной связи между поведением ответчика и расходами истца.
В связи с чем, в иске отказано правомерно.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Несогласие заявителей жалобы с результатами оценки суда первой инстанции имеющихся в деле документальных доказательств, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта и не влечет его отмену.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 ноября 2021 года по делу № А73-3905/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Вертопрахова
Судьи А.П. Тищенко
Е.Г. Харьковская