ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5311/2022 от 12.10.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5311/2022

октября 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.

 Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи  Швец Е.А.,

судей                                                Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуги И. В.,

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Хабаровск»: ФИО1 по доверенности от 10.08.2022 № 515;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО2 по доверенности от 30.09.2022 № 3/10335; ФИО3 по доверенности от 11.10.2022 № 3/10726;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Хабаровск»

на решение от  28.07.2022

по делу № А73-10004/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Хабаровск»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании незаконным пункта 1 решения от 29.03.2022 № 3

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Хабаровск» (далее – ООО «Газэнергосеть Хабаровск», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным пункта 1 решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 29.03.2022 № 3.

Решением от 28.07.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Полагая, что решение принято с нарушением норм материального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы общество указало, что вывод  о том, что деятельность по доставке баллонов СУГ до потребителя на территории г. Хабаровска осуществляет единственный поставщик - общество, ввиду чего на рынке услуг по доставке баллонов СУГ до потребителя на территории г. Хабаровска в 2020 году ООО «Газэнергосеть Хабаровск» имеет признаки доминирующего положения, является необоснованным и не соответствует фактическому размеру доли общества на рынке услуг по доставке баллонов СУГ до потребителя на территории г. Хабаровска в 2020 году; право оказывать услуги по доставке СУГ имеют любые коммерческие организации, осуществляющие деятельность на соответствующем рынке услуг по доставке; антимонопольный орган неправильно провел анализ товарного рынка.

 В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

На основании поступившего в УФАС по Хабаровскому краю обращения ФИО4 по вопросу проверки обоснованности тарифов на сжиженный газ в баллонах и стоимости доставки баллона к месту, указанному потребителем, приказом антимонопольного органа от 29.03.2021 № 112/3 возбуждено дело № 027/01/10-344/2021 по признакам нарушения ООО «Газэнергосеть Хабаровск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции); создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

  УФАС по Хабаровскому краю провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по доставки сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ) в баллонах населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска за 2020 год, по результатам которого    составлен    аналитический    отчет,    содержащий    вывод    о    том,    что    общество занимало доминирующее положение на рынке услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска в 2020 году в долей 100% (код ОКВЭД – 47.78.6).

Решением антимонопольного органа от 29.03.2022 № 3 установлено
доминирующее положение ООО «Газэнергосеть Хабаровск» на рынке услуг по доставке
СУГ в баллонах на территории г. Хабаровска в 2020 году (пункт 1 решения); прекращено
рассмотрениедела    №027/01/10-344/2021 о нарушенииантимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (пункт 2 решения).

Не согласившись с вышеуказанным решением в части пункта 1, считая его в данной части незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

 В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган наряду с указанными в части 1 данной статьи полномочиями утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

При проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке (часть 8 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

 При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции).

Как следует из материалов дела, оспариваемый пункт 1 решения УФАС по Хабаровскому краю от 29.03.2022 № 3, которым установлено доминирующее положение ООО «Газэнергосеть Хабаровск» на рынке услуг по доставке СУГ в баллонах на территории г. Хабаровска в 2020 году, основан на проведенном антимонопольным органом анализе состояния конкуренции на рынке услуг по доставки СУГ в баллонах населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска за 2020 год, оконченным составлением соответствующего аналитического отчета.

 Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

Судом установлено, что обозначенный выше аналитический отчет подготовлен антимонопольным органом в соответствии с Порядком № 220.

 В рассматриваемом случае анализ состояния конкуренции, проведенный УФАС по Хабаровскому краю на основании пункта 1.3 Порядка № 220, включил в себя следующие этапы:

определение временного интервала исследования товарного рынка;

определение продуктовых границ товарного рынка;

определение географических границ товарного рынка;

определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

определение уровня концентрации товарного рынка;

определение барьеров входа на товарный рынок;

установление доминирующего положения (при его наличии) и оценка состояния
конкуренции на товарном рынке;

составление аналитического отчета.

Согласно представленному в материалы дела аналитическому отчету по результатам исследования состояния конкуренции на рынке услуг по доставке СУГ в баллонах населению для бытовых нужд на территории города Хабаровска за 2020 год временной интервал исследования определен периодом 2020 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром, а границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу пункта 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает: предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коммунальными ресурсами являются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно ОК 034-2014 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услугам по розничной торговле бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом в специализированных магазинах присвоен код 47.78.6. Основными направлениями дальнейшего использования сжиженного газа населением является преимущественно приготовление пищи и подогрев воды.

Как предусмотрено пунктом 3.7 Порядка № 220, определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности потребителя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Привыявлениисвойствтовара,определяющихвыборпокупателя, антимонопольным органом были проанализированы и учтены следующие свойства исследуемых товаров: функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства; применение товара; качественные характеристики, в том числе особенности в системе распространения и сбыта; технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировку; условия реализации, в том числе способ реализации товара; цена.

Как установлено Анализом, для конечного потребителя в г. Хабаровске СУГ для бытовых нужд населения не имеет заменителей; потребителями СУГ для бытовых нужд является население г. Хабаровска, при этом данный вид топлива является социально значимым.

Таким образом, УФАС по Хабаровскому краю, верно определил, что продуктовыми границами товарного рынка является доставка сжиженного углеводородного газа в баллонах населению для бытовых нужд.

Пунктом 4.1 Порядка № 220 установлено, что процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услугу) и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара (услуги), ограничивающих экономические возможности приобретения товара (услуги) приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Поскольку в обращении ФИО4 указана территория г. Хабаровска, антимонопольным органом обоснованно в качестве географических границ товарного рынка рассматривались границы г. Хабаровска.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного интервала исследования товарного рынка.

С целью установления хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по доставке СУГ в баллонах населению г. Хабаровска антимонопольным органом были направлены запросы о предоставлении данной информации в Комитет по топливно-энергетическому комплексу Правительства Хабаровского края, администрацию г. Хабаровска, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.

Письмом от 15.10.2021 № 12357-15583 Комитет по топливно-энергетическому комплексу Правительства Хабаровского края сообщил, что в 2020 году реализацию и доставки СУГ в баллонах населению края осуществляло ООО «Газэнергосеть Хабаровск».

Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края письмом от 15.10.2021 № 01-33-12845 указало, что по имеющейся информации обеспечение населения Хабаровского края СУГ для коммунального-бытового потребления, в том числе в баллонах, осуществляет ООО «Газэнергосеть Хабаровск».

Письмом от 01.10.2021 № 8-2/3897 управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска сообщило, что на территории города Хабаровска единственной организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности и имеющей необходимую техническую обеспеченность для снабжения населения газом в баллонах с доставкой для потребителя, является ООО «Газэнергосеть Хабаровск».

По результатам анализа полученной информации, а также информации,
полученной от иных хозяйствующих субъектов (ООО «Энтерпрайз», ООО «Абсолютъ»,
ООО «КРИОтех-ДВ», ИП Пак Е.К., ИП ФИО5) антимонопольным органом
установлено, что на территории г. Хабаровска единственной организацией
оказывающейуслугиподоставкеСУГ в баллонахнаселениюявляется ООО «Газэнергосеть Хабаровск».

С учетом изложенного, ООО «Газэнергосеть Хабаровск», как обоснованно выявил УФАС поХабаровскомукраю,являетсяединственнымхозяйствующимсубъектом, оказывающим услуги по доставки СУГ в баллонах населению г. Хабаровска.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка № 220 антимонопольным органом в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, включен единственный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве продавца на рассматриваемом товарном рынке - ООО «Газэнергосеть Хабаровск».

Учитывая, что ООО «Газэнергосеть Хабаровск» является единственным хозяйствующим субъектом на рынке оказания услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска, доля ООО «Газэнергосеть Хабаровск» на данном товарном рынке за 2020 год верно определена равной 100 %.

На основании пункта 7.1 Порядка № 220 коэффициент рыночной концентрации (CR) на рынке оказания услуг по доставки баллонов СУГ населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска применительно к ООО «Газэнергосеть Хабаровск» в 2020 году обоснованно определен в 100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - 10 000.

В соответствии с пунктом 7.2 Порядка № 220 рынок оказания услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска ООО «Газэнергосеть Хабаровск» 2020 год является высококонцентрированным (монополизированным).

Как определено пунктом 8.1 Порядка № 220, процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает: выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок; определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка № 220 к барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения; административные ограничения; стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок; другие ограничения входа на товарный рынок.

 Антимонопольным органом установлено, что основным административным ограничением входа на рынок услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд нового хозяйствующего субъекта является установление нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доводы общества о том, что реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя введена в тарифное регулирование лишь с 23.04.2021 на основании Приказа ФАС России от 25.02.2021 № 156/21 «О внесении изменений в Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные приказом ФАС России от 7 августа 2019 года № 1072/19», правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя согласно Приказу ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» подлежала тарифному регулированию на протяжении всего 2020 года, вследствие чего административные ограничения для входа на рынок услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд нового хозяйствующего субъекта, вопреки доводам общества, имелись.

Суд первой инстанции обоснованно поддержал вывод   УФАС по Хабаровскому краю, о том, что рынок оказания услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска ООО «Газэнергосеть Хабаровск» в 2020 году характеризуется высоким уровнем концентрации и относится к рынкам с неразвитой конкуренцией в силу особенностей оказания данной услуги; ООО «Газэнергосеть Хабаровск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска в 2020 году с долей 100 % (код ОКВЭД -47.78.6).

Таким образом, доводы ООО «Газэнергосеть Хабаровск» о том, что   антимонопольным   органом   проведен   анализ   состояния   конкуренции   не   в   полном соответствии с Порядком № 220, Административным регламентом № 345, являются несостоятельными, так как УФАС по Хабаровскому краю с целью установления доминирующего положения ООО «Газэнергосеть Хабаровск» проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по доставке баллонов СУГ населению для бытовых нужд на территории г. Хабаровска в 2020 году в соответствии с требованиями приведенных выше документов; оснований для иных выводов у суда не имеется.

 Учитывая изложенное, УФАС по Хабаровскому краю,действуя в соответствии с положениямипунктов 3.17-3.30 Административного регламента № 345, правомерно установило в оспариваемом пункте 1 решения от 29.03.2022 № 3 доминирующее положение ООО «Газэнергосеть Хабаровск» на соответствующем товарном рынке.

 Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу,  что оспариваемый пункт 1 решения УФАС по Хабаровскому краю, которым установлено доминирующее положение ООО «Газэнергосеть Хабаровск» на рынке услуг по доставке СУГ в баллонах на территории г. Хабаровска в 2020 году, в совокупности с пунктом 2 этого же решения, которым прекращено рассмотрение дела № 027/01/10-344/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, не нарушает прав и законных интересов ООО «Газэнергосеть Хабаровск» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как не влечет за собой каких-либо негативных последствий для хозяйствующего субъекта, таких какпривлечениеюридическоголица к административнойответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ, взыскание иными хозяйствующими субъектами (заинтересованными лицами) убытков по гражданско-правовым искам, взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства и так далее, в том числе, с учетом установления его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

В связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Более того, изложенные в апелляционной жалобе доводы нашли свое отражение в оспариваемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  28.07.2022 по делу № А73-10004/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Хабаровск" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением №9068 от 12.08.2022 государственную пошлину в размере 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Е.А. Швец

Судьи

И.А. Мильчина

Е.И. Сапрыкина